Одобряемая лень
При словосочетании «одобряемая лень» в мозгах обывателя сразу же рисуется образ лежебоки типа Емели на печи из сказки «По щучьему велению».
Вопрос: чем тогда одобряемая лень отличается от неосознаваемой лени? Конечно же, такое «видение» одобряемой лени ошибочное.
Для демонстрации одобряемой лени обратимся к следующим примерам.
Пример первый
Однажды устав от тотальной зубрёжки, написания шпаргалок и своего верхоглядства (см. главу «осуждаемая лень»), Вы ищете варианты.
Либо Ваш неуёмный папаша, однажды сжалившись над своим нерадивым чадом, то есть Вами, предлагает Вам вполне сносный вариант: освоить технику скорочтения, при которой над одной страницей учебника Вам придётся сидеть не по четверти часа, но от силы четверть минуты.
15-20 секунд на чтение одной страницы? Да об этом же можно только мечтать!..
Скорочтение как выход
Но Ваш папаша не «унимается» и, продолжая свою то ли провокацию, то ли мотивацию, поясняет Вам, что скорочтение – только первый шаг.
Что толку, если Вы сможете тратить на чтение страницы 15-20 секунд «своего драгоценного времени», но после такого прочтения в башке у Вас – пустота?
«Да! Что толку?» - вопрошаете Вы в ответ.
Мнемоника как выход
И тут он Вам «раскрывает тайну», что помимо техник скорочтения существует т.н. «мнемоника» – искусство запоминания – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём формирования ассоциаций или связей.
И тогда Вы понимаете, что предлагаемое Вам – бомба, которая решит все Ваши проблемы до окончания обучения, что в школе, что в ВУЗе! Конечно, Вы – за…
«Улыбаемся и… пашем!»
С помощью бати Вы обкладываетесь специальной литературой и понеслось.
Если Вашего задора с запалом хватит на продолжительный период, уже через календарный квартал – полгода Вы с удивлением обнаружите, что Ваш «старик» реально что-то «сечёт и петрит» в этой жизни.
А именно – на подготовку уроков у Вас тратится максимум час, но за этот час Вы делаете уроки не по одной дисциплине, но по всем на завтра. На послезавтра. На «через неделю»…
Возросло и качество Вашего образования, свидетельством чему положительные оценки в Вашем дневнике или зачётной книжке.
Пример второй
Представьте, что у Вас телевизор 60-х – начала 80-х годов. Переключение каналов осуществляется ручкой-тумблером, которая вскорости ломается и «ей на помощь» приходят обычные пассатижи.
Читатели «в возрасте» вспоминают, помладше – представляют. Для того, чтобы переключить телевизор на другой канал, Вам необходимо подняться с дивана, взять пассатижи и пару-тройку минут, чертыхаясь, провести у «голубого экрана», пока не будет обнаружен нужный канал трансляции.
Затем вернуться на диван и так по циклу. Так наши бабушки с дедушками и родители «устебывались» годами!..
«Надоело!»
Как бы в этой ситуации поступил индивид, одобряющий лень? А такой, возможно, и был…
Он бы начал… думать. И мысли его были бы примерно следующие: а доколе? Ну, реально, сколько можно так «подпрыгивать»? С дивана к телевизору и обратно?
Что конкретно можно сделать, чтобы избавить себя от этой «беготни»? У телеприёмника, как у любого другого электрического прибора, есть ряд излучений. Некое излучение имеется и у экрана телевизора.
Пульт!
Что будет, если попробовать это излучение замкнуть в некую сеть и вывести на отдельный светодиод? Тогда на «противоположной стороне» априори должен находиться некий «тумблер», который должен реагировать на это излучение… И так далее.
В итоге цивилизацией «изобретается» всем известный и привычный пульт, без которого сейчас не выпускается ни один телевизор.
Лень – гарант ума!
Что происходит с Вами (в первом примере) или «Кулибиным» (во втором) в контексте доктрины «эмоционального интеллекта» в целом и одобрения лени, в частности?
Вы или «Кулибин» решили «разово» (если, конечно, полгода подпадает под это понятие) «напрячься» и потратить своё время, чтобы в будущем к проблеме не возвращаться от слова «совсем»!
А что происходит с Вашими «мозгами» или «мозгами» такого «Кулибина», если Вы / он решаете задачи такого плана?
Верно, рано или поздно ваши интеллектуальные возможности и способности взлетают в разы! Вы становитесь зашкаливающе умным!!! И именно поразительные умственные способности – сиддха (сверхспособность) одобряемой лени.
Разница
Разница между одобряющим лень и неосознанным лентяем в том, что первый хочет сделать работу так, чтобы больше к ней не возвращаться либо тратить на неё незначительное время;
второй же будет возвращаться к этой работе снова и снова либо делая её заново, либо переделывая её… В этом – краеугольное отличие одобряемой лени.
Следовательно, в сущности, все объекты бытовой техники – кухонные комбайны, микроволновки, электроплиты, посудомоечные и стиральные машины, пылесосы и прочие, облегчающие домашний труд, изобретены именно одобряющими лень лицами.
Все компьютеры и компьютерные проги, оптимизирующие всевозможные рабочие процессы на производстве и в офисах – аналогично.
При этом считать, что одобряемая лень доступна единицам – ошибочно.
Убеждены, что каждый из читателей, кто сталкивается на работе с «конвейерными» процессами и кто предпринимает усилия по их оптимизации, одобряет лень априори.
Обобщённое имя социальной роли при одобряемой лени – Эксперт.
Резюме
Подведём итог, сведя результат авторских изысканий в следующую таблицу.