Сатурн в Весах Маяковского
В гороскопе Маяковского «планета дисциплины и порядка», Сатурн в Весах при «обоюдном раскладе»: и 19 июля 1893 года, и 19 июля 1894 года.
Однако рассмотрение Сатурна в Весах важно для целей дальнейшего исследования применимо к гороскопам Есенина и Высоцкого.
3 воспоминания
Даже зловредность Сатурна в Весах Маяковского вследствие слабости расположения по секте (см. выше) не отменяет его эссенциальной и акцидентальной силы. Ряд воспоминаний о Маяковском.
«Зажал папироску»
Первый [21]:
«У нас сидели гости. Когда стали расходиться, один из них спрашивает: «Володя, у тебя нет папироски?..» - «Нет».
Все уходят, потом Маяковский достает папироску и закуривает.
- Володя, что же ты сказал, что у тебя нет?
Он смущённо:
- У меня оставалась одна, последняя, я хотел её оставить себе на ночь.
- Ты хотел! Но он же тоже хотел…
И всё. Больше о папироске ни слова.
Но вдруг Маяковский словно взрывается:
- Я подлец! Что я наделал? Я отказал приятелю, пожадничал.
Случай с папироской разрастается до невероятных размеров».
Неприятие лавров пророка
Второй [21]:
«Сколько раз цитировали строки из «Облака в штанах» (1914-1915):
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
и часто повторяли: «Поэт ошибся всего на один год».
Однако когда Маяковский писал и публиковал поэму до революции, никакого «шестнадцатого года» не было. Строка читалась так:
грядет который-то год.
А после Октября, рассказывает Лиля Юрьевна, Маяковский не захотел уже оставлять «который-то год». И переправлять на «семнадцатый год» тоже отказался.
Он сказал, что не хочет изображать из себя пророка, точно угадавшего дату наступления революции.
И намеренно поставил: «грядёт шестнадцатый год».
Патологическая непереносимость лжи
Третий [21]:
«Маяковский, говорила потом Лиля Юрьевна, просто не мог сказать неправду, так уж он был устроен.
Вспоминала, как в 1916 году он пытался кончить жизнь самоубийством, напоследок позвонил ей по телефону, она понеслась к нему.
Он сказал:
- Я стрелялся, осечка, второй раз не решился. Ждал тебя.
Об этом она пишет в своих воспоминаниях.
Но, рассказывая мне, она еще добавила:
- Я взяла у него револьвер, потребовала, чтобы он поклялся – никогда больше не пытаться...
Инсценировка суицида?
А потом я вдруг засомневалась: а что, если Маяковский всё это разыграл?
Его револьвер оставался у меня. Прошло время.
И как-то один мой гость, военный человек, увидел этот револьвер, вынул пулю и сказал: «Кто-то уже один раз стрелял, но произошла осечка – видите, след от удара бойка?»
Я поняла, что Маяковский сказал мне правду. Но к тому времени мне уже не надо было никаких доказательств и подтверждений к его словам – я знала, что обмануть он не может.
Когда он говорил – «да» или «нет», я не сомневалась: так оно и есть».
Казалось бы, при разрешении вопросов чести (и честности) натива принято обращаться к исследованию его Юпитера как основного сигнификатора морали.
Именно расположение Юпитера в Стрельце привлекало взоры автора на вариативность рождения Поэта в 1888 году с последующей подменой Владимира Константином.
Этимология честности
Но если роль Юпитера в Тельце «взял на себя» Сатурн в Весах Маяковского?
В сущности, что представляет собой честность на психическом уровне, без «подключения» духовной составляющей? Верно, бесстрашие и храбрость.
Секрет-то прост: чтобы не врать, нужно всего лишь быть храбрым; не бояться самой возможности осуждения и наказания.
Истоки храбрости
Откуда проистекает эта храбрость – другой вопрос. От эгоизма, эгоцентризма, природной агрессии и наглости, степени ранга / примативности или же самодостаточности – неважно.
Главное, что стабилизатором и гасителем агрессивного импульса (Марс), эгоизма / эгоцентризма (Солнце) всегда является их антипод, основной сигнификатор страха – Сатурн.
И чем он сильнее по достоинствам (например, в экзальтации и Десценденте), тем храбрее и самодостаточнее натив.
Если ты – Поэт…
В заключение рассмотрения Сатурна в Весах Маяковского – цитаты Маяковского из «Как делать стихи?» [20]:
«11) Бытовая поэтическая обстановка так же влияет на создание настоящего произведения, как и все другие факторы.
Слово «богема» стало нарицательным для всякой художественно-обывательской бытовщины.
К сожалению, борьба эта часто велась со словом, и только со словом.
Реально налицо атмосфера старого литературного индивидуального карьеризма, мелких злобных кружковых интересов, взаимное подсиживание, подмена понятия «поэтический» понятием «расхлябанный», «подвыпивший», «забулдыга»и т.д.
Даже одёжа поэта, даже его домашний разговор с женой должен быть иным, определяемым всем его поэтическим производством».
«Кодекс» Поэта
Что, в сущности, сказал Маяковский этой цитатой?
Что, если однажды ты осознанно или по гордыне, или по неведению назвал себя поэтом (художником, писателем, актёром, иной самостоятельной творческой единицей), добровольно напялил на себя это ярмо,
ты более не имеешь никаких моральных прав проживать жизнь простолюдина и обывателя.
Ты обязан кардинально перестроить свою жизнь, территорию и окружение, и начать проживать жизнь брамина, где нет места «художественно-обывательской бытовщине».
Не имеешь права на публичное пьянство с загулами и дебошами. Не имеешь права на беспорядочные половые связи.
Не имеешь права на финансовую нечистоплотность. Не имеешь права на моральную ущербность. И на многочисленные «прочие», осуждаемые и табуируемые социумом.
Моральная порядочность
Ты в полной мере обязан соответствовать званию «элита» и «богема», каких бы моральных усилий тебе это ни стоило.
Ибо уайлдовское «плотские удовольствия – последнее пристанище великих людей» – не более ментальной ловушки в целях оправдания собственного морального ничтожества, разложения и упадничества.
«Даже одёжа поэта, даже его домашний разговор с женой должен быть иным, определяемым всем его поэтическим производством».
Это именно то, чем Маяк так ценен автору. И это именно то, чего ему, автору, так не хватает в Есенине и Высоцком…