Когда распяли Иисуса Христа?
К спойлеру: «Когда распяли Иисуса Христа?»
Обратимся к каноническим евангелиям, исследование которых позволяет сделать однозначный вывод: ни одно (!) евангелие не рассматривает распятие без привязки к празднику Иудейской Пасхи [27].
На исследовании этого обстоятельства остановимся подробнее.
Пасха у евангелистов
Так, у Матфея читаем: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мтф, 26:2).
А также «на праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели» (Мтф, 27:15).
У Марка: «через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков.
И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить, но говорили: только не в праздник (!), чтобы не произошло возмущения в народе» (Мрк, 14:1-2).
У Луки: «Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа» (Лк, 22:1-2).
А также «и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк, 22:15).
У Иоанна: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин, 13:1).
«Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» (Ин, 18:39).
А также «Тогда была пятница перед Пасхою (!), и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!» (19:14).
Распятие в пятницу перед субботней Пасхой…
Значит, всё-таки, «тогда была пятница перед Пасхою». А Пасха, получается, приходилась на субботу.
А какие сведения о пятницах и субботах ещё имеются у синоптиков? Вернёмся к их текстам ещё раз.
Суббота по Матфею
Применительно к искомому у Матфея читаем:
«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили:
господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых;
и будет последний обман хуже первого» (Мтф, 27:62-64).
Очевидно, что речь после того, когда распяли Иисуса Христа, идёт о субботе, на которую пришлась Пасха в год распятия.
Воскресенье по Матфею
Кроме того, «по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
…Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мтф, 28:1-2, 5-6).
Вечер пятницы и воскресенье по Марку
У Марка: «И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, - пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» (Мрк, 15:42-43).
И далее о Воскресении: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца» (Мрк, 16:1-2).
Вечер пятницы-воскресенье по Луке
У Луки: «День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк, 23:54-56).
О Воскресении: «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса» (Лк, 24:1-3).
Вечер пятницы-воскресенье по Иоанну
И, наконец, Евангелие от Иоанна: это как уже упомянутое (Ин, 19:14), так и «но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин, 19:31).
А также «там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин, 19:42).
О Воскресении: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин, 20:1).
Что такое еврейская Пасха?
Пасха – величайший еврейский праздник, празднуемый в память избавления евреев из египетского плена (Исх. 12:1-24).
Еврейская Пасха праздновалась в 14 день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх. 12:6, Левит, 23:5).
Если праздник еврейской Пасхи совпадал с субботой, то она называлась великой (Ин, 19:31).
Резюмируем изложенное в хронологическом порядке:
1. Четверг, до Пасхи два дня
Основные события:
1.1. Первосвященники и книжники вынашивают планы по аресту и казни через распятие Иисуса Христа, «но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе» (Мтф, 14:2).
Иными словами, у церковной верхушки на воплощение планов отводится временной промежуток с четверга до заката Солнца в пятницу, так как Пасха празднуется с заката Солнца в день перед Пасхой (подробнее об этом ниже).
1.2. Иисус Христос празднует с учениками еврейскую пасху.
Традиция пасхального седера
Необходимо отметить, что процедура еврейской пасхи лишь отдалённо напоминает пасхальный седер, но основные мотивы празднования седера присутствуют.
Так, участники седера возлежат на подушках как свободные и праздные люди.
Самая типичная еда – маца – плоский пресный хлеб, а также пять чаш вина, четыре из которые выпиваются при чтении определенных мест еврейских священных писаний, а пятая чаша – «чаша Элиягу» - делится (!) на всех взрослых участников седера.
В конце седера так называемый афикоман – половина средней мацы из трёх листов – раздается всем (!) – этим актом трапеза завершается.
Подробности проведения пасхального седера Христа и официального седера можно сравнить соответственно по каноническим евангелиям и, например, по книге [28].
Еврейская Пасха «заранее»
Этими несоответствиями, а также празднование еврейской пасхи на один день ранее установленного срока и обусловлена «тайность» проводимой «вечери»:
в противном случае, в чём заключается таинство проводимого Иисусом Христом мероприятия, если в этот же день каждая еврейская семья должна точно также праздновать еврейскую пасху? Хотя на истинности этой позиции автор не настаивает.
Так, в дополнение к сказанному, если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков – с субботой, то по Исх. 35:3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся после Пасхи невозможно. В этом случае, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана.
Возможно также, что это был просто предпасхальный ужин Иисуса с учениками, на котором Он дал им Свои последние наставления и молился о них.
2. Пятница, день перед Пасхой, день распятия Иисуса Христа
Основные события:
2.1. Ночь с четверга на пятницу – арест Иисуса Христа.
2.2. Суд над Иисусом Христом.
2.3. Попытка Пилата отпустить Иисуса Христа в честь празднования Пасхи.
2.4. Распятие Иисуса Христа.
2.5. Смерть Иисуса Христа на Кресте, перебивание голеней у остальных распятых.
Несколько слов о причине перебивания голеней. Это процедура скорейшего умерщвления казнённых, так как с неперебитыми голенями человек на кресте умирал лишь через несколько дней, и не от мук распятия, а от жажды, холода или голода.
2.6. Иосиф из Аримафеи просит у Пилата тело Иисуса Христа для погребения.
2.7. Снятие Иисуса Христа с Креста и Его Погребение в Гробе.
3. Суббота, день Пасхи
Основное событие: первосвященники и фарисеи просят Пилата охранять гроб, чтобы предотвратить кражу тела Иисуса Христа учениками (Мтф, 27:62-64).
4. Воскресенье
Евангельский «первый день недели, следующий за субботой» (Мтф, 28:1, Мрк, 16:1-2) (не путать с Россией, где первый день недели – понедельник).
Основное событие: рано утром, до восхода Солнца, Христос Воскрес.
Вернёмся к книге Руслана Хазарзара [24], где читаем:
«Так, в Константинопольском списке консулов 395 года (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV // Monumenta Germaniae Historia. Auctorum Antiquissimorum. Berolini, 1892, IX) после проставленного позже числа года – 29 года н.э. – и имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина имеется приписка:
«His conss. passus est Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. Easdem» / «При этих консулах пострадал Христос в день 10-й до апрельских календ и воскрес в 8-й день», то есть Христа якобы распяли 23-го, а Воскрес Христос 25 марта…
По Хронографу
В Хронографическом сборнике 354 года (Chronographus anni CCCLIIII // Liber citatus) под тем же, 29-м годом, после указания консулов читаем:
«His consulibus dominus Iesus passus est die Ven. Luna XIIII» / «В их консульство господь Иисус пострадал в пятницу при возрасте Луны 14 дней».
В разделе XIII Римские епископы имеются дополнительные сведения: «Imperante Tiberio Caesare passus est dominus noster Iesus Christus duobus Geminis cons. VIII Kal. Apr.» / «При императорстве кесаря Тиберия пострадал господь наш Иисус Христос в консульство обоих Геминов в день 8-й до апрельских календ».
Аналогично с изменённой стилистикой у Климишина И.А. [22].
Опять же предварительные выводы по цитатам:
Пятница! Март! 22-24 марта! Не 29 год!
1) Иисуса Христа распяли в пятницу, как указывают и канонические евангелия;
2) иудейская Пасха в год, когда распяли Иисуса Христа, приходилась на март, так как во всех источниках фигурирует словосочетание «до апрельских календ» (о понятиях «календы» см. выше);
3) применимо к тому, что март в римском календаре имел 31 день (о количестве дней в каждом месяце см. выше), согласно авторским расчётам:
- по Константинопольскому списку консулов 395 года Иисуса Христа распяли 22 марта («в день десятый до апрельских календ»), а воскрес Иисус Христос 24 марта («в восьмой день»);
- по Хронографическому сборнику 354 года – Иисуса Христа распяли в пятницу, в 14 день Луны, а его разделу XIII – Иисуса Христа распяли 24 марта;
4) уже отмечавшееся несовпадение датировки по годам заявленным дням недели.
Так, в 29 году н.э. 22 марта пришлось на вторник, день Луны 19;
23 марта – на среду, день Луны 20;
24 марта – на четверг, день Луны 21;
25 марта – на пятницу, день Луны 22, далее смысла рассматривать нет.
Вернёмся к особенностям еврейского календаря.
«Календарные» полномочия Синедриона
На сайте [23] читаем: «Это комбинированный солнечно-лунный календарь, в котором год совпадает с тропическим, а месяцы с синодическими».
Кроме того, (см. там же) «во времена Синедриона (верховный иудейский религиозный орган управления) начало месяца определялось прямыми астрономическими наблюдениями. При заходе солнца на исходе 29-го дня месяца наблюдатели следили, появится ли новая луна.
Как только они видели новолуние, они шли в Синедрион, где следующий день объявлялся первым днем нового месяца – «Рош Ходеш». Такое решение мог вынести только Синедрион.
Если же на тридцатый день новая луна не появлялась, это означало, что месяц полный и состоит из 30 дней, так как на 31 день новая луна обязательно должна появиться, даже если этого никто и не видел.
Тринадцатый месяц еврейского календаря…
Решение вопроса о том, состоит ли год из 12 или из 13 месяцев, возлагалась на нескольких членов Синедриона, которые руководствовались положением Солнца и другими соображениями (сдвиг на месяц достаточно легко можно определить, например, по всходам злаков или созреванию урожая).
Вопрос о дополнительном месяце решался в последнем месяце года (Адар). Если признавалось, что год состоит из 13 месяцев, это объявлялось до конца Адара, и следующий месяц назывался вторым Адаром».
Аналогичное описание читаем у П. Полонского «Устройство еврейского календаря», а также у Э. Бикермана [17].
Альтернатива – расчёты «впрок»
В качестве альтернативы можно рассмотреть точку зрения, приводимую Э. Бикерманом в этой же работе [17]:
«Выдающийся среднеазиатский ученый-энциклопедист Ал-Бируни (973 – 1048 годы) отметил в своей знаменитой книге «Хронология древних народов», что спустя примерно 200 лет после Александра Македонского, то есть в конце II – начале I веков до н.э., иудеи стали применять календарь, в котором новолуния были вычислены заранее».
Таким образом, затруднений с установлением первого дня весеннего месяца в Иерусалиме в I веке н.э. быть не могло.
Методом подбора…
Проведём расчёты, аналогичные приведённым в главе 1, на весь временной промежуток наместничества Понтия Пилата с 26 год до 36 год н.э., в целях установления года, когда распяли Иисуса Христа, в котором четырнадцатый день нисана приходится на последние числа марта и выпадает на субботу.
Данные приведены в нижеследующей таблице.
Странная картина складывается, надо признать: единственная Пасха, выпадающая на субботу, приходится на 35 год, но её дата – 12 марта – никак не соответствует определению «в день десятый до апрельских календ» либо «день восьмой до апрельских календ».
Ситуация ещё более усугубляется тем, что программы Павла Свиридова «VegaSviri Standard» и Анатолия Зайцева «Астропроцессор ZET 5.10» в 28 и 31 годах относят мартовские полнолуния на 28 марта и 25 марта соответственно.
Таким образом, иудейская Пасха по программам в 28 и 31 годах н.э. приходилась на 27 марта и 24 марта (!), оба дня субботы (!), а распятие на 26 марта либо 23 марта (!), оба дня пятницы (!) соответственно.
Матфей Властарь
Обратимся к «Собранию святоотеческих правил» Матфея Властаря.
Отметим, что это каноническая средневековая церковная книга, что придает особый вес её указанием, поскольку, как известно, вплоть до XVII века православная церковь тщательно следила за сохранностью и неизменностью текста канонических книг.
Поэтому можно надеяться, что текст Матфея Властаря достаточно точно доносит до нас мнение константинопольских ученых XIV века по вопросу времени распятия Иисуса Христа.
Итак, мы видим, что Матфей Властарь сообщает полный набор календарных условий, сопровождающих согласно устойчивому церковному преданию распятие Иисуса Христа и Его последующее Воскресение:
«Ибо Господь пострадал ради нашего спасения в 5539 году, когда круг Солнцу был 23, круг Луне – 10, и иудеи Пасху иудейскую имели в субботу 24 марта.
В следующее же за этой субботой воскресение 25 марта... воскрес Христос» [29].
Предельные условия!
Резюмируем.
В наличии имеются четыре календарных условия распятия Иисуса Христа:
1) круг Солнца 23;
2) круг Луны 10;
3) накануне, 24 марта, была иудейская Пасха, совершаемая в 14 лунный день;
4) иудейская Пасха была в субботу, а Иисус Христос воскрес в воскресенье.
«Русская хронология» Черепнина
Для вычисления года, соответствующего определениям 23-го круга Солнца и 10-го круга Луны, обратимся к труду Л.В. Черепнина «Русская хронология» [30].
Считаю необходимым отметить ценность данного произведения для всех интересующихся историческими исследованиями.
Так, в книге на страницах 42 и 54 имеются таблицы VII и XII, позволяющие определять год по кругу Солнца и кругу Луны.
Иисус Христос был распят 23 марта 31 года!
Из приведённых таблиц однозначно следует, что годом, в котором распяли Иисуса Христа является 31 год н.э.
Если 26 марта 31 года н.э. пришлось на понедельник (см. таблицу), то на пасхальную субботу выпадает 24 марта (!), следовательно, распяли Иисуса Христа 23 марта 31 года.