Файзуллин
Размышления о злополучном ящике, загруженным в самолёт последним, из-за которого в дальнейшем весь сыр-бор и разгорелся, невольно наводят на мысль, что лётный менеджер экипажа Мунир Файзуллин «что-то знал» и является косвенным виновником последующего пленения.
Виноват ли Файзуллин?..
Мол, де, этим хорошо объясняется, что последний «прощается с улетающим экипажем с какой-то коровьей грустью в глазах, будто чует беду».
Эта версия в полном объёме нивелируется последующим поведением лётного менеджера.
Так, впервые Мунир Файзуллин появляется в Кандагаре на четырнадцатый день плена экипажа!
В последующем он входит в состав каждой правительственной делегации Татарстана и России.
Риски Мунира Файзуллина
Знал ли он, что его может ожидать на территории Кандагара, после прямого предупреждения Шарпатова по коротковолновой связи из самолёта? Безусловно.
Но, по воспоминаниям Шарпатова, «он был человеком совести и заявил, как мы узнали: «Я организовал ребятам этот полёт, и я должен быть с ними». И полетел к нам. Звезду б ему надо было дать за это...».
Невиновен!..
Уж если кто-то, загружая злополучный последний ящик на борт ИЛ-76, «что-то знал», то это точно не Мунир Файзуллин.
Подвозящие ящик албанцы или доставившие транзитные документы к самолету двое пакистанцев, но точно не он, лётный менеджер экипажа Мунир Файзуллин.
А если бы они не сели?..
В завершение – о потенциальной возможности экипажа избежать плена. По оценке Шарпатова, перехват самолёта и его принудительная посадка по правилам международных авиаперевозок, конечно, незаконны.
Но необходимо обращать внимание на ключевое обстоятельство: в Афганистане идёт гражданская война.
Потрясающая боевая операция
В этом ключе талибы провели потрясающую боевую операцию: экипаж Шарпатова вёз их противникам, официальным властям Афганистана, стрелковых боеприпасов на дивизию, а они не только лишили «Северный альянс» этого ресурса, так ещё и обратили его в свою собственность.
Но, повторимся, талибы – повстанцы, а шарпатовский экипаж доставлял груз официальным властям Афганистана, поэтому действия талибов незаконны априори!..
Потенциальная возможность облёта
В экспертных кругах высказывается версия о возможном «облёте» воздушного пространства Кандагара.
Зачем прямо над территориальным центром повстанческого Талибана нужно было пролетать?
Вопрос в том, что этот рейс был международным и, следовательно, должен был выполняться по строго обозначенной трассе. А она проходит как раз через Кандагар.
Полет вне международной трассы – нарушение воздушного пространства пересекаемого самолетом государства. Это даёт ему право принудительной посадки и даже атаки лайнера.
Поиск альтернатив: кто виновен?
Другое дело, что всегда имеется возможность выбора альтернативного маршрута. В экипаже за это отвечает штурман, второй пилот и персонально командир воздушного судна.
Но и штурман Александр Здор, и второй пилот Газинур Хайруллин оказались безучастны к этой идее, а Шарпатов, по собственным воспоминаниям, «не выспался, был затуркан предполётными делами, и ему не стукнуло в голову скривить путь судна».
Когда не интересуешься политикой…
Возможно, адекватными причинами отказа от выбора альтернативного маршрута послужило либо незнание политической обстановки Афганистана, либо прошлые рейсы экипажа в Кандагар, когда у лётчиков, что называется, «глаз замылился».
|
|