Структура эмоционального интеллекта
В завершение – о модели и структуре эмоционального интеллекта.
Что такое «эмоциональный интеллект»?
Под эмоциональным интеллектом [91] понимается способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Понятие эмоционального интеллекта появилось, как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни.
Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.
Структура эмоционального интеллекта
На авторский взгляд, в настоящее время в структуре эмоционального интеллекта можно выделить четыре уровня эмоционального интеллекта.
1-й уровень эмоционального интеллекта
Первый (низший) уровень в структуре эмоционального интеллекта характеризуется полной неспособностью войти в контакт с определенной эмоцией.
Примером Первого уровня структуры эмоционального интеллекта являются страхи и панические атаки.
Альтернативное видение
На авторский взгляд, второстепенным качеством Первого уровня структуры эмоционального интеллекта является психическая невозможность индивида «назначить виновного» в своих бедах.
Так, упавший малыш от удара чувствует физическую боль, плачет или даже закатывается в истерике при полной невозможности как-либо провзаимодействовать с нахлынувшей эмоцией.
На что сердобольная мамаша часто приговаривает: «Ах, он противный пол (стол, стул) – ударил моего малыша… Давай его побьём». И начинает картинно постукивать кулачком по «причине» детских бед и обид.
На психическом уровне
Что происходит на психическом уровне?
Мать невольно переключает внимание ребёнка на третий объект, некую третью силу, которая «назначается виновной» в негативной эмоции ребёнка.
Так – она замещает эмоцию ребёнка другой, в конкретном случае, физическая боль и обида замещаются гневом.
А главное, подготавливает ребёнка к переходу на второй уровень структуры эмоционального интеллекта.
2-й уровень эмоционального интеллекта
Второй уровень структуры эмоционального интеллекта характеризуется способностью определения (вычленения) эмоции с возможностью её обозначения (дать ей «имя»), но без возможности её замещения другой, желательно позитивной эмоцией.
Альтернативное видение
Опять же, на авторский взгляд, второстепенным качеством Второго уровня структуры эмоционального интеллекта является психическая невозможность индивида увидеть причину бед в себе.
Всегда в личных «бедах» виновен кто-другой.
В сущности, на Втором уровне структуры эмоционального интеллекта проживает преимущественное социальное большинство.
Толкнули – агрессия, отдавили ногу в транспорте – гнев, выбрали другого – ревность и так далее. Эдакие запрограмированные биологические роботы со стандартным набором эмоциональных реакций…
3-й уровень эмоционального интеллекта
Третий уровень структуры эмоционального интеллекта характеризуется способностью определения (вычленения) эмоции с возможностью её обозначения (дать ей «имя»), как и на втором уровне структуры эмоционального интеллекта, но уже с возможностью замещения негативной эмоции другой, конечно же, позитивной эмоцией.
Способностью «сделать из лимона лимонад» по Дейлу Карнеги.
Альтернативное видение
Здесь, на авторский взгляд, второстепенным качеством Третьего уровня структуры эмоционального интеллекта является психическая способность индивида увидеть причину бед в себе.
На этом, Третьем уровне структуры эмоционального интеллекта происходит прямо-таки квантовый психический скачок, когда индивид «отдупляет», что причиной его агрессии является не эта «проклятая толстожопая харя», отдавившая ногу в транспорте, но ты сам!
Твоя предсказуемая психическая реакция гнева! И никто, кроме тебя, за твои эмоции неответственен!
На психическом уровне
Что происходит при этом? Опять же обратимся к наследию великого позитивиста – ты «успокаиваешься, перестаёшь беспокоиться и начинаешь жить»!.. Очевидно, что таких людей в социуме катастрофически мало.
4-й уровень эмоционального интеллекта
Наконец, последний, Четвёртый уровень структуры эмоционального интеллекта характеризуется способностью управления эмоциями других людей.
Этот уровень хорошо проводят профессиональные великие актёры, которым часто «верят», по Станиславскому.
А также различные манипуляторы общественным сознанием, которые, понятное дело, взаимодействует с социальным большинством Второго уровня структуры эмоционального интеллекта (см. выше).
Индивиды с Третьим уровнем структуры эмоционального интеллекта им, как правило, «не по зубам».
«Сапожник без сапог»…
При этом, возможность управления эмоциями других людей, как «сиддха» Четвёртого уровня структуры эмоционального интеллекта, ещё не гарантирует, что этот индивид сам находится, как минимум, на Третьем уровне структуры эмоционального интеллекта.
В общении с «ближним кругом» – родители, супруги, дети, друзья – они вполне могут «ниспадать» до Второго уровня структуры эмоционального интеллекта.
А уж в случае панических атак даже опускаться «на дно» Первого уровня структуры эмоционального интеллекта…
Парадокс
К чему столь длительное теоретизирование?
Парадоксально, но, казалось бы, умея управлять эмоциями других людей, то есть, находясь на Четвёртом уровне структуры эмоционального интеллекта, в плане личного духовного развития и Маяковский, и Есенин, и Высоцкий, и Цой вряд ли преодолели рубеж Второго уровня структуры эмоционального интеллекта.
Ведь, в сущности, в ракурсе излагаемой парадигмы эмоционального интеллекта в смерти Маяковского виновата не Полонская, Есенина – не «Чёрный человек», Высоцкого – не развившаяся буйным цветом наркомания.
А всего лишь невозможность обуздать соответствующие эмоции. В этом – основная беда поэта. Каждого.
Осуждение похоти Маяковским
Если под похотью понимать не привычный акцент на сексуальной распущенности, но всего лишь желание индивида изменить свой статус относительно некоего субъекта материального мира, то есть другого человека, то Маяковского сгубила его неспособность проводить эмоции похоти и ревности.
И в этом – его беда как Поэта.
3 разновидности страха
«Учёные мужи» выделяют три разновидности страха.
Первый вид, так называемый «манипулятивный» страх легко «убивается» аффирмацией типа «кто пугает – сам боится».
Вторая группа включает в себя так называемые «природные» и «техногенные» страхи.
Так, например, выдвигающий из лесной чащи амурский тигр не планирует вас пугать или манипулировать вами; вы для него – всего лишь добыча и пища.
Не говоря о взорвавшемся реакторе и разрушенной дамбе. В этих случаях аффирмация одна – «спасайся, кто может».
Третий вид – «мистические и неосознаваемые» страхи. Аффирмация «противоядия» – «чем конкретно это мне грозит?»
Осуждение страха Есениным
Есенинский «Чёрный» как раз из этой «серии».
Следовательно, Есенина сгубила его неспособность проводить эмоции страха и невозможность блокировки панических атак.
И в этом – его беда как Поэта.
Осуждение страсти Высоцким
Если под страстью понимать желание индивида изменить свой статус относительно некоего процесса материального мира, будь то те же алкоголизм и наркомания, то Высоцкого сгубила его неспособность проводить эмоции страсти и распущенности.
И в этом – его беда как Поэта.
Осуждение алчности Цоем
Если под алчностью и вожделением понимать желание индивида изменить свой статус относительно некоего объекта материального мира, то есть любого неодушевлённого предмета, то Цоя сгубила его неспособность проводить эмоцию алчности.
Восходящая Поллукс и 18 Аркан Таро – только «орудия»…
И в этом – его беда как Поэта.
«И эпилогом – Любовь!»…
На первоначальном этапе работы над эпилогом так и подмывало «развить тему» «кто кончил жизнь трагически, тот – истинный поэт».
Ещё и «плеснуть колдовства», мол, де, гениальные поэты золотого века русской поэзии стрелялись на дуэлях, серебряного – «скатились» до самоубийства, современные – уже утратили элементарные навыки бытового выживания.
Что ждёт поэтическую братию в будущем? И так далее в подобном ключе…
Но теория эмоционального интеллекта всё упростила. Беда всех поэтов, золотого ли века, серебряного ли, недавнего прошлого – всё та же непроводимость эмоций.
И этот парадокс не даёт мне покоя…
Но Поэтом каждый из них был, всё-таки, классным!
Окончено в двенадцатый день до апрельских календ, 20 марта 2017 года в 13:30:30, Москва (Центр), GMT (+3).