Наваратна
Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76


Наваратна

Настоящая работа – ответ на рецензию к «Библейской ювелирике» израильского исследователя камней хошена Моиси Гликмана в контексте соотнесения минералов Наваратна – самого известного талисмана азиатского Востока – с камнями наперсника (хошена) иудейского Первосвященника.

© Герман Ломов, 2013

Версия для печати

НАВАРАТНА В ЮВЕЛИРИКЕ

 Прибёг, говорю: «Доконал ты меня!

Неделю мне снится Чикага твоя!»

Иван Кучин, «Чикаго» 

Наваратна

Да здравствует внезапность!..

В предвкушении новогодних каникул 2013 года я красочно рисовал себе картины собственных исследовательских изысканий, которыми планировал заниматься в длинной череде выходных дней.

«Вести с Иордана»

Представлял черновые наброски, схемы, таблицы, гороскопы, разбросанные по рабочему столу. У меня был распланирован буквально каждый из дней. И тут – «вести с Иордана»…

Рецензия. На «Библейскую ювелирику». От израильского исследователя камней хошена Моиси Гликмана.

Вообще, в «этом безумном, безумном, безумном, безумном мире» проще встретить и пообщаться с представителем внеземных цивилизаций, нежели с человеком, увлекающимся мистерией камней наперсника.

Тем ценнее опыт от такой встречи. Или даже переписки. Оставить без внимания рецензию такого коллеги оказалось выше моих сил: иначе как исследователю цена мне – грош…

Наваратна – «ключ» к камням хошена?

Итак, кратко.

М.Л. Гликман, отметил, как мне показалось, новизну авторского подхода к проблематике идентификации камней хошена посредством астрологических инструментариев.

И предложил апробацию этих техник на материале собственной статьи «Наваратна – ключ к камням хошена» [1], а именно отобрать из списка камней т.н. Упаратна (раскрытие понятия см. ниже), наиболее подходящие камни для девяти камней хошена. 

Новый вектор исследования

Наваратна

Сначала я засел за ответ: так «ушёл» день.

Потом решил изложить свои соображения в статье [1] со своими ремарками типа «тут – согласен, тут – с условием, а тут – категорически нет». «Ушёл» ещё один день.

В итоге пришло ясное осознание, что «пахнет» полноценным «фолиантом».

«Старая» версия на новый лад

К слову, версия о соотносимости камней Наваратна и хошена не нова. О ней мне уже приходилось слышать от многих иудаевистов, но серьёзных, академических трудов по этой проблематике не встречалось. Работа [1] М.Л. Гликмана – первая в этом ряду.

И, конечно же, приступая к работе над «Библейской ювелирикой»Наваратна я «имел в виду» в первую очередь.

Но за неимением «положительной динамики», дабы оградить читателя от излишнего теоретизирования, решил не останавливаться на означенной проблематике. Вероятно, зря: работа реально получилась несколько неполноценной.

Концепция Наваратна 

С другой стороны, культурологическая мощь Наваратна велика настолько, что если бы удалось «втиснуть» в «Библейскую ювелирику» и эту концепцию, работа получилась бы слишком перегруженной.

Наваратна

Для отдельной же работы Наваратна – достойный материал. И рассмотрение соотносимости камней Наваратна с библейскими шедеврами ювелирного искусства (и не только!) – интереснейший пласт познаний.

Геммоастрология как средство исследования

В первую очередь исследовательский интерес вызывает гипотеза универсальности камней Наваратна через призму «геммологической панацеи».

Но не в контексте Традиции азиатского Востока (Джйотиш и тибетская астрология), а исключительно в контексте западной астрологии в разрезе труда кастильского короля XIII века Альфонса X Мудрого «Лапидарий».

Иными словами, будет исследована версия соотносимости геммоастрологических техник Запада с культурной традицией Востока. 

В дальнейшем же будет предпринята попытка отследить принцип Наваратна (принцип размещения камней в талисмане) в ряде объектов ювелирного искусства, как библейского, так и мирского толка, что позволит высказать гипотезу соотносимости Наваратна с объектами библейской ювелирики.

далее