История создания «Мастера и Маргариты»
Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76


История создания «Мастера и Маргариты»

История создания «Мастера и Маргариты»

Важнейшие свидетельства об обстоятельствах формирования замысла романа и истории создания «Мастера и Маргариты» оставила вторая супруга писателя Л.Е. Белозерская [5]:

Книга – лучший подарок…

«Когда мы познакомились с Н.Н. Ляминым и его женой художницей Н.А. Ушаковой, она подарила М.А. книжку, в которой делала обложку, фронтисписную иллюстрацию «Чёрную карету» и концовку.

Это «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей». Романтическая повесть, написанная ботаником X, иллюстрированная фитопатологом У». Москва, V год Республики».

Автор, нигде не открывшийся, - профессор Александр Васильевич Чаянов.

Главный герой – Булгаков!..

Н. Ушакова, иллюстрируя книгу, была поражена, что герой, от имени которого ведётся рассказ, носит фамилию Булгаков. Не меньше был поражен этим совпадением и Михаил Афанасьевич.

Всё повествование связано с пребыванием Сатаны в Москве, с борьбой Булгакова за душу любимой женщины, попавшей в подчинение к дьяволу.

Повесть А. Чаянова сложна: она изобилует необыкновенными происшествиями. Сатана в Москве.

Варьете = театр Медокса?

Происходит его встреча с Булгаковым в театре Медокса. На сцене прелестная артистка, неотступно всматривающаяся в темноту зрительного зала с выражением покорности и душевного страдания.

Булгакова поражает эта женщина: она становится его мечтой и смыслом жизни. Перед кем же трепещет артистка?..

Прообраз Воланда?

«Это был он… Он роста был скорее высокого, чем низкого, в сером, немного старомодном сюртуке, с седеющими волосами и потухшим взором, всё ещё устремленным на сцену… Кругом него не было языков пламени, не пахло серой, всё было в нём обыденно и обычно, но эта дьявольская обыденность была насыщена значительным и властвующим»…

По ночной Москве преследует герой повести Булгаков зловещую чёрную карету, уносящую Настеньку (так зовут героиню) в неведомую даль… Любуется попутно спящим городом и особенно «уходящей ввысь громадой Пашкова дома».

Судьбоносная встреча

Судьба сталкивает Булгакова с Бенедиктовым, и тот рассказывает о своей дьявольской способности безраздельно овладевать человеческими душами. «Беспредельна власть моя, Булгаков, - говорит он, - и беспредельна тоска моя, чем больше власти, тем больше тоски»…

Он повествует о своей бурной жизни, о чёрной мессе, оргиях, преступлениях и неожиданно: «Ничего ты не понимаешь, Булгаков! Знаешь ли ты, что лежит вот в этой железной шкатулке?.. Твоя душа в ней, Булгаков!»

Но душу свою у Бенедиктова Булгаков отыгрывает в карты. После многих бурных событий и смерти Бенедиктова душа Настеньки обретает свободу. И полюбившие друг друга Настенька и Булгаков соединяют свои жизни.

Вектор!..

С полной уверенностью я говорю, что небольшая повесть эта послужила зарождением замысла, творческим толчком для написания романа «Мастер и Маргарита».

Годовой диапазон датировки

«V год Республики», фигурирующий в наименовании повести А.В. Чаянова – это 1922 – 1923 год. Следовательно, знакомство М.А. Булгакова с творением А.В. Чаянова не могло произойти ранее этих лет.

Можем ли мы именно 1922 год взять за точку отсчёта поисков датировки? Отнюдь. По ходу повествования явствует только одно – события происходят в советской России.

Поэтому за начальную точку отсчёта предлагается 1918 год, а за конечную – 1939, как предпоследний год жизни писателя. На этом поиски годового диапазона датировки завершим. 

Мастерски спрятано! Случайность?..

История создания «Мастера и Маргариты»

Если с историей создания «Мастера и Маргариты» и предпосылками романа всё более-менее ясно, то датировка произошедших в романе событий оставляет желать лучшего.

Исторический фон повествования спрятан настолько искусно, что поневоле приходится констатировать его сознательное сокрытие автором.

До такой степени, что просто невозможно определить, когда разворачиваются захватывающие читателя события: в начале, середине или конце двадцатых либо тридцатых годов.

Если же читатель вырван из исторического контекста, что с достаточной долей вероятности может произойти, например, с иностранным читателем, он без труда перенесёт время событийности романа в наши дни.

Видимо, к этому Михаил Афанасьевич и стремился… Чтобы произведение не привязывалось к определённому временному и историческому контексту, а могло проецироваться в неопределённое время.

Иными словами, быть направленным в вечность…

Обаяние нерешаемых задач

И тем не менее. Для истинных фанатов романа нет мелочей. Всё, что хоть как-то соотносится с «Мастером и Маргаритой», вызывает их живой интерес.

Тем паче неспокойные умы будоражат различные поиски. Датировка событий романа в том числе. «А тот, кто ищёт, всегда найдёт», - говорят в народе. Особенно, если искать, что называется «под лупой», благо дело по тексту много «меток» разбросано.

Булгаковские «обманки»

Кто-то, «уцепившись» за упоминаемый в романе съезд архитекторов, отнесёт датировку событий в июнь 1937 года, когда этот съезд и состоялся.

Торгсин?

Но эта точка зрения «не выдержит никакой критики» со стороны последователей «торгсиновской» теории, ибо созданное в январе 1931 года Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами на правах торгового синдиката было ликвидировано ещё в январе 1936 года.

Тогда вопрос: что подожгли Коровьев и Бегемот в Смоленском универмаге?

Жара?

Метеорологи также «подкинут масла в огонь», заявив, что максимальная майская жара в период проживания Булгакова в Москве пришлась на 1935 год, значит «туда и надо лыжи навострить».

Троллейбус на Арбате?

Фанаты от сферы московского общественного транспорта будут настаивать на периоде 1934 – 1936 годов, так как именно в это время были пущены маршруты троллейбуса по Арбату и Садовому кольцу соответственно.

Но замешкаются при ответе на вопрос, почему в романе ни разу не упомянут метрополитен? Неужели итог такого грандиозного строительства, открытие которого совпало с днём рождения писателя, остался без внимания Михаила Афанасьевича?

Союз писателей?

«Мастера художественного слова» предложат просто и без изысков поднять архивы и выяснить, когда московская секция союза писателей или его предшественника стала насчитывать «три тысячи сто одиннадцать» членов. И так далее. 

Взаимоисключаемость в доказательствах

История создания «Мастера и Маргариты»

Сдаётся только, что все эти «метки» – суть либо намеренные писательские «обманки», либо просто ничего нестоящие «обстоятельства бытия», которые автором и серьёзно-то не рассматривались. Ну, право, не может Творец «на каждый чих» к справочнику метаться!

Неужели всё так безнадёжно? Отнюдь. История была настолько благосклонна к «нашему брату», исследователю, что донесла до нас не только чистовую, но и черновые редакции романа.

Что по вопросу датировки скажут они?

Первая редакция романа

Исследователями творчества писателя установлено, что первая редакция романа «Мастер и Маргарита» содержится в авторских тетрадях 1 и 2, датированных 1928 – 1929 годами [6].

Но тетрадь 1, к сожалению, из заявленных пятнадцати глав содержит только последние четыре; остальные, начальные одиннадцать – уничтожены.

Тем не менее, в первой уцелевшей, двенадцатой главе «Разговор по душам» [7] читаем (сцена допроса Босого после ареста, в первой редакции Босой – Поротый):

«- Что это вы, партийный, а всё время Бога упоминаете? Веруете?..

- А в Бога Господа верую, - вдруг сказал Поротый, - верую с сего десятого июня и во диавола».

Июнь?

Начало повествования главы 13 «Якобы деньги» [7] также предельно информативно: «Интересно, как никому и в голову не пришло, что странности и вообще всякие необыкновенные происшествия, начавшиеся в  Москве уже 12 июня, на другой же день после дебюта м-е Воланда, имели все один, так сказать, общий корень и источник и что источник этот можно было бы и проследить».

На июнь указывает и глава 14 «Мудрецы» [7]: «- Снежный занос в Ростове в июне месяце, - тихо и серьезно сказал Нютон (в окончательной редакции Варенуха), - он  белую горячку получил во Владикавказе (в окончательной редакции в Ялте). Что ты скажешь, Библейский (в окончательной редакции Римский)?».

Июнь 1935 года?!!

Более того, комментарии В. Лосева к тетради 1 содержат следующую датировку: «Глава первая (тетради 1) имела несколько названий: «Шестое доказательство», «Доказательство /инженера/», «Пролог»...

По содержанию похожа на будущую главу «Никогда не разговаривайте с неизвестными», но насыщена многими подробностями, которые были в дальнейшем опущены.

Например, указано время действия – июнь 1935 года» (вот сторонники «метеорологической» теории датировки обрадуются).

«К тридцатым годам»

Однако возможная радость «метеорологов» преждевременна, ибо в главе «Мания фурибунда» [8] тетради 2 содержится единственное «датировочное» указание и оно «играет на руку» «литераторам»:

«Народный комиссариат просвещения, терзаемый вопросом об устройстве дел и жизни советских писателей, количество коих к тридцатым годам поднялось до угрожающей цифры 4500 человек, из них 3494 проживали в городе Москве, а шесть человек в Ленинграде».

Хотя победа эта, конечно, «пиррова»: мало того, что цифра 4500 не соответствует «канонической» 3111, но и однозначным «к тридцатым годам» автор рушит все надежды на датировку событий тридцатыми годами, по крайней мере, их серединой и второй половиной. 

Или июнь 1943 года?

История создания «Мастера и Маргариты»

В 1929 – 1931 годах Булгаков продолжает работу над черновыми набросками романа  «Мастер и Маргарита» [9], где, будто посмеиваясь над исследователями собственного творчества, в первой же главе «Дело было в Грибоедове» трижды (!) указывает на датировку событий романа – 14 июня 1943 года, суббота. Да уж…

Ну, во-первых, 14 июня 1943 года никогда, как бы ни хотел Михаил Афанасьевич, на субботу не «выпадет», но всегда будет понедельником.

Во-вторых, в ретроспективном аспекте менее всего события лета 1943 года соотносятся с литературными реалиями романа: всё же подготовка к битве на Курской дуге по эмоциональному накалу нивелирует до ничтожности похождения Бездомного в Грибоедове.

Уж если и был где-то Воланд в июне 1943, то уж точно не в Москве…

Посему отнесём авторскую идею датировки событий 1943 годом к «неудачным черновым наброскам».

Вторая редакция романа

О судьбе второй редакции романа «Мастер и Маргарита» наслышаны даже непосвящённые – её поглотила печная топка.

Третья редакция романа

Посему перейдём к третьей редакции, датированной 1932 – 1934 годами [10]. «Ах, хорошо пиво в июльский зной!» - восклицает автор, со свойственным зодиакальному Тельцу чревоугодием и сладострастием описывая ресторан в главе «Дело было в Грибоедове».

Уже июль?

Более того, показателен текст главы 4 «Стёпа Лиходеев», начинающийся словами: «Если бы Степе Лиходееву в утро второго июля сказали: «Степа, тебя расстреляют, если ты не откроешь глаз!» - Степа ответил бы томным и  хриплым голосом».

Следовательно, повествование романа согласно третьей редакции начинается 01 июля.

На 04 же июля Лиходеев планирует возвращение в Москву из Владикавказа в главе 9 «Поцелуй Внучаты» (в оригинале – Варенухи): «Фотограмма эта, снятая явно и несомненно с записки Степы, была ясна и осмысленна: «Вылетел быстроходным Москву буду четвертого утром Проверьте получило ли ГПУ мои телеграммы Наблюдайте Воландом Лиходеев». Значит, июль… 

Нет, всё же – май!..

История создания «Мастера и Маргариты»

Но как гром среди ясного неба в главе 5 «Волшебные деньги» этой же (!), третьей  редакции гремит: «Председатель Жилищного Товарищества того дома, в котором проживал покойник, Никанор Иванович Босой находился в величайших хлопотах начиная с полуночи с 7-го на 8-е мая».

Ему вторит «Шторы на окошках были откинуты, в них сочился последний майский свет», глава 20 «На здоровье!».

Май?!!

Глава 12 «Дядя и буфетчик» и вовсе «добивает» исследователя сообщением о том, что «На следующий же день, 23-го, Латунский (в оригинале – Поплавский) сел в мягкий  вагон скорого поезда и утром 24-го уже был у ворот громадного дома № 10 по Садовой улице».

К какому месяцу относятся «эти милые цифры», к маю ли, к июню ли, не установить.

Дальше – тишина…

Дополнительные главы [11], дописанные и переписанные Булгаковым в 1934 – 1936 годах, в вопросе датировок в полной мере соответствуют последней авторской редакции «Мастера и Маргариты» и… ровным счётом никаких явных дат не содержат.

Далее, с 1936 года до самой смерти писателя 10 марта 1940 года о романе – ни слова, будто его никогда и в природе не существовало: молчит Булгаков в своих письмах и беседах, молчит в своих дневниках и Елена Сергеевна, третья супруга Михаила Афанасьевича. 

Основания очевидны – 1937 год стал нарицательным для указания на периоды «закручивания гаек».

назад                            далее