Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Мессия в Завете

Переходим ретроспективно-историческому аспекту самопровозглашения Иисуса Христа Царём Иудейским.

Мессия в Завете

Мессия в Книге Бытия

Основным памятником древне-иудейской истории, содержащим указание на приход Мессии, содержится в Книге Бытия Ветхого Завета.

Датируемая минимум около 400 года до н.э., Книга Бытия содержит эпизод предсказаний патриарха Иакова на смертном одре:

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей;

моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока» (Быт, 49:10-12).

Этот самый Примиритель, по общему мнению древних переводчиков и толкователей Священного Писания, означал Мессию.

Интересны и «мнения» пророков на счёт появления Мессии и роли Иисуса Христа.

Мессия в Книге пророка Исайи

«Первым» в хронологическом порядке выступает пророк Исайя, родившийся в Иерусалиме около 765 года до н.э. и начавший пророчествовать в 747 году до н.э.

Его основной труд – «Книга пророка Исайи» охватывает период времени 778-732 годы до н.э. и датирован после 732 года до н.э.

В Книге пророка Исайи содержатся два важнейших свидетельства о Мессии.

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;

ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Ис, 7:14-16).

Мессия в Завете

Второе

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина.

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава» (Ис, 11:1-10).

Итогом

Безусловно, Исайя не называет Иисуса Христа ни Царём Иудейским, ни Мессией, ни даже пророком, говоря лишь о «Сыне» и «ветви от корня», но, забегая вперёд, отметим, что пророчества Исайи максимально отразили дальнейшую историю:

Царём Иудейским Иисус Христос не стал, но сказанное Исайей о Нём за семь столетий (!) до Рождества с высоты сегодняшнего дня более чем аутентично...

Мессия в Завете

Мессия в Книге пророка Михея

Примерно в одно время с Исайей в Иудее проживал Михей, который пророчествовал во времена царствований Иоафама (750-735 годов до н.э.), Ахаза (735-715 годов до н.э.) и Езекии (715-686 годов до н.э.).

Именно этот (735-686 годы до н.э.) временной промежуток охватывает его труд – «Книга пророка Михея», содержащая, пожалуй, самое известное свидетельство о Мессии:

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле (!!! – Ломов) и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир» (Мих, 5:2-5).

Михей: «Владыка в Израиле!»

Вот! Здесь, как ни крути, но словосочетание «Владыкою в Израиле» уже даже на уровне семантического смысла ясно указывает на высший государственный пост Иисуса Христа, и сходное с ним «Царь Иудейский» уже не кажется чем-то невозможным и умозрительным.

Если и в этом аргументе автор неубедителен, и некто во «Владыке в Израиле» увидит нечто духовное и высшее, к светской власти никакого отношения не имеющее, пусть так.

Мессия в Завете

Мессия в Книге пророка Иеремии

«Откинем» ещё одно столетие истории, и перейдём к пророкам Иеремии и Иезекиилю, жившим около 625 года до н.э.

Пророк Иеремия родился в левитском городе Анатоте в 7 километрах от Иерусалима. Его пророческая деятельность приходится на самый бурный период истории Иудеи и относится к тринадцатому году царствования Иосии (примерно 627 год до н.э.).

В его «Книге пророка Иеремии», датированной 580 годом до н.э. и охватывающей события 647-580 годов до н.э., также содержится пророчество о Мессии:

«Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь (!!! – Ломов), и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.

Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!»

Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но:

«жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей» (Иер, 23:5-8).

Критика пророчества Иеремии

Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что свидетельство Иеремии о Мессии часто встречает обоснованную критику.

Цитата: «Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно».

Однако, общеизвестно, что появлению «назорейской ереси» сопутствовали совершенно противоположные историко-социальные обстоятельства.

Так, в начале I века Иудея окончательно и бесповоротно утратила свою государственность, находилась под влиянием римского владычества, и в этой связи утверждать, что «Израиль будет жить безопасно», как-то даже кощунственно.

Мессия в Завете

Мессия в Книге пророка Иезекииля

Идеи «объединения двух царств» под властью единого «Царя» присутствуют и у «второго» библейского пророка VII века до н.э. – Иезекииля, родившегося в Иудее около 622 года до н.э. и скончавшегося около 571 года до н.э.

Его «Книга пророка Иезекииля», датированная 591 годом до н.э. и охватывающая события 613-591 годов до н.э., также «добавляет веса в копилку» мессианских пророчеств Ветхого Завета об Иисусе Христе:

«то скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их.

На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь (!!! – Ломов) будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства» (Иез, 37:21-22).

Критика пророчества Иезекииля

Впрочем, критики и это пророчество не оставляют без внимания по тем же основаниям, что и пророчество Иеремии: никакого «объединения в один народ» и «слияния двух царств» при Иисусе Христе не происходило.

Иисус Христос = Мессия!

На этом с ветхозаветными свидетельствами завершим, отметив в заключение, что до Рождества Иудея уже восемь веков (!) живёт ожиданием прихода «великого Царя»!..

Мессия в Завете

Явление Марии Архангела Гавриила

Наступает 6 год до н.э. И, судя по новозаветным описаниям, на Иудею опять обрушивается эта «мессианская» волна. Пророчества Рождества начинаются с явления Марии Ангела Гавриила весной 6 года до н.э.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк, 1:30-33).

Волхвы с Востока

Затем, после Рождества 24 декабря 6 года до н.э. приходят пророки – волхвы с востока с их каноническим вопросом «где родившийся Царь Иудейский?» (Мтф, 2:1-2).

А первосвященники и книжники народные со ссылкой на всё того же пророка Михея объясняют Ироду I Великому про «Вождя» (Мтф, 2:6), что опять же подтверждает светскость должности будущего правителя, а не его духовное водительство.

Далее у Матфея читаем: «и, войдя в дом (волхвы – Ломов), увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мтф, 2:11).

Символизм даров волхвов

Вообще, в подарках волхвов очевидно их (подарков) символическое значение.

Ладан они принесли Иисусу Христу как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении, смирну – как Человеку, который должен умереть: в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной.

Золото же они принесли Иисусу Христу, как Царю в виде дани или подати, то есть Царю безо всяких на то оговорок. Земному Царю!

Мессия в Завете

«Обусловленность судьбой»

В народе считают, что если человеку каждый день говорить, что он – дурак, рано или поздно, но он в это поверит, даже таковым не являясь…

А как вы думаете, как быстро человек поверит, что он Мессия и Царь Иудейский? Правильно, намного быстрее, чем если бы ему ежедневно насаждали идею «скорбности его ума»…

Особенно, если Он родился в Вифлееме (Мих, 5:2 = Лк, 2:4-7), от «Девы, приметшей во чреве и родившей» (Ис, 7:14 = Лк, 1:34-35), да ещё и будет дальним потомком Царя Давида (Иер, 23:5 = Лк, 1:32 = Мтф, 1:6)…

И поверил Иисус…

Учитывая, что «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк, 2:19), поводов удивляться каноническим стихам:«Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин, 1:49).

И «на другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин, 12:12-13) не так много…

Иисус = Мессия = Царь Иудейский!

Иными словами, Иисус «с младых ногтей» знал и понимал, кто он...

И въезд в Иерусалим именно на осле (Ин, 12:12-16 = Быт, 49:10-12) в этом ключе уже не видится глупостью или святотатством-шутовством, как если бы на осла уселся какой-нибудь самозванец.

Иисус действительно, въезжая в Иерусалим на осле, позиционировал Себя Вождём, Верховным Правителем, Мессией и Царём Иудейским без каких бы то ни было кавычек, перифразов, намёков и аллегорий!

И опять же, повторюсь, подтекст этого деяния для Его обличителей был более чем прозрачен…

Мессия в Завете

к началу

к разделу

назад

далее