Высоцкий о Есенине
Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76


Высоцкий о Есенине

Вообще, браться за этот «пласт» – тема неблагодарная, ибо морального права выступать экспертом-филологом, в общем, и есенино- / высоцковедом, в частности, у меня нет.

Не развит ментальный аппарат

«Завернуть» что-либо типа «драматизм развития сюжета, прерывистость повествования (концентрация внимания лишь на кульминационных моментах, без нюансировки), использование диалога как сюжетообразующего фактора, применение повтора для усугубления драматизма ситуации» я не смогу, даже если очень захочу: словарного запаса не хватит.

Автора! 

Да и вообще тема «совокупных реперов в творчестве» – удел профи от филологии, «тянущая» на полноценный «диссер». И работа С.В. Вдовина [68] скажет по заявленной тематике много больше. 

Высоцкий о Есенине

Если Сергею Витальевичу (Вдовину) случится читать эти строки, хочется настоятельно просить его выложить эту работу в Сеть – русскоязычный сегмент Интернета от этого только выиграет.

Здесь же, в своей основе, ставится несколько иная задача. Но и в поисках подтверждения «реинкарнационных» ожиданий без этого блока не обойтись…

Высоцкий о Есенине

В первую очередь интересен факт обращения Высоцкого к наследию и судьбе Есенина напрямую, в своих произведениях. Было! И не раз!..

Самое известное у Высоцкого: «Другой же – в петлю слазил в «Англетере» («Кто кончил жизнь трагически», 1970) – очевидная аллюзия на есенинскую кончину.

Есть и иные (без претензии на исчерпываемость):

«Все прошло, исчезло, словно с яблонь белый дым» («Красное, зеленое…», 1961);

«А она на меня – ноль внимания: ей сосед её шпарит Есенина» («День рождения лейтенанта милиции в ресторане «Берлин», 1965);

«Большое видится на расстоянье, но лучше, если все-таки – вблизи» («Всему на свете выходят сроки…», 1973).

Поэтическое наследие Есенина и Высоцкого

Применимо к общим тенденциям, оба, несмотря на социальное обожание, сталкивались с критикой собственного творчества:

Высоцкий о ЕсенинеЕсенина критиковали за «упадничество», Высоцкого – за «шансоновость», уклон в «городской фольклор».

Обоих – за обеление «блатной романтики» в собственном творчестве.

Сюда же – упрёки за «поэзию для плебса», несоответствующую «высоким нормам русской поэтической словесности».

«Атомарная поэзия» Есенина и Высоцкого

Однако по мнению «людей в теме»: «Есенин жил в стихии языка, как ласточки живут в стихии воздуха, и то, что могло казаться нарушением правил языка, было виртуозным владением им…» (Ю. Либединский).

И: «Он (Высоцкий) так любил Слово. Он и буквы, звуки любил, некоторые особенно: л-л-л… р-р-р… ю-у-у… Слово, звуки у него сгущаются, их не только не видишь, но они словно становятся осязаемыми…

И так называемые неправильности, неверности, негладкости у него – они не от слабости, наоборот: от неподдельности, естественности, от силы…» (Ю. Карякин).

«Детская» поэзия Есенина и Высоцкого

Оба «отметились» на ниве поэтических работ для детей и юношества. 

Есенин – «Лебедушка» и «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве». 

Высоцкий – песни для аудио-спектакля «Алиса в стране чудес» и в детской поэме – «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного – Ваню Дыховичного».

Отметим рифмованные наименования у обоих.

У обоих – сходная тема: выбор и поиск своего дела в жизни.

Высоцкий о ЕсенинеОба произведения роднит добрая усмешка и мягкая ирония.

Обе поэмы опубликованы в журнале «Пионер» с интервалом в 2 года!

Проза Есенина и Высоцкого

Оба «поработали в прозе». У обоих предмет повествования – трудная судьба подростков в полукриминальной среде.

Перед началом

Говоря об общих тенденциях поэтического творчества, менее всего хочется «скатиться» к «голой» декларации текстов.

Этим, безусловно, хорошо можно «наработать объём», но не более, ибо развёрнутый филологический анализ автор дать не в силах. Поэтому здесь и далее лишь обозначим сравнительные «реперы» в поэтике обоих.

Взыскательный читатель в силах ознакомиться с заявленными произведениями самостоятельно.

назад                                    далее