Миф о Геракле
Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76


Миф о Геракле

«Двенадцать подвигов Геракла» – что это?

Эпический миф? Бессвязные эпизоды древнегреческих трагедий Софокла, Эврипида и Павсания? Памятник античной мифологии древнегреческого эпоса?

Или всё же какой-то мощный информационный массив сакрального толка? Какую роль он несёт? На что указывает?

Как взаимосвязаны эпизоды мифа о двенадцати подвигах Геракла: произвольным повествованием или чёткой хронологической последовательностью?

Что скрывают под собой двенадцать канонических подвигов Геракла – гностический текст, указание на конкретную дату мировой истории или шифр становления и развития человеческой цивилизации, сведённый в единую историографическую матрицу? 

В настоящем исследовании предпринимается попытка ответа на означенные вопросы через призму авторской версии.

Миф о Геракле© Герман Ломов, 2009 – 2012

Версия для печати

ДВЕНАДЦАТЬ ПОДВИГОВ ГЕРАКЛА:

ЭПИЧЕСКИЙ МИФ ИЛИ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ МАТРИЦА? 

Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?

М.А. Булгаков, «Белая гвардия»

 

В антропологии и этнографии эпос, возможно, играют далеко не последнюю роль.

Роль притчей, сказаний и легенд

Ничто так иносказательно и занимательно не отражает глубинных процессов в коллективном бессознательном, как притчи, сказания и легенды. Мифы об античных героях – не исключения.

Мелькарт в Финикии, вавилонский Гильгамеш, армянский Артавазд, русский Илья Муромец…

Все они то ли реально существующие персонажи мировой истории, то ли «порождения сонма разума» коллективного бессознательного соответствующих наций и народов, уже не определить.

Величие мифа о Геракле

Но древнегреческий Геракл (Геркулес у римлян) и в этой «когорте» стоит особняком.

Во-первых, он космополитичен – мифы о Геракле или Геркулесе известны далеко за пределами Эллады и Древнего Рима.

Во-вторых, сказания о нём «испытаны временем» - мифу о Геракле не менее пары-тройки тысячелетий.

Наконец, звёздной ночью именно Геракла можно наблюдать в череде небесных созвездий – это ли не высшее признание?

Но есть в мифе о Геракле нечто мистическое. Не зря же поэты и художники, исследователи и скульпторы от века заняты разгадкой тайны эпоса об этом величайшем боге и герое.

Основная цель повествования 

Настоящим исследованием вниманию читателя представляется авторская гипотеза об истинном сакральном значении античного мифа о двенадцати подвигах Геракла.

Миф о Геракле

Иными словами, авторским интересом охватывается не все известные жизнеописания Геракла, а лишь период его службы у Эврисфея, царя Арголиды, по заданию которого Геракл и совершил свои героические двенадцать подвигов.

«Канонический» порядок следования подвигов Геракла

В классической традиции Писандр Родосский в поэме «Гераклея» установил «канонический порядок» их следования:

1) Удушение немейского льва (в дальнейшем – Немейский лев);

2) Убийство лернейской гидры (в дальнейшем – Лернейская гидра) (не засчитан);

3) Изгнание стимфалийских птиц (в дальнейшем – Стимфалийские птицы);

4) Поимка керинейской лани (в дальнейшем – Керинейская лань);

5) Укрощение эриманфского вепря и битва с кентаврами (в дальнейшем – Эриманфский вепрь / Эриманфский кабан и битва с кентаврами);

6) Очистка авгиевых конюшен (в дальнейшем – Авгиевы конюшни / Конюшни Авгия) (не засчитан);

7) Укрощение критского быка (в дальнейшем – Критский бык);

8) Победа над царём Диомедом (в дальнейшем – Кони Диомеда);

9) Похищение пояса царицы амазонок Ипполиты (в дальнейшем – Пояс Ипполиты);

10) Похищение коров трёхглавого великана Гериона (в дальнейшем – Коровы Гериона);

11) Укрощение стража Аида – пса Цербера (в дальнейшем – Цербер / Кербер);

12) Похищение золотых яблок из сада Гесперид (в дальнейшем – Яблоки Гесперид). 

Этот же порядок подвигов Геракла соблюдён в работе Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» [1], послужившей методологической «опорой» настоящему исследованию.

далее