Наваратна в ювелирике
© Герман Ломов, 2013
Прибёг, говорю: «Доконал ты меня!
Неделю мне снится Чикага твоя!»
Иван Кучин, «Чикаго»
Да здравствует внезапность!..
В предвкушении новогодних каникул 2013 года я красочно рисовал себе картины собственных исследовательских изысканий, которыми планировал заниматься в длинной череде выходных дней.
«Вести с Иордана»
Представлял черновые наброски, схемы, таблицы, гороскопы, разбросанные по рабочему столу. У меня был распланирован буквально каждый из дней. И тут – «вести с Иордана»…
Рецензия. На «Библейскую ювелирику». От израильского исследователя камней хошена Моиси Гликмана.
Вообще, в «этом безумном, безумном, безумном, безумном мире» проще встретить и пообщаться с представителем внеземных цивилизаций, нежели с человеком, увлекающимся мистерией камней наперсника.
Тем ценнее опыт от такой встречи. Или даже переписки. Оставить без внимания рецензию такого коллеги оказалось выше моих сил: иначе как исследователю цена мне – грош…
Наваратна – «ключ» к камням хошена?
Итак, кратко.
М.Л. Гликман, отметил, как мне показалось, новизну авторского подхода к проблематике идентификации камней хошена посредством астрологических инструментариев.
И предложил апробацию этих техник на материале собственной статьи «Наваратна – ключ к камням хошена» [1], а именно отобрать из списка камней т.н. Упаратна (раскрытие понятия см. ниже), наиболее подходящие камни для девяти камней хошена.
Новый вектор исследования
Сначала я засел за ответ: так «ушёл» день.
Потом решил изложить свои соображения в статье [1] со своими ремарками типа «тут – согласен, тут – с условием, а тут – категорически нет». «Ушёл» ещё один день.
В итоге пришло ясное осознание, что «пахнет» полноценным «фолиантом».
«Старая» версия на новый лад
К слову, версия о соотносимости камней Наваратна и хошена не нова. О ней мне уже приходилось слышать от многих иудаевистов, но серьёзных, академических трудов по этой проблематике не встречалось. Работа [1] М.Л. Гликмана – первая в этом ряду.
И, конечно же, приступая к работе над «Библейской ювелирикой», Наваратна я «имел в виду» в первую очередь.
Но за неимением «положительной динамики», дабы оградить читателя от излишнего теоретизирования, решил не останавливаться на означенной проблематике. Вероятно, зря: работа реально получилась несколько неполноценной.
Концепция Наваратна
С другой стороны, культурологическая мощь Наваратна велика настолько, что если бы удалось «втиснуть» в «Библейскую ювелирику» и эту концепцию, работа получилась бы слишком перегруженной.
Для отдельной же работы Наваратна – достойный материал. И рассмотрение соотносимости камней Наваратна с библейскими шедеврами ювелирного искусства (и не только!) – интереснейший пласт познаний.
Геммоастрология как средство исследования
В первую очередь исследовательский интерес вызывает гипотеза универсальности камней Наваратна через призму «геммологической панацеи».
Но не в контексте Традиции азиатского Востока (Джйотиш и тибетская астрология), а исключительно в контексте западной астрологии в разрезе труда кастильского короля XIII века Альфонса X Мудрого «Лапидарий».
Иными словами, будет исследована версия соотносимости геммоастрологических техник Запада с культурной традицией Востока.
В дальнейшем же будет предпринята попытка отследить принцип Наваратна (принцип размещения камней в талисмане) в ряде шедевров ювелирного искусства, как библейского, так и мирского толка, что позволит высказать гипотезу соотносимости Наваратна с объектами библейской ювелирики.