Место аварии Цоя
Поразительно, но за минувшие с момента аварии Цоя треть столетия исчерпывающие источники, содержащие подробный анализ произошедшей трагедии, отсутствуют и поныне.
Даже телевизионная документалистика по месту аварии Цоя не явила предельной картины, хотя уж ей-то с её техническими возможностями – сам Господь велел.
Скупые строки протокола
Всю документальную «базу» по месту аварии Цоя и её обстоятельствам по-прежнему составляют скупые строки милицейского протокола да криминальной сводки, растасканные на цитаты и выученные наизусть поклонниками таланта Виктора Цоя и группы «КИНО»:
«Столкновение автомобиля «Москвич-2141» темно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-250» произошло в 11 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35 км трассы Слока-Талси.
Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В.Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.
…В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления».
Что можно понять из этого текста по месту аварии Цоя, кроме того, что Цой ушёл в Вечность?
Вопросы, вопросы…
35-й километр – понятие растяжимое: в нём, как минимум 1 000 метров… В каком конкретно месте на этом километре произошла авария Цоя?
В какую сторону следовал автомобиль Виктора Цоя: из Слока в Талси или, наоборот, из Талси в Слока? Какова ширина дорожного полотна? Качество дорожного покрытия: асфальт, бетонка, гравий, грунт?
От этого зависит ответ на вопрос – можно ли в принципе уснуть за рулём на такой трассе? Так, «Москвич-2141» – не «мерс», а, скорее, «консервная банка»: если по его днищу на скорости 130 км/ч долбит вылетающий из-под передних колёс гравий – мёртвый воскреснет!
И прочее, и так далее, и тому подобное. Вопросы катятся и наплывают, как волны на Рижском взморье…
«Сдвинемся в сталкинг» и попробуем «выследить» (от stalking – выслеживание) ответы на большинство из них. И начнём с места аварии Цоя.
Место аварии Цоя
Во-первых, трасса Слока-Талси – это где? Обратимся к карте; Google Map нам в помощь.
Вот! Оказывается, от Слока до Талси можно добраться по «северной» трассе (выделена серым цветом), по «южной» (выделена синим цветом) и даже, комбинируя маршрут, по «перешейку» через Тукумс.
Вопрос – по какой трассе двигался автомобиль Виктора Цоя: северной, южной или Цой комбинировал маршрут через вертикальную «перемычку»?
Памятник Цою
То, что на месте аварии Цоя его поклонниками-энтузиастами воздвигнут памятник Цою – общеизвестный факт. Попробуем обнаружить местонахождение памятника Цою.
Согласно [77] памятник Цою установлен возле дороги, на 35-м километре трассы Талси-Слока, в Энгурском предместье, в Латвии. Высота – 2,30 м, площадь постамента – 1 м², площадь – 9 м².
Самое главное – [77] содержит любезное указание на географические координаты памятника Цою: 57.115539° СШ, 23.185392° ВД.
Опять обратимся к картам приложения Google Map в поисках этого места (координаты памятника Цою незначительно изменены).
Справа по карте – Рижский залив. Следовательно, автомобиль Виктора Цоя двигался по верхней, «северной» ветке; в сегодняшних реалиях она поименована как Р128.
В каком направлении ехал Цой?
Следующий вопрос – в каком направлении двигался автомобиль Цоя перед аварией? Из Слока в Талси? Или, наоборот, из Талси в Слока?
Согласно Калгину [73] с момента знакомства с Натальей Разлоговой Цой все свои летние отпуска проводил в Латвии, в Плиеньциемсе (Энгурская волость, Тукумский район) – рыбацком посёлке, известном в старые времена курорте.
«В начале прошлого века здесь строили парусники. От других приморских поселков Плиеньциемс отличается тем, что защищён от морских ветров огромной дюной. В Плиеньциемсе Цой в тот год был уже не впервые».
Осталось найти его на карте. Да вот же он, в правом нижнем углу последнего фрагмента!
Значит, ехал Цой из Талси в Слока, в направлении Плиеньциемса.
Маршрут «Икаруса»
Навстречу «Москвичу» Цоя, из Слока в Талси, двигался автобус «Икарус», за рулём которого находился Янис Карлович Фибикс, 1946 года рождения (за рулем с 1970 года) [73].
Попробуем оценить состояние и качество трассы и проследить, что видел водитель «Икаруса» Фибикс Янис Карлович, приближаясь к месту аварии Цоя.
Панорамные карты Google Map хороши уже тем, что экспонированы летом, в солнечную погоду и имеют цвет.
Тем самым они создают у зрителя полную иллюзию личного присутствия на месте аварии Цоя 15 августа 1990 года.
Убеждён, за прошедшую треть столетия пейзаж, качество дорожного полотна, ширина проезжей части остались неизменными.
Эпизод 1
Итак, «Икарус» движется в сторону места аварии Цоя по трассе Слока-Талси и пытается встроиться в левый поворот, уже видимый по ходу движения.
Эпизод 2
«Икарус» входит в тень деревьев, растущих по левой обочине дороги.
Серпантин поворота уже вполне различим. Однако происходящее на встречной полосе – за рамками водительского обзора.
Эпизод 3
Следующий фрагмент.
«Икарус» продолжает движение в тени деревьев, растущих по левой стороне обочины.
Происходящее на встречной полосе – по-прежнему за рамками водительского обзора.
Вместе с тем, какие-либо иные препятствия (ослепление солнечным светом и прочие), мешающие водителю «Икаруса» контролировать движение по трассе, отсутствуют.
Эпизод 4
Наконец-то достигнута позиция, при которой водитель «Икаруса» в полной мере может оценивать складывающуюся обстановку: встречная полоса прослеживается в полном объёме.
На левой обочине дороги виднеется одиноко стоящий одноэтажный домик.
Недалеко от мачты электрического освещения по правой обочине дороги виднеется ограничительный столбик моста через речку Тейтупе.
Эпизод 5
«Икарус» достигает опоры электрического освещения по правой обочине дороги.
Далее по ходу движения водителя – прямая трасса, без изгибов и поворотов.
Явственно прослеживаются красно-белые прокрашенные указатели мостика через Тейтупе (не исключено, что это – новодел: на архивных фотографиях 1990 года эти указатели отсутствуют).
Эпизод 6
«Икарус» достигает мостика через Тейтупе: до его ограждения не более семи-десяти метров.
Забегая вперёд, отметим, что в результате ДТП «Икарус» за пределы мостика не проехал:
пытаясь избежать столкновения на месте аварии Цоя, водитель «Икаруса» Фибикс Янис Карлович принял чуть вправо, а получив удар от «Москвича-2141» Цоя, вылетевшего на встречную полосу, его «Икарус» передними колёсами съехал в Тейтупе, где его и обнаружили сотрудники ГАИ, вызванные одним из местных жителей.
Маршрут «Москвича» Цоя
Теперь – «зайдём с обратной стороны» и проследим, что видел (мог видеть) Виктор Цой, двигаясь на «Москвиче-2141» к злополучному мостику в направлении из Талси в Слока, месту аварии Цоя.
Эпизод 1
Слева – автобусная остановка по направлению в Талси.
Справа – указатель на правый поворот и знак ограничения скорости до 70 км/ч.
По Калгину [73] в 1990 году разрешённая скорость на этом участке дороги не превышала 90 км/ч.
Пока же трасса ровная, без очевидных изъянов дорожного полотна.
Эпизод 2
«Москвич» Цоя миновал дорожный указатель и вошёл в тень деревьев, растущих по правой стороне дороги.
Далее лесополоса, как таковая отсутствует, но по обочине произрастает стена кустарника, формируя теневую завесу.
Вдалеке виднеется указатель автобусной остановки по направлению на Слока.
По правой стороне обочины дороги асфальт мягко переходит в грунт: ни гравия, ни иных возможных препятствий, которые по качеству езды могут сигнализировать водителю о его съезде с дорожного полотна, не наблюдается.
Эпизод 3
Явственно прослеживается дорожный указатель остановки общественного транспорта.
Непосредственно остановка ему предшествует, находится в тени кустарника преимущественно из деревьев хвойных и пихтовых пород, растущего по правой обочине дороги.
Возможен эффект ослепления водителя высокостоящим Солнцем, отчего не исключается подсознательное желание последнего въехать на обочину правыми колёсами автомобиля, дабы укрыться в теневой завесе.
Вместе с тем это – ошибочная стратегия, ибо при знаке резкого правого поворота левую пару колёс автомобиля, наоборот, желательно держать строго на разделительной полосе или в незначительном отдалении от неё.
В противном случае присутствует риск не вписаться в правый поворот.
Эпизод 4
«Москвич» Цоя минует автобусную остановку.
Здесь – точка принятия решения для центрирования автомобиля относительно проезжей части.
На правой стороне обочины сразу за отмостками остановки – ровный травяной покров, ещё более смягчающий амортизацию, если правая пара автомобиля движется по обочине дороги.
Сама же обочина формирует некий «карман», из которого необходимо выбираться как можно быстрее, чтобы вписаться в правый поворот.
Эпизод 5
Справа по обочине – тот самый памятник, послуживший «репером» в поисках места аварии Виктора Цоя на 35-м километре трассы Слока – Талси 15 августа 1990 года.
Прямо по трассе – уже вполне различимые ограничительные столбики моста через речку Тейтупе; их оттеняют красно-белые указатели.
Эпизод 6
По аналогии с «Икарусом», управляемым Янисом Карловичем Фибиксом, на «Москвиче» Цоя мы с противоположной стороны достигли мостика через Тейтупе, где и произошла авария Цоя.
Настала очередь по милицейским протоколам и показаниям очевидцев подробно исследовать схему и обстоятельства ДТП на месте аварии Цоя, случившейся 15 августа 1990 года в 11 часов 28 минут на 35-м километре Слока-Талси.
Теперь – непосредственно об обстоятельствах и схеме ДТП на месте аварии Цоя.
Мост!
Слово Виталию Калгину и очевидцам ДТП на месте аварии Цоя по [73]:
«Есть на 35-м километре, у моста через речку Тейтупе, поворот.
Одиноко стоявший одноэтажный домик, прозванный в округе «Тейтупниеки», совсем рядом с поворотом.
Не доезжая до него, Цой, по непонятным причинам, выехал на встречную полосу. В этот момент из-за поворота выскочил «Икарус-250»…
«Столкновение автомобиля «Москвич-2141» темно-синего цвета с автобусом «Икарус-250» белого цвета произошло в 11 нас. 28 мин. 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока-Талси».
Хозяйка дома «Тейтупниеки» Антонина Урбане, увидев, что случилась катастрофа, послала своего внука Колю Звоникова вызвать по телефону «скорую». Часы показывали 11 часов 40 минут.
Свидетель аварии Цоя
Артур Нейманис, оказавшийся одним из свидетелей на месте аварии Цоя, рассказывал впоследствии в интервью программе «Матадор»:
«Мы когда с женой были около дороги возле своего дома, то мимо нас проехала машина, новенький «москвич», на большой скорости. Я жене говорю, что этот, наверное, не вырулит из поворота. Очень острый поворот на мостике. Там речка Тейтупе.
Как я уже говорил, был такой звук – как из пушки выстрел. Мы посмотрели на трассу: эта машина была на середине асфальта, а новенький «икарус» был в левой стороне в речке.
Когда мы подошли, шофёр уже был мертвый».
Звонок от местного жителя об аварии Цоя поступил в дежурную часть Тукумса в 11.30.
На место аварии Цоя – к 35-му километру дороги Слока-Талси – выехали следователь Эрика Казимировна Ашмане и старший инспектор ДПС Тукумского РОВД старший лейтенант милиции Янис Элмарович Петерсон.
Место аварии Цоя глазами ГАИ
Прибывшие на место аварии Цоя сотрудники милиции увидели такую картину: на мосту с правой стороны поперек дороги стоял «Москвич-2141» (госномер Я 68-32 ММ) с развороченным передком.
Рядом с машиной, с трудом извлеченный из салона врачами приехавшей чуть раньше «скорой помощи», лежал молодой черноволосый парень. Без сомнения, умер мгновенно.
Справа, съехав передними колесами в мелкую речушку Тейтупе, стоял белый «икарус».
Скорость «москвича» точно определить не удалось, но, несомненно, она была не меньше 100 километров в час. Об этом свидетельствовали положение автомобиля после столкновения и отлетевшие далеко в сторону обломки его двигателя.
Последствия удара и следы юза
Как покажет следствие, машину отбросило от места столкновения на 22 метра назад, обломки двигателя разлетелись в радиусе 12-15 метров.
Целой от машины Цоя осталась лишь задняя часть салона. Счетчик пробега «москвича» остановился на 3400 километрах. Восстановлению автомобиль не подлежал…
На асфальте остались выбоины и следы юза, по которым было несложно определить место аварии, значит, легко было представить и процесс аварии.
Все параметры и данные тут же занесли в протокол, составили схему первичного осмотра места происшествия.
Протокол осмотра аварии Цоя
К хутору Дреймани идет прямая ровная дорога. На этой дороге разрешенная скорость – 90 километров в час. Ближе к мосту дорога сужается. Далее опасный поворот.
Ясно, что водитель обязан тут сбавить скорость, чего Цой не сделал и что опять же свидетельствует о потере ориентации. Сотрудники ГАИ в аварии Цоя так и не нашли тормозного следа «москвича» на крутом повороте.
Ехал по правой обочине…
Изучив след протекторов шин, следователи, к своему изумлению, пришли к выводу, что как минимум последние 233,6 метра (примерно семь секунд движения) до места аварии Цой почему-то ехал по правой обочине дороги.
След протектора от правого колеса его «москвича» отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от «кармана» автобусной остановки. Криволинейный (!).
Через 11,5 метра после моста след круто выходит с обочины на асфальтированную часть дороги по направлению к точке столкновения. Следов торможения не обнаружено.
Заснул ли Цой за рулем или задумался – этого уже никто не узнает.
Официально!
Официальным расследованием установлено:
«…автомобиль «Москвич-2141» допустил касание столбика ограждения моста, именно после этого пошёл юзом, и его выкинуло на встречную полосу под колеса «Икаруса-250», а затем, после столкновения с автобусом, отбросило обратно – к перилам моста».
Передний бампер «икаруса» прошел по капоту «москвича» прямо в салон, руль со стороны водителя был погнут, сиденья сбиты, разломан щиток передней панели.
При осмотре установлено, что удар был слева направо (? – прямое противоречие патологоанатомическому заключению; возможно, описка В. Калгина – Ломов), спереди назад.
Приборная панель машины въехала в передний ряд кресел, прижав водителя к сиденью…»
Придадим изложенному хронологическую последовательность и пошагово восстановим ДТП на месте аварии Цоя:
Эпизод 1
К автобусной остановке автомобиль Цоя движется со скоростью не менее 100 км/час.
Знаки ограничения скорости (наличествовал ли он в 1990 году?) и правого поворота (по ПДД, очевидно, присутствовал) им по непонятным причинам игнорируются.
Вместе с тем, «Москвич» Цоя пока ещё очевидно всеми колёсными парами находится в пределах дорожного полотна.
Степень осознанности и контроля движения водителя уже под вопросом: спит Цой или ещё находится в сознании – установлению не подлежит.
В любом случае, в целях надлежащего маневра на правом повороте целесообразно в целях избегания ДТП на месте аварии Цою, как минимум, сбросить скорость до разрешённых в 1990 году 90 км/час и держать автомобиль ближе к разделительной полосе.
Эпизод 2
Из заключения криминалистической экспертизы ГАИ по ДТП Цоя; дело № 480 [73]:
«15 августа 1990 года в начале 12-го утра уже начало припекать солнце, было примерно 28 градусов тепла. Видимость в это время была ограниченной, асфальт – сухим».
На этом основании презюмируем солнечную погоду.
Учитывая незначительную ширину проезжей части, независимо от местонахождения Солнца над горизонтом, возможен эффект ослепления Цоя, отчего не исключается подсознательное желание последнего держать автомобиль в теневой завесе.
Главная ошибка Цоя на трассе
В любом случае, в целях избегания ДТП это – ошибочная стратегия.
Во-первых, эффект чередования на глазных перифериях солнечных и теневых полос на высокой скорости создаёт прямо противоположный психологический результат:
кажущаяся бодрость сознания при таких манипуляциях мгновенно сменяется психической заторможенностью, которая в итоге человека просто «рубит» – процесс быстрого засыпания гарантирован.
Во-вторых, повторимся, при знаке резкого правого поворота левую пару колёс автомобиля, наоборот, желательно держать строго на разделительной полосе или в незначительном отдалении от неё.
В противном случае присутствует риск не вписаться в правый поворот.
Эпизод 3
У «кармана» автобусной остановки «Москвич» Цоя правой колёсной парой сходит с дорожного полотна и мчит по обочине.
След от протекторов – криволинейный! Под правыми колёсами – либо грунтовка, либо травяной покров.
Иными словами, если Цой к этому времени уже спит и контроль над дорогой утрачен, незначительное изменение слухового / тактильного фона не сигнализирует водителю о надвигающейся опасности, как если бы под днищем на скорости свыше 100 км/час «ревел» гравий или «толкался» булыжник…
Эпизод 4
Оставшиеся до въезда на мостик через Тейтупе около семи секунд движения «Москвич» Цоя так и мчит по правой обочине дороги.
По крайней мере, след протектора от правого колеса его «Москвича» отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от «кармана» автобусной остановки.
Криволинейность (!) следа и сам факт его наличия на правой обочине при необходимости совершения маневра на правом повороте (!) – предельные указания потери контроля над дорогой со стороны Цоя!..
Здесь впору согласиться со следователем по делу Эрикой Ашмане о причине ДТП Цоя [73]:
«По моему субъективному мнению, Цой задремал за рулём».
Эпизод 5
На этом этапе ДТП Цоя – «разночтения в показаниях». Так, по интервью Эрики Ашмане программе «Матадор» [73]:
«На месте дознанием было установлено, что водитель автомашины «Москвич-2141» – Цой Виктор Робертович – не справился с управлением автомашиной и заехал на левую сторону дороги, где столкнулся с автобусом «Икарус-250».