Цой Виктор Робертович
Так, смотри, не промахнись, атаман,
Чтоб не дрогнула рука невзначай,
Да, смотри, не заряди холостых,
Да не думай о петле палача.
«Восход» Цоя я проворонил.
Проживая в середине восьмидесятых на периферии, где пределом куртуазности считалась «Машина времени», я даже в «зените» его не сразу разглядел.
Отношение к творчеству Цоя
«Группа крови», звучащая «из каждого утюга», показалась мне чересчур претенциозной, лишённой «правды характеров» и не в полной мере соответствующей энергетике бойца.
К слову, «Группа крови» и сейчас не «самая любимая песня моя». В альбоме же единственное, что я выделил – «Легенда».
Но… плоха та группа, у которой в альбоме нет ни одного хита.
Поэтому настоящим шедевром «КИНО» при жизни Виктора Цоя и тогда, и сейчас признаю только альбом «Звезда по имени Солнце».
Стало быть, Виктора Цоя я «застал» только на полтора года…
И наступил август…
А потом случилось 15 августа 1990-го.
Тут уж даже последний болван должен был «всё понять»: в песнях «КИНО» тема смерти подобна шаманскому камланию, которое при должной степени усердия, а оно в творчестве Виктора Цоя априори присутствует, рано или поздно должно было чем-то закончиться…
Информации в начале девяностых – никакой. Скупое сообщение, мол, де, «разбился насмерть», было обязано породить вал слухов и сплетен! И они не замедлили появиться.
Слухи и сплетни
«Ехал на мотоцикле», «помешал кортежу первого секретаря республиканского обкома и был сбит», «был пьян в усмерть», «был под «кайфом», «оказалась неисправна тормозная система», «уснул за рулём», «отвлёкся» и прочие – чего только в отсутствие истины не насочиняла журналистская братия вкупе с «сарафанным радио».
Поэтому, когда на заре работы над «На смерть Поэта» стоял вопрос о персоналиях, Маяковский, Есенин, Высоцкий и Цой были отобраны не только «по таланту и гениальности».
Обстоятельства кончины каждого – с «душком». Интересна, в том числе, и причинно-следственная связь, приведшая Виктора Цоя к трагическому концу.