Цоя убили бандиты
3. Цоя убили бандиты, криминал «высшего эшелона»
В качестве «вводных» свидетельство в [73]:
«На следующий день группа «КИНО» покинула Братск на военно-транспортном самолёте. Цоя уже ждал Донецк.
Там на стадионе «Локомотив» с 1 по 3 июня проходил фестиваль «Звездный небосклон мира. Донецк. МузЭко-90». Сейчас о МузЭко-90 помнят немногие, но в то время МузЭко-90 было очень крутым мероприятием…
МузЭко-90
МузЭко-90 – большой Международный музыкальный фестиваль, посвящённый 50-летию со дня рождения Джона Леннона и десятилетию его гибели, который транслировался в прямом эфире по Центральному телевидению.
Фестиваль был организован Донецкой государственной филармонией, компанией «Gold Music» и Государственным центральным концертным залом «Россия».
Помимо «КИНО» в МузЭко-90 приняли участие группы «Сталкер», «Песняры», «Браво», «На-На», «Полиция нравов», «Мираж», трио «Меридиан», Игорь Тальков, Татьяна Овсиенко, Игорь Николаев, Вячеслав Малежик, Ирина Отиева, Лариса Долина, Сергей Крылов и многие другие…»
Воспоминания «Густава»
А теперь – воспоминания Георгия «Густава» Гурьянова о МузЭко-90 [73]:
«Я прекрасно помню этот МузЭко-90. Это была такая вакханалия… Как мы там оказались…
Это был какой-то Фестиваль памяти Джона Леннона. Выступали всякие советские знаменитости, артисты… МузЭко-90 продолжался два или три дня. Что там было особенно запоминающегося?
Огромный отель, футбольное поле, стадион, на котором с утра до вечера выступали все эти знаменитости… Мощный звук был очень…
Не смогли «завидовать молча»…
Но был такой момент ненависти, зависти, непонимания… Я ощущал его на себе со всех сторон. Такая мрачная энергия. Конечно, страшное было мероприятие, чудовищное.
Вытрепало нервы. Зависть была очень крутая. Мне даже кто-то шляпу сорвал с головы. Кто – непонятно, он сразу исчез, но было неприятно. Не хотелось ловить просто…
На МузЭко-90 были все яркие представители поп-сцены того времени. Две городские гостиницы забиты. Несколько дней выступлений, разумеется, под фанеру… Что нас сподвигло там выступить? (Предельное внимание! – Ломов).
«Сняли кассу»…
Мы – единственные, кто играл там живьем и кому заплатили за всю эту вакханалию. Так что все сборы с двух дней «МузЭко-90» – все были в нашем кармане. Это было очень цинично и весело…»
Неплохо… «Очень цинично и весело» «КИНО» непонятным образом «отжало» всю кассу трёхдневного МузЭко-90!..
Неведомо, как, но «рука» Айзеншписа в сей «афёре» присутствует очевидно: не двадцативосьмилетние «пацаны» же так «делягу провернули»! Тут без руки «профессионала» не обошлось…
Шоубиз как средство сверхприбыли
Далее алгоритмическая линия следующая.
Первое, незначительный криминальный фон конца восьмидесятых с точки зрения среднестатического обывателя никоим образом не отрицает наличие бандитов, блатных, воров в законе, попросту – криминальной элиты.
Второе, в сферу основных криминальных интересов бандитов и блатных, очевидно, входит шоу-бизнес, ибо деньги в нём «крутятся» немалые.
Третье, уже по одному этому основанию «КИНО» могло «заинтересовать» бандитов, блатных и их криминальных лидеров.
Наконец, четвёртое, «КИНО» могло оказаться «лакомым куском» как само по себе, так и по голому факту «присвоения» всей «кассы» донецкого фестиваля – не по понятиям криминального мира такое «исполнение»…
Жажда наживы?.. Или наказания?
Иными словами, основной мотив убийства Цоя бандитами – жажда наживы либо сохранение финансового «статус-кво» по итогам имущественного демарша «КИНО» на МузЭко-90.
Как могли разворачиваться события по этому сценарию? Вряд ли жаждущие лёгкой наживы бандиты, блатные либо «терпилы» приходили к Цою: он их вежливо «откомандирует» к своему продюсеру, мол, де, «давай, Шмильевич, решай вопрос».
А вот насколько мог «отдуплиться» Айзеншпис от подобных «накатов-наездов» своим авторитетом в уголовном мире – тема серьёзная: всё же 17 лет Айзеншписа «на киче» – срок немалый; за это время можно такие «сиддхи» (сверхспособности, для непосвящённых) «наработать»!
Убийство бандитами Цоя как месть…
Короче, блатных «просителей» либо блатных «терпил» Айзеншпис, скорее всего, «послал».
Возможности «нагнуть» новоиспечённого продюсера у бандитов «ходоков» не нашлось, а вот возможность «наказать» могла прийти в буйные головы элементарно.
А именно, «убить курицу, несущую Айзеншпису золотые яйца». Так – участь Виктора Цоя была предопределена…
Цоя убили бандиты?
Третье.
«Ну, граждане хорошие, ну, товарищи мазурики! Вы ведь не только лихостью проживаете, но и разумом тоже», - эту ушедшую в народ эмоциональную реплику Шарапова необходимо «держать в уме» при оценке версии убийства Цоя бандитами в первую очередь.
Цой для бандитов кто? Певчая пташка! И одновременно – курица, несущая золотые яйца!
Его прямая вина в «подломе» кассы «МузЭко-90» либо в том, что «кому-то хочется кушать», отсутствует – это очевидно даже неискушённому обывателю.
Претензии – продюсеру!
Все претензии бандитов и блатных (что по присвоению кассы «МузЭко-90», что по крышеванию либо захвату «КИНО» как бизнеса) необходимо адресовать Айзеншпису и по должности, и по возрасту, и по криминальному стажу.
При упёртости и непреклонности Айзеншписа бандитам целесообразно «валить» именно его, использовав в дальнейшем это обстоятельство, в том числе для устрашения и «КИНО» в целом, и её лидера в частности. Но Айзеншпис-то жив!..
Смысл?
В этой ситуации убивать Цоя бандитам контрпродуктивно: кроме оголтелой обиды и сомнительной сатисфакции КПД такого «мероприятия» – ноль целых, хер десятых.
Тупое убийство курицы, несущей золотые яйца, под девизом «назло маме отморожу уши».
Рейдерский захват?
Хотя возможен и такой вариант. Айзеншпису от бандитов и блатных поступило предложение, от которого тот не смог отказаться, неважно – финансовое либо угрожающее.
Айзеншпис, как осторожный сиделец, при этом прекрасно знающий норов Цоя, мог согласиться с оговоркой, мол, де, ребятушки, да я-то согласен, только Витька вас на хер пошлёт – пообщайтесь с ним, может, до чего и договоритесь…
Вот тогда, конечно, Цой мог «встать под прямой удар», ибо на контакт с бандитами и блатными, а уж тем паче на работу на них никогда бы не согласился.
Причина молчания?
Но при всей замкнутости лидера «КИНО» о грядущих «радужных перспективах» обязательно бы узнали другие участники группы. А их свидетельства по этому поводу отсутствуют.
Были запуганы бандитами? Особенно, когда 15 августа 1990 года мнимая угроза получила реальное воплощение? Возможно.
Но уж Георгий «Густав» Гурьянов-то на смертном одре мог «поделиться откровением»?..
Иными словами, «Цоя убили бандиты» – красивая версия, которую будет интересно «покрутить на картах» в астрологическом блоке: из всех высказанных гипотез она пока самая аутентичная!