Ломов о Вифлеемской звезде
Как видно из приведенного анализа, в чистом виде Вифлеемской звезде не соответствует ни одна гипотеза, хотя наиболее приемлемой представляется гипотеза 2 – вспышка новой (сверхновой).
«Дисклеймер»
И, тем не менее, несмотря на то, что определение астрономического показателя Вифлеемской звезды не охватывается целью работы, вниманию читателя предлагается авторская версия Ломова о Вифлеемской звезде.
Заранее прошу прощения в сознательном отступлении от данного в предисловии обещания не использовать словосочетаний типа «по моему мнению», «возможно», «может быть» и тому подобных.
В конкретном случае этого требуют стилистическая и логическая составляющие.
Версия Ломова о Вифлеемской звезде
Итак, авторская версия Ломова о Вифлеемской звезде склоняется к тому, что астрономическому явлению Вифлеемской звезды наиболее подходит гипотеза 4 – комбинаторная теория Кеплера с некоторой «оговоркой»:
вспышка новой либо сверхновой звезды произошла не в момент соединения Юпитер-Сатурн в Рыбах 7 года до н.э., но значительно позже и являлась вспышкой новой либо сверхновой весной 5 года до н.э. (версия 2).
Перед пояснением немного теории. Опять же обратимся к астрологическому энциклопедическому словарю [31]. Здесь, касательно новой звезды читаем (приводится с сокращениями):
«Новая звезда (лат. Nova stella, в современной астрономии – Nova) – с глубокой древности известны случаи появления ярких звёзд в областях неба, где ранее никаких звёзд не было отмечено…
После изобретения телескопа и астрофотографии было установлено, что новая звезда на самом деле существует и до своей вспышки.
Это звезда, которая в результате процессов переноса вещества, происходящих в тесной двойной системе звезд, в какой-то момент времени увеличивает количество излучаемого ею света в десятки тысяч раз за время порядка несколько суток, а потом в течение несколько лет возвращается к светимости, близкой к исходной.
Причём такие вспышки могут происходить неоднократно, через более или менее одинаковые промежутки времени».
Не этот ли факт объясняет библейское «увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Мтф, 2:10)?
Хронология гипотезы
1. В период с 14 мая по 13 июня 7 года до н.э. Юпитер и Сатурн образовывают первое соединение в Рыбах, распадающееся около 13 июня.
2. В период с 01 по 31 октября 7 года до н.э. Юпитер и Сатурн, находясь оба в ретроградном движении, образовывают второе соединение в Рыбах, распадающееся около 31 октября.
3. В период с 10 по 31 декабря 7 года до н.э. Юпитер и Сатурн образуют третье соединение в Рыбах, распадающееся около 31 декабря.
4. 18 февраля 6 года до н.э. Марс соединяется с Сатурном в 21 градусе Рыб, Юпитер – в 27 градусе Рыб.
Соединение Юпитер-Сатурн в Рыбах – Знак волхвам!..
5. Зная о т.н. «мутационном соединении Юпитер-Сатурн» – последнем соединении в знаке одной стихии, известным и астрологам современности, волхвы верно идентифицируют тройное соединение Юпитер-Сатурн как мутационное соединение в Рыбах.
Видят в этом соединении Великое Знамение и отправляются (готовятся отправиться) в путь. Они знают, что Младенец ещё не родился.
Но они ждут Знак, некий дополнительный символ к мутационному соединению Юпитер-Сатурн, когда не останется никаких сомнений, когда – «пора!»…
Возможно, они, как отличные астрологи, знания которых превосходят знания сегодняшних астрологических адептов «в разы», знают, что местонахождение Младенца в дальнейшем им укажет звезда, которая уже существует, но света пока не даёт.
Возможно, они даже знают, где вспыхнет эта звезда (примерный участок, сегмент звёздного неба). Пока же под «звездой, которую они видели на востоке», вероятно, ими подразумевается великое соединение Юпитер-Сатурн.
С другой стороны, не исключается и вариант, что о вспышках новых (сверхновых) волхвы знали ни больше нашего, то есть предсказывать их появление не могли в принципе.
Но, являясь по сути своей магами, знающими астрономо-астрологическую доктрину, во вновь появившейся на небосклоне новой (сверхновой) звезде увидели Знамение, так ожидаемый ими Знак, правильно его истолковали и тронулись в путь именно в сторону света, указываемую движением звезды. В Иудею…
Рождество!
6. По первой версии Рождества через год (!) после третьего соединения Юпитера и Сатурна в Рыбах, 24 декабря 6 года до н.э. родился Иисус Христос.
При этом ни Марс, находящийся в первых градусов Весов, ни Юпитер, находящийся в 20 градусе Овна, никоим образом не образуют соединения с Сатурном в последних градусах Рыб.
7. В марте-апреле 5 года до н.э., возможно, накануне, перед самой вспышкой новой (сверхновой), а возможно во время изменения её спектрального свечения, волхвы приходят в Иерусалим с известным вопросом: «где родившийся Царь Иудейский?» (Мтф, 2:2).
Встревоженный Ирод созывает своих первосвященников и книжников народных с вопросом: «где должно родиться Христу?» (Мтф, 2:4). И получает ответ: «в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мтф, 2:5).
В этом эпизоде важно объективное незнание волхвами конкретного места нахождения «родившегося Иудейского Царя», иначе они бы не объявились у двора Ирода, шли бы в Вифлеем напрямую.
Исчезновение звезды
8. Затем Ирод призывает волхвов. Узнаёт от них время появления звезды. Волхвы, возможно, обозначают дату одного из великих соединений – около полутора лет назад. Ирод же направляет их в Вифлеем разведать о Младенце и известить его (Мтф, 2:7-9).
Вопрос: отчего волхвы вообще «попёрлись» к Ироду? До этого они ни у кого о верности своего Пути не справлялись. Тупо шли «по звезде»… Вот!
Представляется, что в этом и отгадка – по достижению волхвами Иерусалима Вифлеемская звезда «исчезла» с небосклона. Что стало причиной такого «исчезновения» сейчас не установить.
Может, погодные условия, может, физические свойства самой звезды (уменьшение светимости, еле различимое мерцание, полное затухание). Суть – не в этом.
Важно то, что на транзитном участке пути «Иерусалим-Вифлеем», волхвы, вероятнее всего, лишились своего «поводыря» – Вифлеемская звезда на небосклоне была не видна!..
По дороге в Вифлеем
9. Волхвы направляются в Вифлеем и либо на подходе к Вифлеему, либо по прибытии в 5-6 градусах Козерога видят вспышку новой (сверхновой).
Возможно, она в этот момент набрала максимальное свечение, что отражено Матфеем как «вставшая звезда» (Мтф, 2:9).
Затем библейское: «увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Мтф, 2:10).
Ещё бы, кто (астролог ли, маг ли) не обрадуется, когда его предсказания сбываются с максимальной точностью? Да ещё и предсказания такого масштаба!
Более того, зная точку небесной сферы, где должна произойти вспышка, 5-6 градус Козерога, возможно, волхвы искали в Вифлееме мальчика, родившегося во время транзита Солнца по этой части неба, то есть родившегося в последней декаде декабря.
А, может, и впрямь всё произошло «на грани чуда»: звезда «встала» прямо над домом, где жил Младенец… Астрологу ли в чудеса не верить?..
«Знание» Ирода…
10. В дальнейшем же, когда волхвы «иным путём отошли в страну свою», Ирод посылает «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мтф, 2:16); подробно см. пункт 8 выше.
11. По второй версии Рождества гипотеза не работает.
На этом вопрос о Вифлеемской звезде для Ломова считается закрытым; гипотеза Ломова о Вифлеемской звезде изложена в полном объёме.