Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Юрий Айзеншпис

С одной стороны, Юрий Айзеншпис – лауреат национальной российской музыкальной премии «Овация» в номинации «Лучший продюсер» 1992 и 1995 годов [81]. С другой…

Юрий Айзеншпис

«Талантливый мальчуган»

С 1965 года (в возрасте 20 лет; родился 15.07.1945 года) Юрий Айзеншпис являлся администратором рок-группы «Сокол» [81]. Стоит отметить, что уже в двадцатилетнем возрасте Юрий Айзеншпис проявил недюжинный коммерческий талант.

Так, в частности, именно Юрием Айзеншписом была разработана сомнительная схема деятельности «Сокола».

Суть в следующем: по договорённости (понятно, устной и, понятно, за «откат») с администрацией концертной площадки Юрий Айзеншпис за свой счёт скупал все билеты на любое развлекательное мероприятие, например, фильм по государственной цене, которая, конечно, была мизерной.

В дальнейшем билеты распространялись по завышенной цене, но уже на выступление «Сокола». Классическая спекуляция. Которая, отметим, в СССР каралась уголовным законом.

Стоит отметить, что уже в те незапамятные времена Юрием Айзеншписом к работе привлекались крепкие пареньки-спортсмены, обеспечивающие порядок в зале во время выступления группы.

Арест!

Гром грянул 07 января 1970 года, когда Юрий Айзеншпис был арестован. Свой арест и последующую отсидку Юрий Айзеншпис объяснял тем, что хотел всего лишь приобрести для «Сокола» «фирменную электрогитару».

Однако иную картину «рисуют» материалы уголовного дела. В результате проведённого у Юрия Айзеншписа обыска было изъято и конфисковано в пользу государства 15 585 рублей и 7 675 долларов США.

Многовато для двадцатичетырёхлетнего паренька. Многовато для покупки «фирменной электрогитары». Даже, если она целиком из золота…

Юрий Айзеншпис

«Бабочка»

Далее. Фигурирование в деле валюты иностранного государства автоматически квалифицировало содеянное Юрием Айзеншписом по статье 88 УК РСФСР 1960 года, относящейся к государственным преступлениям.

Статья 88 Уголовного кодекса РСФСР (на сленге валютчиков – «бабочка») «Нарушение правил о валютных операциях» предусматривала уголовное наказание за операции с иностранной валютой и валютными ценностями.

Осуждение по статье 88 предполагало в зависимости от состава преступления лишение свободы на срок от 3 до 15 лет, конфискацию имущества, ссылку на срок до 5 лет и смертную казнь [82].

Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева

Теперь соотнесём изложенное с историческими реалиями.

В 1961 году в СССР прогремело дело Яна Рокотова – Владислава Файбишенко – Дмитрия Яковлева [83], суть которого вкратце следующая:

Ян Рокотов совместно с друзьями – Владиславом Файбишенко и Дмитрием Яковлевым организовал сложную систему посредников для скупки иностранной валюты и зарубежных товаров у иностранных туристов.

В 1960 году КГБ СССР разоблачил Яна Рокотова и Ко. Рокотов, Файбишенко и Яковлев были арестованы, осуждены, а впоследствии расстреляны.

При обыске у Яна Рокотова было изъято (внимание!) около 1 500 000 долларов США в разной валюте и золоте, а общий оборот подпольной «фирмы» Яна Рокотова составлял 20 000 000 новых рублей.

Юрий Айзеншпис

Дело и дела Айзеншписа

Спустя девять лет по аналогичной статье Яна Рокотова у Юрия Айзеншписа изымают и конфисковывают 15 585 рублей и 7 675 долларов США. По сведениям самого Юрия Айзеншписа, цифры разнятся: было изъято и конфисковано 10 000 рублей и 17 865 долларов США.

Наказание – 10 лет по статьям 88 «Нарушение правил о валютных операциях» и 78 «Контрабанда» УК РСФСР.

После освобождения в 1977 году по УДО Юрий Айзеншпис провернул новую махинацию, с фальшивыми долларами, и снова сел. Окончательно освободился в 1987 году.

«Неувязочка»

При этом по «гуляющим» в Сети фото, в 1985 году Юрий Айзеншпис находился на свободе и пребывал в Евпатории. Соответственно, сколько Юрий Айзеншпис получил по второму делу и как оказался в заключении после 1985 года, история умалчивает.

Одним словом, уголовные дела Юрия Айзеншписа разрешили бы эти вопросы и неувязки много лучше. Но за неимением доступа к оным перенесёмся на семнадцать лет вперёд, когда Айзеншпис Юрий Шмильевич, наконец, «откинулся».

Юрий Айзеншпис

Юрий Айзеншпис

Свобода!!!

В 1987 году, сразу после освобождения с «кичи», Юрий Айзеншпис устраивается на работу в молодёжную музыкальную организацию «Галерея» при горкоме комсомола, где он организует концерты молодых исполнителей.

Осенью 1988 года Владимир Липницкий знакомит Юрия Айзеншписа с Виктором Цоем. На скамейке сада «Эрмитаж» в одночасье Юрием Айзеншписом и Виктором Цоем принимается решение работать вместе.

Обоюдная заинтересованность

Зачем «понадобился» Цой Юрию Айзеншпису – ясно предельно: «КИНО» – машина, которая может зарабатывать «кучу бабла». Зачем «понадобился» Юрий Айзеншпис Цою – вопрос.

К россказням самого Юрия Айзеншписа, утверждавшего, что это именно он «вывел Цоя на большие горизонты, потому как до него его знали только любители ленинградского рока» отнесёмся со скепсисом: группа «КИНО» уже до знакомства с Юрием Айзеншписом (конец 1988 года) была «в зените».

А вот методы «запудривания мозгов» Юрием Айзеншписом «Цой и Ко» рассмотрим подробнее.

Предшественник Айзеншписа

Предварим повествование: администратором группы до Юрия Айзеншписа был Юрий Владимирович Белишкин. По свидетельству [73]:

«В то время послужному списку Юрия Белишкина могли позавидовать многие отечественные музыкальные администраторы и промоутеры. Он работал с Аллой Пугачевой, с группами «Аргонавты», «Песняры», «Ариэль».

Являлся организатором первого фестиваля ВИА в Ленинграде с участием «Аргонавтов», «Землян», «Мифов» и «Санкт-Петербурга».

На момент начала работы с «КИНО» Юрий был администратором ленинградского театра-студии «Бенефис», созданной Боярским и Розенбаумом.

С осени 1988 года «КИНО» стало официально концертировать от театра-студии «Бенефис», где работал Белишкин. Наконец появилась возможность неплохо зарабатывать на концертах».

Юрий Айзеншпис

Зарождение стратегии

Иными словами, Белишкин для Юрия Айзеншписа – преграда «доступа к телу» Цоя. Как её можно «преодолеть»? Только организаторскими способностями превосходящего уровня! О них и речь…

О работе Юрия Айзеншписа как продюсера – свидетельство [73]:

«После ноябрьских концертов в Нижнем Тагиле (14 ноября) «КИНО» 26-28 ноября выступало в Ленинграде, в СКК, после чего вылетело в Красноярск, где с 1 по 4 декабря дало аншлаговые концерты в ДС «Енисей» (ныне им. Ярыгина).

Воспоминание Каспаряна

Юрий Каспарян: «Мне запомнилось, как Юра появился. Это было в Красноярске, прибыли туда с Белишкиным, стоим в гостинице. Номеров нет, в ресторане мест нет.

И вдруг фейерверк – появляется Юрий Шмильевич, сразу нам номера, покушать хотите – пожалуйста. Он сразу всё решил, на ходу…

А нам-то что нужно, музыкантам? Не иметь бытовых проблем. И мы стали работать с ним».

Воспоминание «Густава»

Георгий Гурьянов: «Юра Айзеншпис организовывал роскошные гастроли, у него была безупречная организаторская работа продюсера. Витя его очень любил.

Чья работа продюсера была лучше – Белишкина или Айзеншписа? Конечно, Юрина… Юра Айзеншпис был великолепный администратор и директор для работы продюсером совершенно иного уровня».

Отставка Белишкина

Юрий Владимирович Белишкин покинул свой пост в декабре 1989 года, сразу после серии красноярских концертов.

По воспоминаниям музыкантов «КИНО», Цой немногим позже звонил Белишкину в Ленинград и предлагал в дальнейшем сотрудничать с группой в Ленинграде, но Белишкин дипломатично отказался».

Юрий Айзеншпис

Нестыковки…

А теперь разберём изложенную ситуацию работы Юрия Айзеншписа продюсером, что называется, «на пальцах».

Мог профессиональный продюсер, каковым Юрий Белишкин, безусловно, являлся, вылететь с группой на гастроли в Красноярск, «в никуда»? Вот так, чтобы арендована концертная площадка, куплены билеты, а жить негде?!!

Пойти на такой шаг в эпоху совкового гостиничного мема «мест нет»? Парадокс. Конечно же, не мог: места в гостинице Красноярска были забронированы предварительно!

Отчего же «КИНО» был оказан такой холодный приём? До такой степени, что не только «мест нет», но даже в ресторан «не положено»? А «КИНО», как ни крути, не хипстеры из подворотни…

И каким это волшебным образом ситуация кардинально меняется с появлением на «авансцене» Юрия Айзеншписа?

И кстати, Юрий Айзеншпис в Красноярске как оказался в нужное время, «в нужном месте»? Мимо самолётом пролетал?!!

«Решаю проблемы!.. Которых не было…»

А ответ-то лежит на поверхности.

Юрий Айзеншпис просто-напросто побывал в гостинице и ресторане заранее, сунул «в лапу» нужным людям «трёшку или четвертак», убедил ни под каким предлогом не вселять в гостиницу и не пускать в ресторан «КИНО» до его, Юрия Айзеншписа, феерического появления, после чего открыть заезжим гастролёрам «все двери».

«Всё сделаете, как надо, по окончании получите столько же», - возможно, даже подмигнул он офигевшим «акулам гостиничного бизнеса» и рестораторам. Вот и всё «волшебство» и «фейерверк»…

Белишкин, после такой «работы продюсера» Юрия Айзеншписа, конечно, сразу «всё понял», а Каспарян и Гурьянов даже спустя прошедшие годы не «отдуплили», как их всех «красиво развёл» Юрий Шмильевич Айзеншпис.

Убеждён, в двадцать шесть лет этого не понимал и Цой… Или не хотел понимать…

Юрий Айзеншпис

Воспоминание Кинчева о Цое

Потому как эта «простота» Юрия Айзеншписа – не «бином Ньютона». Кинчеву, например, духовная сущность Юрия Айзеншписа была предельно ясна:

«Вообще Цой пафос любил. Он чувствовал себя звездой и старался этому соответствовать. Ездил только на машине с затемнёнными стёклами. Не удивлюсь, если у него и телохранители были.

Не помню, в Красноярске или Новосибирске Цой заявил: «Я на сцену не выйду – зал неполный». Так в зале такое началось, что их там чуть не  убили. Заносило Цоя, это точно. Может, потом и прошло бы…

Потом у Цоя Юрик Айзеншпис появился, у которого всё схвачено. Казалось бы, только человек освободился – нет, опять надо… Но менеджер-то он хороший, другое дело – какой человек.

Мне Цой в последнее время с гордостью говорил:

- Мы сейчас восемьдесят семь концертов зарядили!

- Ну, - говорю, - ты что, все деньги заработать хочешь?

- А что? Пока можно зарабатывать – надо зарабатывать!»

Главное – выгода!

Но Айзеншпис-то вообще труба, он и сейчас продолжает с Витьки деньги стричь. Ко мне недавно журналист из «Аргументов и фактов» приезжал и рассказывал такую историю.

Делает он материал о Цое, и вдруг звонит ему Разин из «Ласкового мая» и сообщает: «Мы как-то с Цоем минут сорок говорили – очень ему «Ласковый май» нравился. Включи это в свой материал».

Он посмеялся, конечно, а тут Айзеншпис звонит: «Нельзя ли тут о Разине включить в статью?»

«Ну, нравился ему «Ласковый май»…

Видно, Разин дал ему много зелёных на поездку в Америку. У Айзеншписа такое в порядке вещей было. Не знаю, как Витька с ним уживался, даже доволен был. Всё говорил: «Ну, крутой какой менеджер!» Только высасывал он их здорово» [79].

Юрий Айзеншпис

Спасибо Константину Евгеньевичу Кинчеву за принципиальность и личное видение и Цоя, и Юрия Айзеншписа, и их межличностных отношений. Вот на «Ласковом мае» и «высасывал он их здорово» и остановимся…

Конечно, творчество «Ласкового мая» Разина и «КИНО» в культурологическом контексте несравнимо.

С таким же успехом можно сравнивать белку-летягу и амурского тигра: оба – представители фауны. Но всё зависит только от угла обзора…

«Деньги не пахнут»

Если рассматривать «Ласковый май» Андрея Разина и «КИНО» Юрия Айзеншписа, как бизнес-проект, как два музыкальных бренда, невзирая на личные музыкальные пристрастия и эмоциональные «биения» от отторжения творчества кого-либо, смотреть сухим взглядом бизнесмена (вайшьи, торговца), сравнение уже не покажется таким нелепым, каким было первоначально.

А и Андрей Разин, и Юрий Айзеншпис, в первую очередь – торгаши…

Убеждён, с высоты минувших лет глупо отрицать, что единственными группами, способными собрать полноценный спортивный стадион на рубеже 90-х годов прошлого века являлись исключительно «Ласковый май» Разина, «На-на» Алибасова и «КИНО» Айзеншписа. Других попросту не было.

Посему очевидно соперничество «Ласкового мая» Андрея Разина, «На-на» Бари Алибасова и «КИНО» Юрия Айзеншписа «по всем фронтам»: фанаты, творчество, заработки, продюсеры.

Рано или поздно, но «социалистическое соревнование» между «Ласковым маем» Разина, «На-на» Алибасова и «КИНО» Айзеншписа должно было случиться. Группы шли, что называется, «параллельными курсами» и «ноздря в ноздрю».

Юрий Айзеншпис

Стратегия новых побед

Юрий Айзеншпис никогда и не скрывал, что считает и «Ласковый май» Разина, и «На-на» Алибасова «совершенными машинами для зарабатывания баснословных денег».

Как прекрасный бизнесмен, Юрий Айзеншпис был чужд снобизма и живо интересовался успехами «конкурентов».

Как только «Ласковый май» Разина «ушёл вперёд на корпус», Юрий Айзеншпис озадачился стратегией новых побед…

к началу

к разделу

назад

далее