Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

«Балетная фальшь»

Что и подтвердилось, когда 06 февраля 1936 года в «Правде» вышла редакционная статья о балете «Светлый ручей» – «Балетная фальшь» [7].

Несмотря на очевидную пасквильность, приводится без «купюр», дабы продемонстрировать взыскательному читателю «всю клавиатуру демагогических приёмов» сталинского критиканства.

Оригинал статьи «Балетная фальшь» здесь.

«Балетная фальшь» как торжество демагогии

«Балетная фальшь»Стоит ли пояснять, что после выхода «Балетной фальши», этого «образчика чистой критики» спектакль был навсегда снят с репертуара обоих театров?..

Что ни говорите, но «Балетная фальшь» - вещь сильная. Мощная! Просто торжество классической демагогии.

Куда мне, с моими, авторскими основаниями критики: лоботрясы-дачники, балетное образование Зины, интерес Петра к танцовщице, ревность Зины и шутовская дуэль?.. Тут игра по-крупному.

«Высасывание из пальца»…

Как явственно прослеживается из пасквиля – «Балетная фальшь», основная претензия к балету «Светлый ручей» действительно (что и показал гороскоп!) идеологическая, но с профессиональным уклоном в сторону балетмейстера и композитора.

«Балетная фальшь»Так, Фёдору Васильевичу «вменялось в вину» незнание быта кавказских колхозов и отказ от включения в спектакль номеров классического народного танца горцев.

Дмитрию Дмитриевичу же попеняли на «бесхарактерность музыки» и «равнодушное отношение к теме».

Идеология «между строк»

Хотя, сдаётся мне, что тунеядцы-дачники, ревность, дуэль и прочие «мещанские пережитки» тоже сыграли свою роль в разгроме шедевра, но идеологи посчитали, что прямолинейные критические указания – слишком взрывоопасное средство для обласканного зрителями спектакля.

Посему решили ограничиться косвенными, а потому – умозрительными.

«Балетная фальшь»С таким же успехом, например, можно было рекомендовать Ильфу и Петрову отразить в великих романах «главенствующую роль первичной партийной ячейки» или поведать о праздничных мероприятиях десятилетней годовщины ГОЭЛРО.

Из этой же «оперы» «бесхарактерность музыки» и «равнодушное отношение к теме» – претензии, оценке по объективным критериям не подлежащие…

Всё же главный критерий оценки любого театрального действа – зрительских успех, который у «Светлого ручья», безусловно, был! 

назад                                    далее