Ошо об Иисусе Христе
«Приходи, следуй за мною» Ошо Раджниша [42] – на авторский взгляд, лучшая работа об Иисусе Христе, в том числе, потому что написана человеком другой религии, не христианином. Четыре полновесных тома посвящены разбору логий Иисуса Христа.
Трактовка логий Иисуса Христа
Начиная от, казалось бы, всем известных, не вызывающих двоякого толкования, до сложных для восприятия типа «подставления левой щеки» и «враги человеку – домашние его», все начинают играть новыми красками, проходя через видение Ошо об Иисусе Христе.
«Я не хочу делать вас христианами, я хочу, чтобы каждый из вас стал Иисусом Христом», - сказал однажды Ошо.
Бунт Иисуса Христа
В контексте собственного понимания исторической роли Иисуса Христа и Его психолого-социальных ролей Ошо Раджниш пришёл к выводу, который не встретишь у христологов-христиан: истинный Иисус Христос был бунтарём!
«Он был бунтующим человеком, необыкновенно революционным. И он жил этим, жил своим бунтарством. Он не был теоретиком: он жил этим и умер за это. Он любил жизнь так сильно, что готов был умереть за неё. Но он не был против жизни. Вот в чём было его преступление» [42, т. 2].
Или
«христиане сделают то же самое, потому что Иисус Христос опять принесет необузданность и безумства в этот устоявшийся мир. Он опять внесет хаос в вашу так называемую упорядоченную жизнь. Иисус внесёт беспорядок, Христос анархист. Он принесет анархию.
Он бунтовщик, который разрушает все, в чем вы чувствуете себя комфортабельно. Почему это так? Почему Иисус Христос так против закона, против порядка? Потому что Иисус Христос знает более высокий закон, более высокий порядок» [42, т. 4].
Бунт VS Революция
«Иисус Христос потерпел самую грандиозную в мире неудачу. Он проиграл грандиозно, проиграл прекрасно. Он кульминация неудачи, её вершина, потому что он бунтарь, а не революционер.
Ленин преуспел, Ганди преуспел, Мао преуспел; это революционеры, а не бунтари. Все они предали революцию. Раз бунт становится революцией, он всегда на пути к предательству.
Если вы действительно желаете быть бунтовщиком, - а это единственный способ быть религиозным человеком, - тогда вы должны оставаться в одиночестве.
Тогда вы должны быть одиноким пламенем посреди окружающей вас темноты; без какой-либо организации, без какого-либо учреждения. Вы должны жить уединенно.
Только Бог является вашим собеседником, больше никто. И так тоже неправильно говорить, потому что Бог является не собеседником, а самой вашей внутренней сущностью» [42, т. 4].
Идеализация бунта
Безусловно, всё, что говорит Ошо об Иисусе Христе – неоспоримая истина. Спорить можно только об одном: на протяжении всего повествования происходит просто-таки идеализация бунта; как пример,
«но мне хочется сказать вам: дарите цветы бунтовщикам, потерпевшим неудачу, потому что все успешные революционеры всегда предают революцию».
Впрочем, возможно, именно этого и добивался гений Ошо Раджниша, именно идеализации бунтарства и дикости, принципиальности и непримиримости. Может быть…
«Частичный» бунт
Важно другое. Нельзя быть бунтарём на какую-то часть, на половину там или на треть. Типа «здесь – бунтую, здесь – молчу, а вот здесь – очень даже за».
Это – не бунт. Эпатаж, нигилизм, протест – что угодно, только не бунт в понимании Ошо. Это как «быть нельзя чуть-чуть распятым».
И Ошо это понимает, он неоднократно говорит о тотальности истинного бунта, его всеобъемлемости, и даже предупреждает, что результатом станет полное одиночество.
«Вы должны жить уединенно. Только Бог является вашим собеседником, больше никто».
И что это страшно. Реально страшно…
Личный бунт
Вот только за идеализацией бунта страх нивелирован. Не видно страха. Вроде знаешь, что он должен быть, может быть, понимаешь, что он есть, но он неощутим, неосязаем.
Так притягателен тайфун или цунами, пока смотришь на него глазами стороннего наблюдателя, свидетеля, лучше, если по «ящику».
И совсем «другое ощущение», когда ты – в эпицентре, на острие первой волны… Тут уже не до эстетики, идеализации и «красоты игры». Туда и пойдём…
Алгоритм бунта
Вот прочитали вы Ошо Раджниша, очарованы Иисусом Христом, Буддой, Махавирой и, представим, чудо произошло, упала пелена с глаз ваших, и прозрели вы, пробудились. Что вы делать будете? Известно что.
Последуете совету Ошо:
«Просто избавься от этого. Нет смысла осуждать кого-то, нет смысла сердиться – «сердитое молодое поколение» и тому подобное. Не в этом суть.
Это только станет новой глупостью. Сначала ты был печальным, теперь ты станешь разгневанным. Это также плохо, как и быть печальным.
Просто увидь всё это и вырвись из него. Просто выскользни, не поднимая шума. Именно это я называю бунтом».
Сомнения…
«Просто вырвись и выскользни»?
Так просто? Много таких «выскальзывателей бесшумных»…
В том-то и дело, что, как только вы встаёте на скользкую тропу бунта, вы просто обязаны «стать сукой», вам до всего должно быть дело, вы больше не имеете права на снисхождение и милосердие, ибо в противном случае вы – беспринципный соглашатель, а никакой не бунтарь.
Не ожидали такого поворота событий? А как вы хотели? Взялся за гуж – режь «правде матку»!
Последствия бунта
В этом контексте хорошо смоделировать первый день «пробудившегося» натива, человека, решившего жить «по Ошо», просветлённым и осознанным, значит – бунтарём, в том числе, как истинный Иисус Христос.
На утренней пробежке он сделает замечание соседу, не убравшему фекалии за своей собакой, и имеет все шансы на стимул к максимальному ускорению... Это в лучшем случае.
По дороге на работу
По дороге на работу в метро он урезонит пассажира, «отвоевавшего» сидячее место у пожилой женщины, и осадит ватагу бурно жестикулирующих и громко выражающих псевдо-брутальность подростков.
И будет вынужден посетить окулиста на предмет снижения остроты зрения левого глаза… Это в лучшем случае.
На работе
На работе в течение дня он наконец-то:
1) прервёт излияния собеседника-зануды, просто оборвав его на полуслове, заявив, что «тот уже достал своим нытьём, совершенно не владеет речью и что его невозможно слушать – такой гнусавый у него голос»;
2) выскажет соседу по рабочему месту, что тому надо чаще мыться и тщательнее чистить зубы, а лучше посетить стоматолога, потому как «сидеть рядом невозможно»;
3) не преминёт заметить секретарю шефа, что та «сегодня какая-то невыспавшаяся и постаревшая и вообще ей желательно подкрасить волосы у корней»;
4) на аппаратном совещании укажет вице-президенту и генеральному на бестолковость их правления, административное бессилие и управленческую близорукость, после чего получит предложение «написать по собственному». Это в лучшем случае.
По окончании рабочего дня
Позвонившему другу, пригласившему «пропустить после работы по рюмке – другой», будет прочитана лекция о вреде алкоголизма и скором разрушении его (друга) семьи и его же (друга) печени от этого пагубного пристрастия.
На что будет получен ответ, что друг перезвонит, когда «у тебя закончится ПМС»… Это в лучшем случае.
Вечером, в домашней обстановке, он попеняет сыну – на невымытую тарелку, дочери – на разбросанные игрушки, супруге – на несвоевременно поданный и остывший ужин, и отсутствие чистых сорочек.
Вследствие чего – будет послан всеми, хорошо, если не вслух. Это в лучшем случае. Вот, слава Богу, и день закончился!..
Этимология одиночества при личном бунте
Понятно теперь, почему Ошо Раджниш говорит об одиночестве, неизменно сопровождающем бунтаря? И почему теперь «только Бог является вашим собеседником»?
Наверное, потому, что через месяцок-другой такой жизни с вами, кроме Бога, никто и разговаривать-то не захочет…
И не надо убеждать меня, что в бунте Иисуса Христа я ничего не понял! Увидел что-то внешнее и нагородил тут невесть что.
Всё я понял! Это и есть та самая оборотная сторона медали бунта, которую так старательно пытался спрятать Ошо.
Тотальный антагонизм Иисуса
И истинный Иисус Христос жил именно так. В вечном антагонизме с родителями, братьями и сёстрами, родными, окружением, всеми, кто не соответствовал каноническому «кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мрк, 3:35).
Тот же эпизод спора с фарисеями, рассмотренный ранее, в резюме к описаниям Юпитера.
«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мтф, 12:1-8).
Пройди мимо…
Ну что Его, ей Богу, за язык тянули? Ну, пройди Ты мимо, замолчи конфликт, будь выше. «Собака лает – ветер носит – караван идёт»!
Осознанный же человек, а так на провокации ведётся… Но ведь Он не смолчал – вот, что важно.
Причиной любого бунта по Ошо Раджнишу является персональное недовольство какой-либо социальной сферой жизни. Без недовольства бунт просто не случится; чтобы взбунтоваться нужен раздражитель.
Прежде, чем приступить к поиску в гороскопе Иисуса Христа астрологических предпосылок, обусловивших бунтарские наклонности Спасителя, опять же определим «основных игроков», отвечающих за формирование этого самого недовольства.