Наперсник, он же хошен
Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76


Наперсник, он же хошен

Наперсник, он же хошен

Несмотря на, казалось бы, подробное описание наперсника, закономерен вопрос о природе его изготовления.

Хошен рукотворный

С одной стороны, хошен – это однозначно рукотворное изделие: так, по крайней мере, прослеживается по стихам Исх. 28:15 и Исх. 39:8.

Разница лишь в том, что стих Исх. 28:15 выдержан в повелительном наклонении – «сделай!» и даются наставления о том, как изготовить этот наперсник, что косвенно подтверждает, что хошен будет сделан в будущем.

Стих же Исх. 39:8 свидетельствует, что хошен уже сделан, процесс его изготовления остался в прошлом.

«Авторы» хошена

Исход содержит даже имена древних мастеров: «Делал же все, что повелел Господь Моисею, Веселеил, сын Урии, сына Ора, из колена Иудина, и с ним Аголиав, сын Ахисамахов, из колена Данова, резчик и искусный ткач и вышиватель по голубой, пурпуровой, червленой и виссоновой [ткани]» (Исх. 38:22 – 23).

Влияние «шамира»

С другой стороны, молва судачит, что когда настало время гравировать на камнях хошена имена двенадцати колен Израилевых, мастера якобы обратились за помощью к чудотворному веществу – т.н. «шамиру», ныне неидентифицируемому.

Так, имена сначала были написаны на камнях чернилами, а затем по ним прошлись этим самым «шамиром», в результате чего надписи на камнях были вырезаны.

Не ясно только выпуклое или внутреннее изображение имён проявилось на минералах. В доказательство магического характера этой операции утверждают, что при этом ни одна частичка самоцветов не была сдвинута с места.

Артефакты внеземных цивилизаций?

Вот это самое «прошлись «шамиром» – явное указание на некую помощь «извне», если, конечно, поверить людской молве, ибо никакими подсобными шлифовальными машинами и фрезеровочными станками древние иудеи обладать не могли.

На этом мистика при изготовлении служебных одежд для Первосвященника не заканчивается.

И в Книге Исхода (28:30), и в Книге Левит (8:8) говорится об уже упомянутых «уриме» и «туммиме»:

«И возложил на него наперсник, и на наперсник положил урим и туммим» (Левит, 8:8), из чего следует, что последние были не частями хошена, а отдельными, связанными с ним ритуальными принадлежностями.

Урим и туммим – что это?!!

На этом любая идентификация сих артефактов заканчивается, разве что Флавий пишет, что урим и туммим были камнями на нагрудной пластине, по мерцанию которых Первосвященник предсказывал будущее;

да Филон утверждает, что «на логеоне носил он (Первосвященник) два перевитых отрезка материи, называвшиеся один – «Откровение», а другой – «Истина».

Но что представляли эти «камни» либо «перевитые отрезки материи» и как именно они использовались для предсказания будущего – скрыто под «покровом Истории». 

Камни хошена по Синодальному переводу

Наперсник, он же хошен

Обратимся к описаниям хошена по Синодальному переводу Ветхого Завета [1], описывающему минералы наперсника (хошена):

«Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною;

и вставь в него оправленные камни в четыре ряда;

рядом: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд;

второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз;

третий ряд: яхонт, агат и аметист;

четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис;

в золотых гнездах должны быть вставлены они.

Сих камней должно быть двенадцать, по [числу сынов Израилевых], по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен» (Исх. 28:15 – 21).

Аналогично в главе 39

Аутентичные описания содержит глава 39 Книги Исход:

«И сделал наперсник искусною работою, такою же работою, как ефод, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона; он был четырехугольный; двойной сделали они наперсник в пядень длиною и в пядень шириною, двойной он был;

и вставили в него в четыре ряда камни.

Рядом: рубин, топаз, изумруд, - это первый ряд;

во втором ряду: карбункул, сапфир и алмаз;

в третьем ряду: яхонт, агат и аметист;

в четвертом ряду: хризолит, оникс и яспис; и вставлены они в золотых гнездах.

Камней было по числу имен сынов Израилевых: двенадцать было их, по числу имен их, и на каждом из них вырезано было, [как] на печати, по одному имени, для двенадцати колен» (Исх. 39:8 – 14).

Почему в хошене не было алмаза?

Однако… Как, спрашивается, в этот перечень попал алмаз? Его в хошене никак быть не может по нескольким основаниям!

Во-первых, размер. Ветхозаветные «в пядень длиною и в пядень шириною» - это квадрат примерно 18 Х 18 сантиметров.

При условии, что в каждом ряду расположено по три камня, с учётом припусков с боков, сверху и снизу, а возможно и между камнями, на каждый камень приходится ни много – ни мало, от двух до пяти сантиметров.

Огромный размер алмаза

Двухсантиметровый алмаз? Это 25 карат. В природе, конечно, встречаются и больше, но для Древнего Израиля звучит как фантастика!..

Отметим, что, с другой стороны, необходимая длина в два сантиметра для алмаза – это тот предельный минимум, ибо на него же ещё и имя «сына Израилева» необходимо нанести.

Шутка Эдисона

Во-вторых, как раз «о нанесении имени». Невольно вспомнился диалог Эдисона с одним из учеников:

- Профессор, я решил изобрести кислоту, способную растворить любой материал…

- О, это поистине гениальная идея, коллега, но в чём вы будете её хранить?.. 

Что может резать то, что может резать всё?!!

Наперсник, он же хошен

Если в хошене присутствовал алмаз, и на нём было «как на печати вырезано имя», закономерен вопрос:

каким способом это имя было нанесено на алмаз почти четыре тысячелетия назад, если мы и сегодня, в начале XXI века, с минералом, имеющим высший, десятибалльный результат по шкале Мооса, ничего поделать не можем?

Кроме, разве что полного уничтожения запредельной температурой да точным ударом кувалды…

Есть и другие…

По этим же основаниям (размеру и твёрдости), кстати, под большим вопросом нахождение в перечне рубина, сапфира и яхонта.

Два первых – это драгоценные камни класса корундов с твёрдостью по шкале Мооса в 9 баллов, то есть поддающиеся обработке только алмазом.

Третий – вообще «тавтологически» неидентифицируемый фантом, ибо «яхонтом червчатым» на Руси именовали рубин, а «яхонтом лазоревым» – синий сапфир [подробно см. 2].

«Как на печати» – выпуклые изображения

Теоретическую возможность их алмазной обработки ювелирами времён Моисея, конечно, представить можно, но всё же вырезание имени на камне «как на печати» подразумевает не столько внутреннюю гравировку, сколько выпуклое, внешнее размещение текста, связанное со снятием приличного объёма поверхностного слоя.

А учитывая, что всё это нужно совершить алмазом, да вручную, да без права на малейшее ошибочное движение… Сомнительная экзистенция…

Может, всё-таки напутали что-то синодальные «толмачи» при переводе ветхозаветных текстов? Попробуем проверить. 

назад                            далее