Вифлеемская звезда
Прославлять Бога можно не только богословием.
Иоганн Кеплер
Я не чувствую морального права выступать ни в роли историка, ни в роли человека, претендующего на объективизм.
Я претендую на убедительность в доводах.
Ролан Быков
Что скрывается под Вифлеемской звездой?
Каких только версий по вопросу Вифлеемской звезды не имеется. Это и Венера в период её утренней видимости. Очевидно, что данная версия не выдерживает никакой критики, так как её утреннюю видимость никак нельзя назвать редким астрономическим явлением.
Либо, как вариант, Вифлеемская звезда – это Юпитер, показывающийся из-за диска Луны – аналогичная оценка: сравните скорости Юпитера и Луны.
И ещё великое множество архаизмов.
Вифлеемская звезда с позиции астрономии
За выяснением вопроса о том, что же собой представляла Вифлеемская звезда в астрономическом смысле, обратимся к астрологическому энциклопедическому словарю [31].
Здесь читаем (редакция приведена с некоторыми сокращениями):
«Вифлеемская звезда, звезда Рождества, звезда волхвов, звезда магов…
Отцы церкви видят в Вифлеемской звезде указание на то, что ребёнок, родившийся под ней, есть никто иной, как правитель мира.
Вифлеемская звезда = вспышка новой?
Иероним Кардан считал, что Вифлеемская звезда являлась новой звездой (отметим как первую гипотезу – Ломов), вспыхнувшей в созвездии Кассиопеи.
Вспышку этой звезды наблюдал Тихо Браге в 1572 году, и, согласно расчётам Кардана, она периодически вспыхивала раз в триста с небольшим лет, так что одна из вспышек приходится на момент времени около начала нашей эры.
Как стало известно позднее, в китайских летописях отмечено появление новой звезды в 5 году до н.э.
Вифлеемская звезда = комета?
Ориген (III век) и Иоанн Дамаскин (около 700 года) занимались толкованием природы Вифлеемской звезды и пришли к выводу, что слово «звезда» обозначает здесь комету…
Изображение кометы Галлея в качестве Вифлеемской звезды мы видим на гобелене «Поклонение трёх святых царей» флорентийского художника Джиотто (отметим как вторую гипотезу – Ломов)…
Вифлеемская звезда = соединение Сатурн-Юпитер?
Наиболее авторитетным считалось мнение Кеплера.
Наблюдая в октябре 1604 года соединение Марса, Юпитера и Сатурна (величайшее соединение) (отметим как третью гипотезу – Ломов) в знаке Стрельца и новую звезду, вспыхнувшую в той же области неба (отметим как четвертую гипотезу – Ломов), он пришёл к мысли, что событие, подобное этому, могло быть истолковано волхвами востока как знамение о рождении великого царя.
Кеплер рассматривал появление новой звезды ни как случайность, а как следствие великого соединения и указание на правильность толкования.
Современные расчёты показывают, что великое соединение имело место в 7 году до н.э. в созвездии Рыб…
Вифлеемская звезда = соединение Юпитера с Регулом или Венерой?
В новейшее время в качестве кандидатов на прообраз Вифлеемской звезды принимались также соединения Юпитера и Регула (отметим как пятую гипотезу – Ломов) и соответственно Юпитера и Венеры.
Время, когда произошли эти соединения (3-2 годы до н.э.), лучше совпадают с данными христианской истории.
Гипотеза о соединении предпочтительнее гипотез, связывающих Вифлеемскую звезду с новой звездой или кометой. Из контекста Евангелия явствует, что Вифлеемская звезда как небесное знамение не было замечено самими жителями Иудеи.
В случае если бы Вифлеемская звезда была новой звездой или тем более кометой, маловероятно, что потребовалось бы вмешательство мудрецов Востока для того, чтобы обратить внимание на это явление.
Соединение же – явление для непосвящённых не такое примечательное, но имеющее большое значение с точки зрения астрологии.
Кроме того, евангельская фраза «… и остановилась (звезда) над местом, где был Младенец» объясняется тем, что Юпитер во время троекратного соединения прошел точку стояния, и это волхвы истолковали как то, что они прибыли на место и дальше идти не следует».
Теория Молнара
Кроме того, интересна позиция американского астронома Майкла Молнара, смысл которой заключается в следующем:
Вифлеемская звезда не была своего рода астрономическим редким явлением типа новой звезды или кометы, а была чётко трактующимся редким астрологическим событием.
После изучения символики на римских монетах, Молнар сделал вывод, что «звезда» представляла собой фактически двойное затмение Юпитера – редкое астрологическое соединение, произошедшее в созвездии Овна 20 марта 6 года до н.э. и повторившееся снова 17 апреля этого же года (отметим как шестую гипотезу – Ломов).
Молнар полагает, что римские астрологи интерпретировали такой знак как сигнал о рождении нового божественного царя в Иудее. Но для оглашения своей теории он испытывал недостаток доказательств.
Теперь он утверждает, что получил их в «Матезисе» Матерна через 334 года от рокового знамения. Так, Матерн описал астрологическое явление, включающее затмение Юпитера Луной в Овне, и отметил, что это являет собой свидетельство рождения божественного царя.
Попробуем здесь и далее рассмотреть все гипотезы Вифлеемской звезды по следующей схеме: хронология гипотезы, аргументы «за», аргументы «против», резюме.
Прежде чем обратиться к подробному рассмотрению означенных гипотез, обозначим несколько обстоятельств о паломничестве волхвов.
Вернёмся к текстам Нового Завета. Как ни странно, в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна упоминания о волхвах вообще отсутствуют.
Вифлеемская звезда в евангелиях
У Матфея читаем:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мтф, 2:1-2).
Далее:
«Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли.
[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мтф, 2:7-12).
И в заключение:
«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мтф, 2:16).
Резюмируем.
Когда появились волхвы?
1. Волхвы появились в Вифлееме, когда Иисус уже родился (Мтф, 2:1).
Необходимо отметить, что волхвы могли появиться как в день рождения Иисуса, что маловероятно и больше походит на случайное совпадение, так и в течение какого-то периода после Его рождения, что представляется наиболее вероятным, так как впоследствии Ирод послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже.
В любом случае, интересен возраст Иисуса в момент встречи с волхвами. День? Неделя? Месяц? Или, может, год (годы)?
На авторский взгляд, в пещеру к Марии, ведомые «небесным воинством», приветствовать Иисуса явились только пастухи.
Волхвы к Иисусу «подоспели» много позже. И ни факт, что они встретились с Иисусом именно в пещере, в первый же день Его рождения.
Сие – может быть не более поздней компиляции от желания придать торжественности моменту. Мол, де, и пастухи с воинством небесным, и волхвы с дарами Младенца приветствовали, не успел Он глазом моргнуть.
Однако, по Матфею, волхвы, придя к Иисусу с приветствием, «вошли в дом», в то время как Иисус родился в пещере!.. Там же Его нашли и пастухи, по указке «небесного воинства».
С востока
2. В Иерусалим волхвы пришли с востока (Мтф, 2:1). Иными словами, из земель, расположенных восточнее Иерусалима. И, кроме того, были они из одной страны.
Как подтверждение:
«И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мтф, 2:12).
Опять же интересен вопрос о родине волхвов. Сирия? Иордания? Ирак? Страны аравийского полуострова? Или Иран и далее до Китая?
Сведений, откуда пришли волхвы к Иисусу, Евангелие от Матфея не содержит. Тем не менее, преданий по этому поводу существует великое множество.
Родина волхвов
Большинство исследователей предполагает, что волхвы были священниками культа Митры и занимали высокое положение при персидском дворе.
Есть версии о том, что волхвы пришли из Вавилона, Месопотамии, а Рерихи утверждали, что путь волхвов лежал из соседствовавшей с Персией Индией.
Другое предание гласит, что волхвы пришли из разных стран (один даже из Эфиопии – поэтому его нередко изображают чернокожим).
«Установили» даже их имена – Мельхиор, Бальтазар, Каспар, проследили дальнейшую судьбу.
Будто бы апостол Фома позже крестил этих язычников и они сами стали проповедниками Иисуса Христа.
Что такое «звезда на востоке»?
3. Интересен контекст словосочетания «ибо мы видели звезду Его на востоке» (Мтф, 2:2).
На востоке располагалась сама Вифлеемская звезда? Или Вифлеемская звезда была видна на востоке как части света, то есть на родине волхвов, а в Иерусалиме видна не была?
Но тогда почему волхвы, увидев Вифлеемскую звезду на востоке, пошли на запад? Однозначного ответа нет.
С одной стороны, предпочтительнее версия о нахождении Вифлеемской звезды на востоке, то есть в утренние часы при восходе Солнца самой звезды.
Но тогда как увязать с этой гипотезой библейское «увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Мтф, 2:10)? Получается, что какое-то время в Иерусалиме Вифлеемская звезда была не видна.
«Остановившаяся» звезда
4. Опять же интересен контекст «шедшей и остановившейся Вифлеемской звезды».
«[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мтф, 2:9).
С точки зрения астронома звучит полным бредом.
Возраст младенцев
5. Вифлеемская «звезда» появилась как максимум за два года до рождения Иисуса Христа, так как Ирод послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже.
Представляется, что это обстоятельство является наиглавнейшим критерием отнесения какой-либо из гипотез к Вифлеемской звезде, хотя, конечно, необходимо иметь в виду, что ни одно знамение не может длиться столь значительный промежуток времени.
Основные гипотезы Вифлеемской звезды
Перечислим основные гипотезы Вифлеемской звезды.
1. Вспышка новой (сверхновой) звезды;
2. Комета;
3. Соединение Юпитера и Сатурна. Вариант: соединение Юпитера, Сатурна и Марса;
4. Комбинаторная теория Кеплера: при соединении Юпитера и Сатурна в Рыбах вспыхнула новая (сверхновая);
5. Соединение Юпитера и Регула;
6. Затмение Юпитера Луной в знаке Овна (теория М. Молнара).
Гипотеза 1. Вифлеемская звезда = вспышка новой или сверхновой звезды
Здесь сразу следует оговориться: несмотря на все поиски, обнаружить какой-либо систематизированной русскоязычной информации по вопросу вспышки новой (сверхновой) звезды во время Рождества, которую можно признать в качестве Вифлеемской звезды, не представляется возможным.
Иными словами, ни одна работа русскоязычных авторов не выдерживает критики с точки зрения окончательной убедительности, а именно ни у одного русского автора не имеется полного списка когда-либо наблюдаемых новых и сверхновых звёзд, включая период до н.э.
Тем не менее, некоторые результаты авторских изысканий приводятся ниже.
Корейские и китайские хроники
О вспышке новой (сверхновой) в марте-апреле 5 года до н.э. в своей работе «Когда же родился и был распят Иисус Христос?» упоминает О.М. Рапов [7]. Читаем:
«В 70-е годы XX века английские астрономы Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон выдвинули иную версию «звезды», упомянутой в Евангелии от Матфея.
Авторы изучили сведения древних китайских и корейских хроник о необычайных небесных явлениях, происходивших в период с 10 года до н.э. по 13 год н.э.
В этих источниках зафиксирована вспышка яркой Новой звезды весной 5 года до н.э. в непосредственной близости от звезды Р созвездия Козерога.
Эту Новую можно было наблюдать на восточной стороне неба до солнечного восхода в течение 70 дней. Поэтому английские астрономы были склонны считать, что данная Новая звезда и является Вифлеемской звездой».
Мнение Романова о Вифлеемской как звезде
Наибольший же интерес по вопросу астрономической природы Вифлеемской звезды представляет работа Бориса Романова «Зороастризм и христианство».
Здесь в главе о Вифлеемской звезде Борис Романов пишет:
«О вспышке Новой звезды весной 5-го года до н.э. упоминается в сирийских и китайских хрониках и преданиях тех времен; упоминается, что она была видна на востоке низко над горизонтом в течение 70 дней…
Приведу здесь выдержки из статьи архимандрита Алексия в журнале «Странник» № 12 за 1914 год «Год Рождества Спасителя и Вифлеемская звезда».
Открытие английских астрономов
Сначала, на основании тех же китайских и других хроник он установил, что Новая звезда, которая вполне могла приниматься за Вифлеемскую звезду, вспыхнула в 749 году от основания Рима – это как раз 5 год до н.э.
Правда, он считает, что Вифлеемская звезда сияла с декабря 749 года по февраль-март 750 года.
Но, как уже отмечалось выше, последние по времени и наиболее тщательные исследования английских астрономов Д. Кларка, Дж. Паркинсона и Ф. Стефенсона в 1977 году говорят именно о весне 5-го года до н.э.
Им удалось определить и небесные координаты этой звезды: в пересчёте на 5-й год до н.э., это примерно 5-6 Козерога (зодиакального знака).
Далее арх. Алексий отмечает, что соединение Юпитера и Сатурна никак не могли быть приняты за эту звезду по силе сияния (см. ниже гипотезу 3).
Тем более, добавим, что те же английские астрономы установили, что Юпитер и Сатурн подходили друг к другу в 7 году до н.э. не ближе, чем на один угловой градус (это несколько диаметров Луны), так что ни о каком их «сиянии» не может быть и речи.
И всё же – Знамение!
Другое дело, что такое «царское» соединение в знаке Рыб могло быть прочитано персидскими магами как знак, предвестник будущего рождения «Царя Иудейского».
Далее архимандрит Алексий с чисто астрономических позиций доказывает, что в декабре Вифлеемская звезда (Новая) не могла быть видна в Вифлееме (она была над горизонтом только днем).
Правильно! Поскольку эта Новая звезда вспыхнула в 5-6 зодиакального Козерога весной, то есть в марте или апреле, то она, как поймут астрономы и астрологи, могла быть видна весной на широтах Палестины, Сирии, Персии и среднего Китая только несколько часов ночью низко над горизонтом на востоке – так и написано в китайских и сирийских хрониках и в Евангелии Матфея сказано: «На востоке».
Далее, поскольку во время прихода магов в Иерусалим её уже никто не видел, значит, это было после 70-ти дней её сияния, то есть летом или осенью 5-го года до н.э.
Но она, видимо, светила как звезда уже небольшой величины, и маги не теряли её из вида, и в дороге из Иерусалима в Вифлеем она шла перед ними (другой перевод: «вела их»).
Когда в Иерусалим пришли волхвы?
Вифлеем расположен почти точно на юг от Иерусалима на расстоянии менее 10 км, два часа пешком.
Если маги пришли бы в Иерусалим в июне-июле, когда Солнце идет по знаку Рака, то Вифлеемская звезда могла быть видна на юге (в знаке Козерога) около полуночи.
Если это было в июле-августе (Солнце во Льве), то между заходом Солнца и полуночью.
Если же маги были в Иерусалиме в сентябре – начале октября, то Вифлеемская звезда появлялась на юге сразу после заката Солнца и примерно через три часа она исчезала за горизонтом на западе».
Хронология гипотезы
1. По первой версии Рождества 24 декабря 6 года до н.э. родился Иисус Христос.
2. В марте-апреле 5 года до н.э. в 5-6 градусах Козерога вспыхивает новая (сверхновая), яркое свечение которой можно наблюдать около 70 дней; вспышка служит путеводителем волхвам; впоследствии именно эта новая (сверхновая) и признаётся Вифлеемской звездой.
3. При второй версии Рождества 24 декабря 6 года н.э. гипотеза не работает.
Аргументы «за»
1. Волхвы, ведомые звездой, появились в Вифлееме, когда Иисус уже родился.
2. Волхвы видели на востоке именно звезду: «ибо мы видели звезду Его на востоке» (Мтф, 2:2).
Аргументы «против»
1. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Мтф, 2:10). Присутствие Вифлеемской звезды, затем её исчезновение с последующим появлением объяснению не поддаётся.
2. Вифлеемская звезда встала над местом, где был Младенец. Аналогично предыдущему пункту. Речь идёт о сбросе энергии и уменьшении яркости свечения? Однозначного ответа нет.
3. Видимое свечение звезды в течение 70 дней ставит под вопрос выбор Иродом возраста избиваемых младенцев «от двух лет и ниже».
Резюме
Вспышка новой (сверхновой) в марте-апреле 5 года до н.э. в 5-6 градусах Козерога может являться Вифлеемской звездой.
Предваряя возможную критику за слишком вольное обращение с хронологией и аргументацией гипотез, необходимо отметить следующее.
Множественность гипотез Вифлеемской звезды, равно как и дат Рождества, обусловлена, по мнению автора, ложными акцентами первичности и вторичности изложенных в Евангелии от Матфея событий.
Автор глубоко убеждён, что в аналогичных исследованиях первичным является дата Рождества, Вифлеемская звезда всегда вторична.
Поэтому исследование необходимо начинать именно с даты Рождества, в дальнейшем пытаясь примерить к определенной дате хронологию астрономических событий, которые могли выступить в качестве Вифлеемской звезды.
Перефразируя известное высказывание Спасителя о Человеке и субботе, стоит обозначить, что «не Христос – для звезды, но звезда – для Христа»…