Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Время «Мастер и Маргарита»

Время «Мастер и Маргарита»

Шаг № 1: точка отсчёта времени «Мастер и Маргарита»

Первое. Среди исследователей творчества Булгакова бытует мнение, что «Мастер и Маргарита» (случайно ли? по авторскому ли замыслу?) не содержит ни одной календарной даты. Это не так.

При внимательном прочтении обнаруживается первый «краеугольный камень» времени «Мастера и Маргариты».

Эпизод визита Воланда к Стёпе Лиходееву (глава 7 «Нехорошая квартира»), когда последний «попросил у гостя разрешения на минуту отлучиться и, как был в носках, побежал в переднюю к телефону».

Через два абзаца читаем: «Немедленно вслед за воспоминанием о статье прилетело воспоминание о каком-то сомнительном разговоре, происходившем, как помнится, двадцать четвертого апреля вечером тут же, в столовой, когда Степа ужинал с Михаилом Александровичем».

Следовательно, события «Мастер и Маргарита» развиваются по времени после 24 апреля.

Время «Мастер и Маргарита»

Шаг № 2: дни недели «Мастер и Маргарита»

Второе. Явно поскупившись на указания годового и календарного времени «Мастер и Маргарита», Булгаков в избытке одаривает читателя отсылками на дни недели, приходящиеся на время «Мастер и Маргарита».

Так, Босому о гибели Берлиоза сообщила комиссия, посетившая квартиру № 50 в полночь со среды на четверг (глава 9 «Коровьевские штучки»).

Среда

В среду Аннушка «на горе Берлиоза, разлила подсолнечное масло у вертушки» (глава 24 «Извлечение мастера»).

В среду же вечером Иванушка явился в ресторан дома Грибоедова (глава 28 «Последние похождения Коровьева и Бегемота», предпоследний абзац главы).

Четверг

Соответственно, «с семи часов утра четверга к Босому начали звонить по телефону», когда «весть о гибели Берлиоза распространилась по всему дому» (глава 9 «Коровьевские штучки») и в ночь на четверг Бездомный был доставлен в клинику Стравинского (глава 27 «Конец квартиры № 50»).

Пятница

На пятницу были назначены похороны Берлиоза, и из Киева прибыл его дядя Поплавский (глава 18 «Неудачливые визитеры», первый и второй абзацы).

В пятницу автор «являет» читателю главную героиню романа – Маргариту: «В тот самый день, когда происходила всякая нелепая кутерьма, вызванная появлением черного мага в Москве, в пятницу, когда был изгнан обратно в Киев дядя Берлиоза, когда арестовали бухгалтера и произошло еще множество других глупейших и непонятных вещей, Маргарита проснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка» (глава 19 «Маргарита»).

И так далее.

Таким образом, время «Мастер и Маргарита» по дням недели распределено следующим образом.

Время «Мастер и Маргарита»

День первый. Вечер среды

Появление Воланда со свитой на Патриарших прудах; гибель Берлиоза там же; погоня Бездомного; события в доме Грибоедова; клиника Стравинского (начало).

День второй. Четверг

Клиника Стравинского (продолжение); Стёпа Лиходеев; подготовка к сеансу в варьете; события в «нехорошей квартире»; арест Босого; сеанс в варьете; явление мастера; Варенуха, Гелла и Римский (начало).

День третий. Пятница

Варенуха, Гелла и Римский (продолжение); посещение Коровьевым и Бегемотом ряда советских учреждений; Соков и Поплавский в «нехорошей квартире»; похороны Берлиоза; Маргарита в Александровском Саду; полёт Маргариты из Москвы и обратно; бал сатаны (начало).

День четвёртый. Суббота

Бал сатаны (продолжение); возвращение мастера Маргарите; похождения Коровьева и Бегемота; Воланд и Азазелло на террасе; Азазелло в подвальчике мастера и Маргариты; мастер и Маргарита у Бездомного; Воробьёвы горы; гроза; отлёт из Москвы.

Время «Мастер и Маргарита»

Шаг № 3: даты романа «Мастер и Маргарита»

Наконец, третье, пожалуй, основное условие поисков времени «Мастер и Маргарита». Цитата:

«По прошествии нескольких секунд далеко внизу, в земной черноте, вспыхнуло новое озеро электрического света и подвалилось под ноги летящей, но тут же завертелось винтом и провалилось в землю. Еще несколько секунд – такое же точно явление.

- Города! Города! – прокричала Маргарита.

После этого раза два или три она видела под собой тускло отсвечивающие какие-то сабли, лежащие в открытых черных футлярах, и сообразила, что это реки».

По аналогу, «Маргарита летела и думала о том, что она, вероятно, где-то очень далеко от Москвы».

И ещё: «Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому (!) обрыву».

А также «Маргарита же пронзительно свистнула и, оседлав подлетевшую щетку, перенеслась над рекой на противоположный берег. Тень меловой (!) горы сюда не доставала, и весь берег заливала луна» (все – глава 21 «Полёт»).

Куда и зачем летала Маргарита?

Резонный вопрос – зачем Маргарита улетела «очень далеко от Москвы»? Чтобы вылетев с Малого Власьевского 12, оказаться в квартире 50 дома 10 по Большой Садовой миновать «города с реками» явно не стоило.

Когда люди из Барнаула в Пекин через Москву летят, это ещё хоть как-то можно понять. Но зачем летать из Москвы в Москву через Хараре, или Харбин?..

Значит, какой-то «резон» такого полёта всё-таки был. Какой? Да он же предельно прозрачен!

«Нагие ведьмы (!), выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться придворными поклонами. Кто-то козлоногий (!) подлетел и припал к руке, раскинул на траве шелк, осведомляясь о том, хорошо ли купалась королева, предложил прилечь и отдохнуть».

Время «Мастер и Маргарита»

Гора Броккен

Эти описания вкупе с меловой структурой горы дают однозначное толкование: находилась Маргарита на меловой горе Брокен, где по преданию, если верить Гёте, проводится шабаш – ведовское сборище.

И посещение горы – обязательное условие присутствия на балу сатаны в качестве ведьмы.

Ещё вопрос: а как часто проводится шабаш? Можно ли утверждать, что на посещение горы Брокен каждая ведьма имеет чуть ли ни ежедневный «абонемент»? Отнюдь.

Когда открыты врата ада…

Любой метафизик знает, что «врата преисподней открываются» в строго установленное время; только два раза в году.

Один из них – всем известный Хеллоуин празднуется в ночь с 31 октября на 01 ноября;

второй – «отстоящий» от Хеллоуина ровно на полгода – менее известная Вальпургиева ночь, длящаяся с 30 апреля на 01 мая!..

Ночь с пятницы на субботу = 30 апреля – 01 мая!

Здесь разгадка: Маргарита Николаевна рванула на гору Брокен ни с кондачка, дабы «швабру» обкатать, чертей «посмотреть да себя показать», но с чёткой целью посетить шабаш в Вальпургиеву ночь.

Следовательно, ночь с пятницы на субботу романа «Мастер и Маргарита» совпала с Вальпургиевой ночью, приходящейся на ночь 30 апреля – 01 мая!

Календарное время «Мастер и Маргарита»

Тогда календарное время романа «Мастер и Маргарита» выглядит так:

день первый – 28 апреля, среда;

день второй – 29 апреля, четверг;

день третий – 30 апреля, пятница;

день четвёртый – 01 мая, суббота.

Время «Мастер и Маргарита»

Шаг № 4: возможные годы романа «Мастер и Маргарита»

На этом формирование условий алгоритма поисков времени «Мастер и Маргарита» завершим, ограничившись поиском года, в котором даты 28 апреля – 01 мая выпадают на среду-субботу соответственно, взяв за основу максимальный период потенциальной работы Булгакова над романом «Мастер и Маргарита» – с 1918 года по 1939 год.

В качестве инструментария обратимся к известной в исторических кругах формуле, предложенной Д. Перевощиковым [12],

Х = остатку от деления выражения [(N-1) + ¼ (N-1) + (Т-1)] / 7,

где X – порядковый номер искомого дня недели, считая первым днём воскресенье, вторым – понедельник, третьим – вторник, четвертым – среду, пятым – четверг, шестым – пятницу, седьмым – субботу;

N – цифровое обозначение интересующего нас года от «Рождества Христова»;

(N-1) – количество полных лет, закончившихся ранее N-ого года;

1/4 (N-1) – число високосных лет, которое заключает в себе период от начала современной эры до наступления N-ого года;

Т – количество дней, прошедших с начала N-ого года до указанного в источнике числа месяца включительно;

Вычитая из Т одну единицу, мы тем самым из числа дней, прошедших от начала того года, для которого определяется день недели, до искомой даты, исключаем последнее, наступившее число месяца.

Расчёт на примере 1918 года

По предложенной формуле рассчитаем день недели, приходящийся на 01 мая 1918 года.

Х = остатку от деления выражения [(1918-1) + ¼ (1918-1) + (121-1)] / 7,

где 121 – сумма дней января (31), февраля (28), марта (31), апреля (30), мая (1).

1) [1917 + 479,25 + 120)] / 7,

2) [1917 + 479 + 120)] / 7 = 359,4 – следовательно, 01 мая 1918 года приходилось на среду.

1920, 1926 и 1937!

По данной формуле рассчитаем все «первомаи» с 1919 по 1939 годы и сведём полученные результаты в таблицу.

Время «Мастер и Маргарита»

Однако… Конечно же, и три варианта из 22 – неплохой результат, но и он, что называется, «не идеален».

Поиск алгоритмических условий датировки придётся продолжить применимо к трём «первомаям»: 1920, 1926 и 1937 годов.

Шаг № 5: повод для бала сатаны в «Мастер и Маргарита»

В ряде глав романа идёт речь о некой «праздничной ночи полнолуния». Так в главе 22 «При свечах»: «ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей».

Или в главе 23 «Великий бал у сатаны»: «Я счастлива, королева-хозяйка, быть приглашенной на великий бал полнолуния».

Наконец, в главе 24 «Извлечение мастера» «ночь полнолуния – праздничная ночь», «неужели, мессир, в праздничную ночь гостей за столом разделяют на два сорта?», «не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь» и «праздничную полночь приятно немного и задержать».

Связана ли как-либо Вальпургиева ночь с лунным циклом? Нет. Она привязана к чёткой календарной дате – ночи с 30 апреля на 01 мая.

Смысл «праздничной ночи»: варианты

Тогда что это за «праздничная ночь весеннего полнолуния»? Чему так радуется нечисть, что аж «бал сатаны» даёт?

Авторские аналогии со словосочетанием «весеннее полнолуние» большим количеством не блещут.

В одно из «весенних полнолуний», например, родился и просветлился Гаутама Будда. Но какая от этого «радость» врагу рода человеческого?

Зачем ради этого давать «бал сатаны»? Наоборот, это повод для грусти последнего…

К тому же, по буддийской традиции Сиддхартха Гаутама родился в полдень, а нечисть отмечает «праздничную ночь».

Время «Мастер и Маргарита»

Распятие – повод для пиршества нечестивых!

Тогда вывод может быть только один – «бал сатаны» даётся по поводу иудейской пасхи.

Только не исход еврейского народа из египетского плена является поводом для «пиршества» нечестивых на «балу сатаны», но распятие Иисуса Христа, произошедшее, по каноническим евангелиям, аккурат на предшествующий Песаху день.

Для сведения: сутки в «палестинах» исчисляются с вечера, как только на небосклоне показались три первые звезды. Подробно – здесь.

Видимо, смерть Иисуса Христа и Его погребение отмечается Воландом и Ко с таким размахом «праздничной ночью» на «балу сатаны», которые, к слову, неплохо совпали с календарной пятницей – днём казни Иисуса Христа и Вальпургиевой «датой», 01 мая.

Стало быть, иудейская пасха тут ни причём, она – лишь исторический фон гибели Спасителя; истинная причина «бала сатаны» – Распятие и Казнь Иисуса Христа.

Стоп. Если «упыри и вурдалаки» так радуются погребению, то вскорости, на третий день христианский мир возрадуется Воскресению!

Иными словами, на воскресенье, 02 мая должна приходиться Православная Пасха.

В какой год из трёх годов: 1920, 1926 или 1937 годы она выпадет? И выпадет ли вообще? Рассчитаем пасхалии на эти годы.

Шаг № 6: расчёт дат пасхи 1920, 1926 и 1937 годов

Для расчёта пасхи 1920, 1926 и 1937 годов понадобятся любые два из трёх показателей – круг Солнца, круг Луны и вруцелета да две пары «волшебных» таблиц, с оригиналом которых можно ознакомиться в уже упоминаемой работе [13].

Круги Солнца

Круги Солнца 1920, 1926 и 1937 годов рассчитаем по таблице.

Время «Мастер и Маргарита»

Следовательно, 1920 год имеет 8 круг Солнца, 1926 – 14 круг, а 1937 – 25-й.

Круги Луны

Аналогично рассчитаем круги Луны.

Время «Мастер и Маргарита»

У 1920 года 18-й круг Луны, у 1926 – 5-й круг, а у 1937 – 16-й.

Вруцелета

Дело – за расчётом вруцелет.

Время «Мастер и Маргарита»

Как результат, у 1920, 1926 и 1937 года – единая вруцелета – Г (глаголь).

Даты Православной Пасхи

Завершающая таблица позволяет рассчитать дату Православной Пасхи по Юлианскому календарю по кругам Солнца, кругам Луны и вруцелетам.

Время «Мастер и Маргарита»

Было три, стало два…

1920 год. Круг Солнца – 8, круг Луны – 18, вруцелета – Г, дата Пасхи по Юлианскому календарю – 29 марта, дата Пасхи по Григорианскому календарю (+ 13 дней) – 11 апреля 1920 года.

1926 год. Круг Солнца – 14, круг Луны – 5, вруцелета – Г, дата Пасхи по Юлианскому календарю – 19 апреля, дата Пасхи по Григорианскому календарю (+ 13 дней) – 02 мая 1926 года (!).

1937 год. Круг Солнца – 25, круг Луны – 16, вруцелета – Г, дата Пасхи по Юлианскому календарю – 19 апреля, дата Пасхи по Григорианскому календарю (+ 13 дней) – 02 мая 1937 года (!).

Кхе-кхе… Что ж, бывает… Выходит, подбор алгоритмических условий времени «Мастер и Маргарита» придётся продолжить. Хотя и они не бесконечны.

Время «Мастер и Маргарита»

Шаг № 7: год «Мастер и Маргарита»

Вернёмся к цитированным отрывкам ещё раз и посмотрим на них под новым углом зрения, с точки зрения, привычной для астролога.

Тогда фразы персонажей главы 22 «При свечах» «зазвучат» так: «ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния (!), или балом ста королей».

Главы 23 «Великий бал у сатаны» - «Я счастлива, королева-хозяйка, быть приглашенной на великий бал полнолуния (!)».

А главы 24 «Извлечение мастера» - «ночь полнолуния (!) – праздничная ночь».

Может, именно в полнолунии в контексте пятнадцатого лунного дня дело? Что ещё о фазах Луны говорится в романе «Мастер и Маргарита»?

В романе полная Луна!

Странно, но на протяжении всего романа согласно авторской воле Михаила Афанасьевича – полная Луна.

Так, в главе 3 «Седьмое доказательство», четвёртый абзац читаем: «Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна (!), но еще не золотая, а белая».

В главе 20 «Крем Азазелло» «Луна в вечернем чистом небе висела полная (!), видная сквозь ветви клена».

Отметим, события главы 20 соотносятся с вечером календарной пятницы, то есть с момента событий на Патриарших прошло порядка двух суток.

Наконец, в главе 32 «Прощение и вечный приют» два эпизода.

Первый – «Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели.

Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна (!), все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда».

Второй – «Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя.

Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна (!), как видите, его терзает бессонница».

Лунные «метаморфозы» романа

События же главы 32 происходят на излёте субботы, отделяясь от вечера среды уже на трое суток. Может ли Луна в течение трёх суток оставаться неизменным в своей фазе? Конечно, нет.

Очевидно, полная Луна в романе «Мастер и Маргарита» – не более чем художественный образ, но стоит ли пренебрегать этим обстоятельством?

Словом, заинтересуемся фазами Луны в периоды с 28 апреля – 01 мая включительно 1926 и 1937 годов на предмет наличия полнолуния в эти дни.

Обратимся к швейцарским эфемеридам на 1926 [14] и 1937 годы [15] и сведём полученные данные о координатах Солнца и Луны в нижеследующую таблицу (фазы Луны рассчитаны на 00:00 UT).

Извлечение из эфемерид для 1926 года

Время «Мастер и Маргарита»

Извлечение из эфемерид для 1937 года

Время «Мастер и Маргарита»

Было два, стало… один

При этом на 28 апреля 1926 года приходится точное астрономическое полнолуние! Это как раз та самая «полная Луна», которую увидели Бездомный по окончании рассказа Воланда и несчастный Берлиоз, когда она «мелькнула, разваливаясь на куски» (глава 3 «Седьмое доказательство»).

Краткий поисковый алгоритм

В завершение главы обозначим основные условия поискового алгоритма времени «Мастера и Маргариты».

1. События романа «Мастер и Маргарита» по времени происходят не ранее 24 апреля (шаг № 1).

2. «Московские» главы «Мастер и Маргарита» охватывают период времени с вечера среды до позднего вечера субботы (шаг № 2).

3. Бал сатаны проходит в ночь с 30 апреля на 01 мая в Вальпургиеву ночь, которая приходится на ночь с пятницы на субботу (шаг № 3).

4. Православная пасха приходится на 02 мая, следовательно, время «Мастер и Маргарита» разворачивается с вечера среды до позднего вечера субботы Страстной недели (шаги №№ 4-6).

5. На среду, 28 апреля, первый день повествования, приходится астрономическое полнолуние, что на временном промежутке 1918-1939 годов может соответствовать исключительно периоду 28 апреля – 01 мая 1926 года.

Время «Мастер и Маргарита»

28 апреля – 01 мая 1926 года

Именно это время первично в «скелете» романа «Мастер и Мапгарита». Все остальные «торгсины», «жары», «троллейбусы», «количество членов МАССОЛИТа» просто нанизывались на этот остов, внося в «Мастер и Маргарита» «колорит времён».

Вот сейчас для негодования метеорологов, историков торговли, архивариусов, сценаристов и режиссёров всевозможных постановок и прочих самое время… Однако, если кому-либо предложенный алгоритм и результат поисков не по душе – welcome – предложите свои.

Авторская же задача в дальнейшем повествовании – доказать адекватность и объективность времени «Мастер и Маргарита» путём рассмотрения, насколько события романа «Мастер и Маргарита» соотносятся с гороскопами этих четырёх весенних дней исторического прошлого великой Страны…

МСК = GMT+2

Однако перед дальнейшим исследованием времени «Мастер и Маргарита» определимся с часовой разницей между московским временем (МСК) и временем по Гринвичу (GMT).

По источнику [16] обнаруживаем сводную таблицу изменения времени в России с июля 1917 года по ноябрь 2010 года, согласно которой с 00:00 часов 02 мая 1924 года по 00:00 часов 21 июня 1930 года разница между московским временем (МСК) и временем по Гринвичу (GMT) составляла 2 часа, что необходимо будет перепроверять во всех гороскопах работы.

45 эпизодов

Второй момент, который хотелось бы указать перед началом повествования. О «глубине погружения».

Уже на старте исследования автор насчитал 45 эпизодов, гороскопы которых могут быть рассмотрены в ходе повествования, в частности:

День первый, 28 апреля 1926 года – 4 эпизода;

День второй, 29 апреля 1926 года – 10 эпизодов;

День третий, 30 апреля 1926 года – 18 эпизодов и

День четвёртый, 01 мая 1926 года – 13 эпизодов.

Время «Мастер и Маргарита»

А смысл?

С другой стороны, автором не ставится задача астрологического разбора всех эпизодов всех четырёх дней «Мастера и Маргарита».

Много важнее выявить соответствие событий московских глав романа «Мастер и Маргарита» астрологическим картам этих событий.

Для этого достаточно разобрать ключевые, т.н. «реперные», гороскопы (первое условие), у которых имеется подтверждённое М.А. Булгаковым время наступления события романа (второе условие).

Впрочем, если даже точно установленное время какого-либо эпизода дня «Мастер и Маргарита» не будет указано М.А. Булгаковым (второе условие), но описываемые события составят ключевой эпизод романа (первое условие), автором будет предпринята поверхностная ректификация (установление времени) времени этого события.

Список использованных источников и литературы здесь

назад

далее