Казнь в Риме
Во-первых, о римском праве.
Что такое право Рима?
Римское право в интересуемом нас контексте – правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской империи, явившаяся образцом и прообразом правовых систем романо-германской системы права.
Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима – законы римских царей.
Один из наиболее значимых – Свод законов двенадцати таблиц, перенесший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н.э. К III веку до н.э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм.
Эталон!
В настоящее время все системы права романо-германской группы базируются на «том самом» праве Древнего Рима. К чему это всё?
К тому, что распяли Иисуса не какие-то там античные варвары по одним, ведомым только им, законам, но правовой базой Его осуждения являлась система права, используемая и поныне.
Иными словами, адекватность и жизненность данной правовой системы доказана Временем!
«Вышка»
Во-вторых, казнь в Риме, по римскому праву, уже тогда воспринималась как «высшая исключительная мера» и осуждение человека на казнь – вопрос серьёзный, независимо от того, что этот человек – иноземец.
Если бы у Рима к иноземцам было иное отношение, их бы вообще без суда уничтожали. Суд же над Иисусом перед казнью состоялся!
А уж осуждение человека на казнь только на основании лжесвидетельства, без иных доказательств – вещь в римском праве просто немыслимая и неприменимая; не знает Римское право как доктрина таких «экзерсисов».
Судебная ошибка?
«Ну да, ну да», - возразят скептики, - «сказанное, конечно, увлекательно и может быть даже кому-то интересно, но это же – чистая идеализация. Между правом и правоприменением порой – пропасть.
Если наша правоприменительная практика знает судебные ошибки, почему их не могла знать практика Рима времён Пилата? Судья ведь тоже в этой практике не последнюю роль играет».