Фото Че Гевары
© Герман Ломов, 2005 [1]
Мы кубинскими звёздами царапали спину и грудь
И завидовали тем, кто здоровался за руку с Че…
«Ночные снайперы» - «Куба»
Если серьёзно задуматься над вопросом о самой известной фотографии XX века, поставив во главу угла степень её растиражированности и известности изображённого на ней лица, правильный ответ не сразу придёт в голову.
Однажды ваш покорный слуга инициировал подобный опрос и обнаружил, что в это число с наибольшими показателями вошли следующие фотографии.
Юрий Гагарин в космическом шлеме, вариант – в парадной форме, Эрнест Хемингуэй с бородой в свитере под горло, Гитлер на одном из нацистских парадов с узнаваемым жестом, Альберт Эйнштейн «с языком», Ленин с приветственным жестом правой ладони, Мерилин Монро работы Энди Уорхолла.
Но несомненным лидером оказался именно этот…
Фото Че Гевары
Мэрилендский институт искусств назвал это фото «самой известной фотографией в мире и символом ХХ века». Этот снимок обошёл всю планету.
Сегодня по своим тиражам он является общепризнанным лидером среди остальных фотоснимков мира и по праву считается одним из лучших фотопортретов, сделанных за всю историю фотографии.
Речь идет о фото Че Гевары, снимке «Че в берете со звездой» известного кубинского фотомастера Альберто Лиаса Гутьерреса, известного под псевдонимом Альберто Корда.
Предыстория фото Че Гевары
…5 марта 1960 года (!) в Гаване проходил траурный митинг и похороны 136 матросов французского парохода «Ла Кувр», доставлявшего на остров Свободы закупленное революционным правительством в Бельгии оружие и боеприпасы и взорванного американцами у берегов Гаваны.
Вот что известно об истории фото Че Гевары со слов самого Альберто Корды [2].
Свидетельство автора фото Че Гевары
Прибыв на митинг, фотограф пробрался сквозь толпу к помосту, на котором была воздвигнута трибуна, и принялся снимать – последовательно кадр за кадром – всех находившихся на помосте.
Выступал Фидель Кастро. Рядом стояли высшие руководители страны, другие деятели, а также французский писатель Жан Поль Сартр. Было видно всех, кроме Че: он стоял в заднем ряду.
- И вдруг Че, который до этого момента держался сзади, сделал шаг вперед и оказался в первом ряду; это произошло почти одновременно с движением моего фотоаппарата, - вспоминал мастер. – Его лицо, попавшее в кадр, поразило меня; на нем был черный берет со звездой майора и кожаная куртка, застегнутая доверху; ветер развевал его длинные волосы, а взгляд был устремлен в бесконечность… Я успел трижды щелкнуть затвором; через минуту-полторы Че снова затерялся в глубине помоста...
«Отложенная» слава шедевра
Когда митинг закончился, Корда поспешил в лабораторию, проявил негативы и напечатал снимки для утреннего номера газеты.
Но фото Че Гевары тогда не было опубликовано: редактор отобрал другие, на которых был изображен Фидель Кастро и другие лидеры революционной Кубы.
Тем не менее, Корда, чувствовавший, что ему удалось передать в ней личность, внутренний мир и характер Че Гевары, сохранил фото Че Гевары, сделал еще один отпечаток и повесил в своей студии, где он и провисел семь лет (!), ожидая своего часа.
Минуло семь лет…
И час этот наступил. Осенью 1967 года фотографа посетил итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли. Ему понравилось висевшее в студии фото Че Гевары, и он попросил автора сделать два отпечатка на глянцевой бумаге.
Корда выполнил просьбу и подарил фото Че Гевары Фельтринелли, не взяв с того ни сентаво.
Через месяц после официального сообщения о гибели Че Гевары в Боливии (он погиб 9 октября 1967 года), когда ЦРУ распространяло повсюду фотографии убитого Че Гевары, Фельтринелли выпустил в Милане плакат с полученным от Корды снимком, и студенты вышли с этим плакатом на улицы, скандируя: «Че – жив!».
В «яблочко»! В точку!..
Фото Че Гевары сразу же приобрело мировую известность, и Фельтринелли менее чем за три месяца продал миллион таких плакатов.
С тех пор образ героического партизана, созданный фотографом Альберто Кордой, разошелся по всему миру и стал жить своей, независимой от воли его создателя жизнью.
После своего появления фото Че Гевары воспроизводилось и продолжает воспроизводиться во многих книгах, журналах, газетах, да и вообще на всех более-менее подходящих для этого предметах: флагах, платках, майках, календарях, пивных этикетках, часах, зажигалках, брелоках и других бытовых изделиях, вплоть до нижнего белья.
Для одних образ, запечатленный на фото Че Гевары, стал своего рода иконой, символом борца за социальную справедливость, революционера на все времена.
Особенно это восприятие характерно для бунтарской молодежи и представителей леворадикальных движений, что наиболее наглядно проявилось во время известных студенческих волнений 1968 года в Париже и других городах Западной Европы, а также во время массовых манифестаций антиглобалистов наших дней.
«Как ты это сделал?»
Вот, пожалуй, и всё, что автору удалось узнать об истории создания фото Че Гевары.
Но в чём же кроется её исключительность?
Почему именно это фото достигло такой известности мирового масштаба, провисев в кабинете её автора целых семь лет?
Как произошло, что, казалось бы, обычное фото в одночасье стал иконой, символом борьбы, революционной романтики и даже отчасти социальным портретом поколения?
Представляется, что ответы на эти вопросы в реалиях материального мира найти невозможно. Здесь всё намного глубже и тоньше, и без помощи метафизического подхода, интуитивных озарений и других сакральных составляющих не обойтись.
Для решения поставленных вопросов обратимся к астрологии как совокупности знаний, имеющей наибольший ресурс в решении подобных задач.
Для астрологического анализа феномена фото Че Гевары нам необходимо построить гороскоп на тот момент, когда Альберто Корда нажал на кнопку спуска затвора.
Ключевой вопрос – когда?
Но выявить именно этот временной промежуток вряд ли возможно: воспоминания Корды о времени съёмки фото Че Гевары, равно как и о времени начала траурного митинга, отсутствуют, ракурс фото Че Гевары не позволяет исследовать светотени на предмет установления времени суток и съёмки и так далее.
Поэтому ответ придётся искать эмпирическим путём.
Итак, нам известно, что фото Че Гевары было сделано 05 марта 1960 года в Гаване (Куба).
День или ночь?
Учитывая, что в момент экспонирования Че Гевара находился на траурном митинге по поводу похорон моряков с «Ла Кувр», очевидно, что фото Че Гевары было снято днём, что косвенно подтверждается фоном неба за головой Че Гевары. Значит, и исследуемая нами карта – дневная.
Действительно, какой траурный митинг на государственном уровне будет проводиться ночью?
Обратившись к программе Анатолия Зайцева «Астропроцессор ZET 5.10» нетрудно установить, что восход Солнца 05 марта 1960 произошёл в Гаване ≈ в 6:50, заход ≈ в 18:30.
По аналогичным основаниям о дневной карте отрицается возможность проведения траурного митинга ранним утром, например в 7 часов утра, либо поздним вечером, около 18:00, и для «чистоты эксперимента» предлагается презюмировать время начала траурного митинга на полдень.
Полдень?
Построим соответствующую карту.
В гороскопе фото Че Гевары отметим, что середину неба (МС) и Солнце разделяет угловое расстояние в 11º. Таким образом, дирекционная середина неба достигнет натального Солнца через 11 лет, что, несомненно, повлечёт за собой какое-то достаточное возвышение исследуемого фото Че Гевары.
Из приведённой истории фото Че Гевары нам известно, что фото Че Гевары, распечатанное Кордой для своих целей, украшало его мастерскую семь лет и осенью 1967 года, то есть фактически через 7,5 лет, было передано Джанджакомо Фельтринелли.
Этот факт даёт нам достаточные основания предполагать целесообразность помещения натального Солнца на угловом расстоянии ≈ в 7º30' от МС по ходу дирекционного движения последнего.
Опять же используя программу «Астропроцессор ZET 5.10», обнаруживаем, что на этом расстоянии Солнце будет отстоять от МС ≈ в 12:13.
Два варианта…
Получается вполне реальная картина.
Митинг начался в 12:00, если траурная речь Фиделя заняла до 10 минут, то Че, являясь далеко не последним человеком в правительстве революционной Кубы, вполне мог появиться в первых рядах на трибуне примерно в 12:13, когда Корда и сделал фото Че Гевары, принесшее ему впоследствии мировую известность.
Можно пойти и другим путём: по этому же алгоритму рассмотрим дирекционное движение Луны.
Вообще Луна как символ плодородия, множественности, переменчивости и народных масс на Асценденте в Близнецах может сигнифицировать большую тиражированность фото Че Гевары именно в печатных средствах массовой информации либо на бумажных носителях, так как пресса, коммуникации, плакаты, постеры и иные виды печатной продукции, несомненно, «курируются» Меркурием и Близнецами.
Следовательно, если во главу угла поставить не неожиданный взлёт и славу фото Че Гевары, а именно его возможность быть растиражированным, то почему бы натальную Луну не разместить на расстоянии в 7º30' от Асцендента по ходу её дирекционного движения?
С помощью «Астропроцессор ZET 5.10», установим, что такое положение Луны соответствует 12:37, что также не особенно разнится с историей фото Че Гевары.
Истинное время съёмки фото Че Гевары – 12:13 или 12:37?
Из подобного дуалистического подхода следует однозначный вывод: основные оси гороскопа (Asc-Dsc и MC-IC) определены верно, митинг начался около полудня, время съёмки фото Че Гевары либо 12:13, либо 12:37, или около этих временных границ.
Тем не менее, в вопросе выбора гороскопа для рассмотрения считаю необходимым руководствоваться гороскопом фото Че Гевары, построенном на 12:13.
Каких-либо безусловных логических умозаключений, обосновывающих правильность данного выбора, привести не могу.
Можно, конечно, презюмировать, что работа репортёра, каковым являлся Корда, не предполагает возможности оставаться на точке съёмки более 40 минут – непозволительная роскошь для производительности труда людей подобной профессии. Но такое основание очень условно.
Во-первых, Корда являлся чуть ли не приближенным фотографом Кастро и это правило могло на него не распространяться.
Во-вторых, 05 марта 1960 года приходилось на субботу, что также может уменьшить объём работы репортёра.
В-третьих, тот траурный митинг мог являться настолько грандиозным событием, что иные новости были отодвинуты на второй план.
В-четвёртых… Да мало ли какие ещё можно подобрать контраргументы.
05 марта 1960 года, Гавана, 12:13…
Выбор в пользу гороскопа фото Че Гевары, построенного на 12:13, обусловлен желанием автора стационарно зафиксировать Луну на Асценденте. Как уже говорилось выше, именно это положение наиболее способствует возможности большой степени тиражированности фото Че Гевары.
В противном случае, дирекционная Луна, достигнув Асцендента через 7,5 лет, безусловно, повлечёт такую возможность, но она и сохранится не более года – срока действия дирекционного аспекта.
Учитывая, что успех фото Че Гевары в сфере его тиражирования продолжается и в наши дни, представляется, что гороскоп фото Че Гевары, построенный на время съёмки – 12:13, в большей мере соответствует действительности.
В любом случае, если кому-то симпатичен гороскоп фото Че Гевары, построенный на 12:37, сомневаться в его валидности я не стану, повторюсь, основная картина от этого не изменится настолько радикально.