Эра Рыб
Историография Эры Рыб
Предположительный период прохождения оси равноденствий через созвездие Рыб – Эра Рыб – 1 год н.э. – 2 150 год н.э.
При кажущейся простоте трактовки Эры Рыб – всё же события в большинстве своём происходят в наше время либо незначительной временной ретроспективе – самое опасное, на авторский взгляд, скатиться к банальным описаниям этого самого «нашего времени» без оглядки на события, сообщаемые нам Шестым подвигом Геракла.
Так, например, Эра Рыб дала цивилизации две принципиально новые религии – христианство и ислам, что в полной мере соотносится с энергетикой Юпитера и Нептуна, управляющими Рыбами. Но об этом «молчит» Шестой подвиг Геракла.
Поэтому в исследовательских целях оставим общие описания Эры Рыб (взыскательный читатель в силах проделать эту работу самостоятельно), сосредоточившись непосредственно на аллегориях, сообщаемых Шестым подвигом Геракла.
Двигаться же будем в «хронологическом» порядке согласно последовательности повествовательных эпизодов Шестого подвига Геракла.
Договор в Эру Рыб
И первый из них – фактически сложившийся договорный характер взаимоотношений между Гераклом и Авгием.
Впервые именно в Эру Рыб по ходу повествования Геракл выступает ни как античный исполин, действующий нахрапом, оружием и силой, но как полноправный цивилизованный партнёр, предлагающий свои услуги по выполнению конкретной работы, очерченную исчисляемым объёмом.
Впервые Геракл договаривается о размере вознаграждения, подлежащего выплате, по результату своей работы.
Что на эту тематику ответит историографический аспект? Возможно, то, что используемая и сегодня система римского права, начала зарождаться именно на заре Эры Рыб.
Один из основных источников римского права – так называемые Законы Двенадцати Таблиц – кодификационный свод государственного закона «от римского народа» был создан специальной комиссией из десяти человек и утверждён Народным собранием ещё в 451-450 годах до н.э.
В нём, в частности, помимо таблицы I – «О судебном производстве», как прообраза процессуального закона, или таблицы II – «Об ограблениях» (виды наказания, размеры штрафов), в сущности прообраза уголовного закона, существовали и задатки гражданского законодательства.
Так, таблица III – «О займах и правах кредитора» или таблица VI – «О собственности и владении» однозначно свидетельствуют о наличии в римском праве зачатков «договорного права».
«Рецепция» римского права
Почему – зачатков? Потому, что римское право до н.э. и нашего времени это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».
Античное римское право пережило так называемую «рецепцию» - заимствование его положений другими государствами более позднего периода.
За исключением непродолжительного периода его «ренессанса» в первой половине VI века н.э. Эры Рыб, когда в Византии был принят Кодекс Юстиниана, наивысшей «реинкарнации» римское право достигло только в XII-XIV веках Эры Рыб, когда в Италии и Франции началось его систематическое изучение в университетах.
Учёные мужи от истории права считают, что интерес к источникам римского права был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить значение народных правовых обычаев в судах.
В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений Эры Рыб требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи.
При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям.
Экономическая предпосылка
Католическая же церковь также покровительствовала римскому праву Эры Рыб как более совершенному по сравнению с правовыми обычаями язычников, ибо оно взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определённое, писаное право, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.
Иными словами, на рецепцию римского права в значительной степени повлияла экономическая составляющая, а, следовательно, в первую очередь необходимость развития институтов именно частного, гражданского права, связанного с регулированием договорных правоотношений.
На один из многочисленного сонма договоров – договор подряда, в сущности, и подвизался Геракл, пообещав в своём Шестом подвиге очистить от навоза Авгиевы конюшни!..
Взлёт инженерной мысли в Эру Рыб
Второй эпизод – центральная сцена Шестого подвига Геракла: Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую авгиевы конюшни, и отвёл в них воду двух рек. Вода этих рек в один день унесла весь навоз из авгиевых конюшен, а Геракл опять сложил стены.
Эпизод важен тем, что именно в нём содержатся основные «вехи» Эры Рыб.
Первая из них – крейсерский взлёт инженерной мысли цивилизации в Эру Рыб, особенно тот, который мы наблюдаем с середины XVIII века, когда были изобретены электрический телеграф, лампа накаливания, паровоз и прочие технических новеллы до наших времён.
Вторая – использование гидродинамической силы рек и водоёмов. Не углубляясь в сущность вопроса, достаточно обозначить роль и место гидроэлектростанций в Эру Рыб.
Три ущелья в Китае, Гури в Венесуэле, Черчилл-Фолс в Канаде, Итайпу в Бразилии и Парагвае, Красноярская, Братская и Саяно-Шушенская ГЭС в России – далеко неполный перечень ГЭС-гигантов, снабжающих электричеством крупнейшие промышленные и селитебные мировые регионы.
«Поворот рек» в Эру Рыб
Третья. К важнейшей «вехе» Эры Рыб в контексте Шестого подвига Геракла относится один из самых грандиозных инженерных и строительных проектов XX и XXI веков – так называемый «поворот рек».
В России сама идея перераспределения речного потока сибирских рек с его последующим направлением в Казахстан, Узбекистан и Туркмению была сформулирована в далёком 1868 году выпускником Киевского университета Яковым Демченко.
Сотня лет ушла на «вынашивание» идеи, когда в 1968 году Пленум ЦК КПСС дал поручение Госплану и Академии наук СССР разработать план такого перераспределения. В семидесятые и первой половине восьмидесятых годов XX века велась активная работа по планированию проекта.
Однако перестройка и последующий экономический кризис второй половины восьмидесятых вынудили советское правительство отказаться от его реализации по причине бюджетного дефицита и чрезмерности финансовых затрат. В 1986 году принимается решение о прекращении работ и завершению проекта.
Инициативу СССР с поворотом рек вполне можно считать ошибкой, если бы не планы Китая.
Опыт Китая
Дело в том, что правителями Поднебесной разрабатывался аналогичный проект переброски вод Янцзы в северную часть Китая, в бассейны рек Хуанхэ и Хай.
Утверждать, что проект попросту «списан» у «старшего товарища», вряд ли возможно, так как Мао Дзэдун озвучил идею поворота Янцзы за 16 лет до СССР, в 1952 году. Поэтому кто у кого «попёр» проект, Китай у СССР или Союз у Китая ещё вопрос…
Дело – в другом. Поднебесная в реализации проекта ушла много дальше Союза. Из запланированных трёх каналов переброски только Западный канал проектируется в настоящее время.
Работы по возведению Центрального канала должны (сведения об окончательной реализации у автора отсутствуют) были быть завершены в 2010 году, а Восточного – в 2012-м.
Возможно, именно успехи юго-восточного соседа в реализации проекта по повороту рек обозначили необходимость возврата к проекту переброски рек в южные регионы Средней Азии, о которой высказались главы России и Казахстана в сентябре 2010 года.
В любом случае, в контексте Шестого подвига Геракла идея такой «гидротехнической революции» в Эру Рыб шизофреническим бредом не выглядит.
Утилизация отходов в Эру Рыб
Наконец, четвёртая «веха» второго эпизода Шестого подвига Геракла обращает внимание читателя на проблему утилизации в Эру Рыб отходов жизнедеятельности, а именно внедрение системы канализации – всё же вода рек смывала из авгиевых конюшен именно навоз.
Несмотря на то, что первые сооружения, функционально предназначенные для утилизации отходов человеческой жизнедеятельности, обнаружены в городах индской цивилизации (датированы 2 600-ми годами до н.э.) и в Древнем Вавилоне, первые «вкрапления» этой сферы жизни человека прослеживаются на заре Эры Рыб.
Так, Большая Клоака Древнего Рима – античная система канализации – была создана при пятом царе Луции Тарквинии Приске не позднее 579 года до н.э. Однако даже в Древней Иудее времён царя Ирода I Великого наличие в городе системы канализации и сброса сточных вод считалось роскошью.
А, описывая основание Цезареи (Кесарии) Иродом в 22 году до н.э., Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» сообщает: «Подземные его (города – Ломов) каналы и ходы были не менее грандиозны, чем наружные сооружения.
Некоторые из них, отделённые друг от друга равными промежутками, тянулись вплоть до самого моря.
Всех их перерезал один большой канал, куда стекались дождевая вода и нечистоты; а так как он выходил в самое море, то волны морские проникали сюда извне и очищали таким образом весь город» (часть 6 главы 9 книги 15 «Иудейских древностей»).
Не только канализация…
Вместе с тем, соотносить очистку авгиевых конюшен исключительно с проблемами канализации в Эру Рыб в узком смысле вряд ли правомерно.
Если смотреть шире, аллегория охватит не только и не столько проблемы гидрологии, сколько проблемы очистки и утилизации бытовых отходов в Эру Рыб в принципе.
Квинтэссенцией проблематики стало основание в 1971 году Гринпис – международной общественной природоохранной организации и в 1979 году Партии зелёных (ФРГ), основной частью программы которых является сочетание рыночной экономики с необходимостью охраны природы и окружающей среды под контролем государства.
Очевидно, что Энергетический проект Программы (за отказ от ядерной энергетики), Токсический проект (против химического загрязнения) и Проект по раздельному сбору мусора – ярчайшие представители проблематики утилизации отходов в Эру Рыб.
Договорная дисциплина Эры Рыб
Третий эпизод Шестого подвига Геракла повествует об отказе Авгия от оплаты проделанной Гераклом работы: «Когда герой пришёл к Авгию требовать награды, то гордый царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться в Тиринф Гераклу».
При этом отметим, что «договорная нечистоплотность» Авгия прослеживается ещё на стадии заключения сделки: на «оферту» Геракла очистить громадный скотный двор за один день Авгий согласился, поскольку «ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день».
Неизвестно, в каком состоянии обстояли дела с «договорной дисциплиной» у древних римлян – праотцов современного римского права, но то, что повальное неисполнение, равно как односторонний отказ от исполнения сделки – признак «хорошего тона» у сегодняшних дельцов в Эру Рыб, в контексте Шестого подвига Геракла, по меньшей мере, поражает.
Более того, складывается впечатление, что они и договоры заключают, придерживаясь «мотивации» Авгия: мол, де, всё равно противная сторона свои обязательства надлежащим образом исполнить не сможет – чего об оплате думать?..
Впрочем, дальнейшие рассуждения по вопросу больше походят на риторический монолог на заданную тему: «Почему мы так хреново живём».
Расплата!..
Венчают сказания Шестого подвига Геракла два важнейших эпизода, отстоящие от времени совершения подвига в значительной исторической перспективе.
Шестой подвиг Геракла повествует, что по освобождении от службы у Эврисфея, «через несколько лет Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его своей смертоносной стрелой, а после победы собрал войско и всю богатую добычу у города Писы».
При этом по странным основаниям за «договорную дисциплину» пострадали и союзники Авгия – они-то лично Геракла не обманывали: пострадал царь Пилоса Нелей и его одиннадцать сыновей, которых Геракл убил, по взятии города.
Правовой аспект
Рассмотрим изложенное в правовом аспекте.
За неполучение от Авгия десятой части стад Геракл, в сущности, развязал войну, умертвил несметное количество противников, в том числе невиновных в причинении ему Авгием ущерба и обогатился в разы, поимев от боевых действий много больше десятой части авгиевских стад.
В узко-уголовном контексте это называется «несоразмерностью действий, направленных на самозащиту нарушенного права», «превышение пределов», «самоуправство», «геноцид» и прочие пугающие слова правоохранительного лексикона Эры Рыб.
А с точки зрения обывателя это называется… «политика демократизации авторитарных режимов», проводимая мировыми супер-державами с целью установления контроля над чужими материальными ресурсами, как правило, природными…
Образ пострадавшего Нелея с одиннадцатью сыновьями, стоящих в стороне от «спора хозяйствующих субъектов» – прямое указание на глобализацию развязываемых мировыми гегемонами войн в Эру Рыб.
По этому «сценарию» были «разыграны» и Первая, и Вторая мировые войны, и «внезапно вспыхнувшая» в декабре 2010 года Арабская весна.
Уж если нам нужна ливийская и иранская нефть – «кровью умоется» вся Северная Африка и Ближний Восток: Тунис и Египет, Бахрейн и Сирия, Йемен и Алжир, Иордания и Марокко, Ирак и Оман, Кувейт и Ливан, Мавритания и Саудовская Аравия, Судан и Западная Сахара – никто не уйдёт…
Показателен и образ спасшегося сына Нелея Нестора! Вероятно, Нестор «правильно понял политику партии» и «впоследствии прославился среди греков своими подвигами и великой мудростью».
А разве в орбите мировых «гигантов», «гипергигантов» и «сверхгигантов» нет таких «сателлитов»-Несторов?..
Олимпийские игры в Эру Рыб
Наконец, последний эпизод: «После победы Геракл… принёс жертвы олимпийским богам и учредил олимпийские игры, которые и справлялись с тех пор всеми греками каждые четыре года на священной равнине».
Вопрос историографии олимпийских игр подробно рассматривался в выше.
Вкратце: в числе прочего греки вели летоисчисление по Олимпийским играм, считая первыми проходившие в 776 году до н.э. Проводились они до 393 года н.э., то есть фактически захватили первые годы Эры Рыб, когда были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством.
Ещё через 30 лет Феодосий II сжёг храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие место, где происходили игры.
Получается, что основанные за 800 лет до «излёта» Эры Овна, Олимпийские игры ещё почти 400 лет проводились в Эре Рыб, после чего были забыты.
Но в 1896 году Олимпийские игры были возрождены графом Пьером де Кубертеном и уже, после «реинкарнации», проводятся свыше столетия на радость всем спортсменам и болельщикам!..
Не об этом ли «возрождении» сообщает нам миф в последнем эпизоде Шестого подвига Геракла применимо к Эре Рыб?..
Мы – опилки!..
В завершение. Станислав Лем писал в «Кибериаде»: «Мундиры, кукла, зелёный шарабан, а также опилки, возвращённые минута в минуту конструкторами, подверглись исследованию под электронным микроскопом.
Однако ничего, кроме маленькой бирки со словами «Это мы, опилки», найденной в опилках, обнаружено не было».
Недавно культовая фраза в изменённом контексте «Это мы – опилки» стала эпиграфом к роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил».
И фраза эта, несмотря на всю мощь порождаемого художественного образа, страшна. А если мы (большая часть из нас) и впрямь – опилки? Ни Геракл, ни Авгий, ни царь Пилоса Нелей, ни спасшийся Нестор, а именно то самое, что Геракл вымывал из авгиевых конюшен? Это – мы…
«Водный» подвиг – жди беды?
Вообще, подвиги, связанные со знаками стихии Воды, неприятно настораживают. В Эру Рака (Лернейская гидра), если верить Платону, погибла Атлантида.
Шестой подвиг Геракла, конечно, никаких эсхатологических мотивов не содержит, но ведь Рак – знак, связываемый корифеями средневековой астрологии с человеческой цивилизацией напрямую.
Здесь же, в Шестом подвиге Геракла (Эра Рыб), образ двух рек, вымывающих за сутки фекальные массы, с одной стороны, и ежегодные продолжительные дожди, таяния снегов, волны цунами и прочие природные катаклизмы, приводящие к наводнениям, в различных частях Земного шара, с другой, невольно возбуждают пугающие аллегории…
Иными словами, не грозит ли цивилизации в Эру Рыб новый Всемирный потоп?
При этом не стоит забывать, что в перечне подвигов имеются два подвига, «незасчитанные» Эврисфеем: первый – как раз Убийство Лернейской гидры, второй – именно Расчистка авгиевых конюшен. Оба подвига соотносятся с водной стихией Зодиака.
Или именно их, подвигов, «незасчитанность» является нашим гарантом, что никакие водные катаклизмы не прервут существование цивилизации в Эру Рыб? Нет ответа…