Погода 15 августа
Наконец, самая запоздалая рецензия и, соответственно, версия белорусского исследователя гибели Цоя, автомобильного эксперта, который, судя по его аккаунтам в социальных сетях, просто «живёт» автомобильной тематикой, Вадима Бункевича.
«Жирная точка» в аварии Цоя
Версия, которая наиболее «мурчит» автору и которая, хочется надеяться, поставит, наконец, «жирную точку» в кривотолках тридцатилетней давности об истинной причине гибели Виктора Цоя. Версия приводится с незначительными сокращениями. Итак:
«Произошедшее на тихой латвийской дороге 15 августа 1990 года для многих является загадкой. Уверен, что не для всех.
Люди, обладающие логическим мышлением или просто увлекавшиеся в детстве чтением детективов, наверняка поняли всё, что произошло, хотя здесь и нет совершенно никакого криминала.
Почему автомобиль двигался с такой скоростью? Почему двигался по обочине? Почему внезапно изменил направление движения? Ответы будут просты и понятны. А всё, что будет изложено далее, Вы сможете перепроверить самостоятельно.
История по воспоминаниям
Я хорошо помню день 15 августа 1990 года. Около 17:00 я приехал в Ригу из Минска на рейсовом автобусе и ожидал на автостанции другой.
Погода 15 августа 1990 года в центре Риги была жаркой, правильнее сказать, душной.
Именно воспоминания об этой поездке и о погоде 15 августа 1990 года, когда в автобусе было не так жарко, как на улице, так как при движении в автобусе прилично дул прохладный воздух, навели меня на мысль, которая помогла мне сделать собственные выводы об аварии Цоя.
Приехав домой, родители спросили меня, знаю ли я, кто такой Виктор Цой?
Шок!
Передали по радио, что Цой погиб в Юрмале в результате аварии. Изначально информация шла только по радио и весьма противоречивая.
Почти тут же началась программа «Время», где сказали про аварию Цоя. И это была первая информация по телевидению. Подробности отсутствовали.
На следующий день, какое-то радио сказало, что Цой управлял мотоциклом, и только в вечернем выпуске программы «Время» рассказали об аварии подробнее.
«Обрывки»
То, что Цой управлял автомобилем «Москвич-2141»; что произошло столкновение с автобусом «Икарус»; что за 48 часов до аварии Цой алкоголя не употреблял.
Об исследовании клеток головного мозга, которое показало, что Виктор Цой уснул за рулём, озвучила программа «Время» дня через три или четыре после аварии.
Цой не спал!..
Сейчас я понимаю, что Виктор Цой не спал за рулём, а информация об исследовании клеток головного мозга – информация вымышленная с целью успокоить общественность, так как следствие в Латвии не могло сказать чётко, что случилось на самом деле и ограничилось лишь формулировкой «Не справился с управлением».
А подозрение причастности власти к гибели Виктора Цоя могло привести просто к народному бунту.
Воспоминания дознавателя
Через несколько лет и совершенно случайно я увидел по телевизору (вроде это был телеканал МИР) интервью следователя Эрики Ашмане, которая чётко и ясно говорила, что журналисты искажают факты.
Неправильно пишут время аварии Цоя, место аварии, марку автобуса. Про скорость в 130 км/час, она чётко сказала, что не давала такой информации.
Про исследование клеток головного мозга, она заявила однозначно, что вообще не знает о существовании такой экспертизы.
Единственное исследование, которое проводилось, это кровь на наличие алкоголя или наркотиков, после чего тело выдали родственникам.
И то, что Виктор Цой уснул за рулём, является лишь её субъективным мнением. Именно субъективным. Есть информация, что данное интервью есть в интернете. Но мне так и не удалось его найти.
Доказательства, что Цой не спал
А хотите убедиться в том, что Виктор Цой не спал за рулём? Это элементарно.
Открываем наш любимый «Ютуб», набираем в поисковике «Водитель уснул за рулём» и внимательно просматриваем бесконечное количество видеороликов на данную тему.
Во всех без исключения видео, автомобиль с уснувшим за рулём водителем, двигается исключительно прямолинейно, без изменения направления движения.
А после, сравните увиденное со схемой происшествия. И, как в той игре, найдите десять отличий.
Водитель не может уснуть частично. Он или управляет автомобилем, или спит. Соответственно, если спит, значит, следы от автомобиля остаются только прямолинейные, что полностью противоречит схеме происшествия… Так что же произошло 15 августа 1990 года?
Только факты!..
За основу берём факты, которые никто не подвергает сомнению. А именно:
15 августа 1990 года Виктор Цой находился на рыбалке. Рыбалка проходила на лесном озере. Дорога обратно была извилистой и проходила через лес. Погода 15 августа 1990 года была жаркой.
«Москвич» Цоятёмного цвета. Авария Цоя 15 августа 1990 года произошла на прямой дороге. Авария Цоя произошла перед поворотом. Перед столкновением правые колеса «Москвича» Цоя двигались по обочине.
Добавляем сюда спутниковые и панорамные снимки дороги. И в принципе всё.
«Ключ» к аварии Цоя
Не хватает лишь одного, не хватает связующего звена, не хватает одного существенного элемента этой аварии, не хватает того, что, по сути, стало причиной аварии 15 августа 1990 года…
И тут немного мистики. Об этом Виктор Цой часто пел в своих песнях. Его сравнивали именно с этим. Памятник Виктору Цою, установленный на месте аварии, это ярчайшая подсказка причин произошедшего.
Почему, пытаясь разгадать причины аварии Цоя 15 августа 1990 года, никто не догадался обратить внимания на элементарную вещь!
Солнце моё, взгляни на меня!
А именно, на положение Солнца 15 августа 1990 года, именно в это время суток и именно в это время года.
Длина и расположение теней!
Это фотографии одного и того же места. До места аварии Цоя около километра. Одна сделана в конце июля 2018 года, другая – в сентябре 2011 года. Время приблизительно одинаково.
Обратите внимание на длину теней. В августе тени деревьев имеют срединную длину между этими изображениями. И обратите внимание на направление солнечного света.
Движение автомобиля происходит по дороге, окружённой высокими соснами.
Как падают солнечные лучи?..
Солнечный свет пробивается сквозь их верхушки под таким углом, что освещает переднюю приборную панель, всю правую часть салона и частично самого водителя.
И всё это происходит через ветровое стекло и боковые стёкла автомобиля. Соответственно, всё, что попадает в машине под солнечный свет, быстро нагревается.
И не забываем про тёмную крышу автомобиля. Нетрудно догадаться, что в машине при таких условиях становится просто жарко. При таких погодных условиях иначе быть не может!
Как охладить салон?
Учитывая, что дорога извилистая и разогнаться здесь практически негде, то, соответственно, чем меньше скорость автомобиля, тем выше температура в его салоне.
Увеличение скорости на прямой – это предсказуемое действие любого водителя по принципу: чем больше скорость авто, тем больше прохладного воздуха поступает через окно со стороны водителя.
Именно этим и объясняется высокая скорость «Москвича» Цоя 15 августа 1990 года на прямой, перед местом аварии.
Есть среди читателей те, которые в процессе управления легковым автомобилем не сталкивались с подобной ситуацией? Желающие могут испытать те же самые ощущения, проделав путь от озера до места аварии Цоя.
Главное условие эксперимента!
Главное условие: всё это должно быть проделано в соответствующее время года, около или лучше день в день, 15 августа, в соответствующее время суток, и при соответствующих погодных условиях.
И самое важное: правое окно со стороны пассажира должно быть закрыто! Да! Правое переднее окно должно быть закрыто!!!
По прибытию на водоём, ранним утром, в сырую, прохладную погоду и это особенность местного климата начала или конца лета, оставляя автомобиль, мы закрываем двери автомобиля, предварительно закрыв все окна.
В таком положении 15 августа 1990 года автомобиль, вероятно, и находился вплоть до одиннадцати утра. Погода 15 августа была действительно жаркой и душной.
Погода на озере
Но было ли так жарко в одиннадцать утра 15 августа 1990 года, вблизи лесного озера, окружённого со всех сторон деревьями и находящегося в низине?
Практически всё, что находится вокруг местных озёр, окружено высокими деревьями и в это время суток находится в тени этих деревьев.
За основу возьмём то, что машина 15 августа 1990 года всё это время находилась, во всё ещё прохладной тени деревьев и в машине было не жарко.
Перед поездкой
Соответственно, для начала движения, после рыбалки, 15 августа 1990 года достаточно было просто положить снасти в багажник, сесть за руль, завести двигатель и открыть окно с водительской стороны, так как в закрытой наглухо машине всегда будет на пару градусов теплее, чем снаружи.
И всё. Необходимость совершать иные действия, например, открывать правое окно, априори отсутствует.
Понаблюдайте за людьми, которые усаживаются в свои авто, припаркованные в тени, даже в жаркую погоду. Открыл окно со своей стороны, завёл двигатель и поехал.
Некоторые пристёгиваются ремнём безопасности. Всё! Про правое окно мы вспоминаем только тогда, когда становится по-настоящему жарко…
Жара в салоне
По-настоящему же жарко в салоне, в данном случае, становится на прямой, на расстоянии менее километра до места аварии, когда появляется открытый для солнечного света участок.
«Старт» к аварии
Это первый подобный продолжительный участок открытого солнечного света за последние 7 км на этой дороге.
На этом «рубеже», понимая, что дальше прохладней в салоне уже не будет, я бы именно в этом месте, потянулся бы вправо, чтобы обеспечить дополнительный приток воздуха от жары в салоне.
Как открыть окно у «Москвича»?
Так как модификация «Москвича-2141» не предусматривает наличие автомобильной форточки, как, например, на «копейке», для борьбы с жарой в салоне открывать приходится всё правое, «пассажирское», окно.
Система управления стеклоподъёмниками в модификации «Москвича-2141» также отсутствует.
Поэтому для опускания бокового оконного стекла со стороны переднего пассажира нужно прокрутить несколько оборотов ручки опускания / подъёма оконного стекла, что также занимает некий промежуток времени.
В отсутствие другого транспорта, как попутного, так и встречного, для проведения всех подобных манипуляций для борьбой с жарой в салоне это самое подходящее место…
Алгоритм действий
Чтобы открыть правое, «пассажирское», окно, водитель максимально смещается вправо, держа руль одной левой рукой, перехватив его из положения «10-11 часов» в положение «12-13 часов».
Дотягиваясь до ручки опускания / подъёма оконного стекла, корпус человека смещается вправо и, несмотря на то, что угол сгиба руки в локте остается неизменным, рулевое колесо слегка смещается вправо.
Иными словами, положение левой руки на руле в любом случае смещается вправо относительно изначального, но водитель из-за «некритичности угла наклона» этого не ощущает.
Учитывая, что примерно полторы секунды взгляд водителя направлен на правую руку, тянущуюся к ручке, смещение автомобиля в сторону обочины остаётся водителем незамеченным.
Крутим!..
Для полного открытия окна против жары в салоне необходимо сделать 4,5 оборота ручки, это как раз около 4-5 секунд.
В это время взгляд водителя должен переместиться вперёд, на дорогу, где, соответственно, замечая смещение вправо, он левой рукой выравнивает положение автомобиля.
После чего взгляд водителя вновь перемещается в сторону правой пассажирской двери с целью оценить уровень «утопания» стекла пассажирского окна и оценки уровня жары в салоне…
Именно в это время в поле зрения водителя «Москвича» попадает двигающийся встречным курсом «Икарус».
Эффект петляния
Секунда необходима для того, чтобы водителю вернутся в исходное положение. Корпус человека теперь смещается влево, рука водителя также слегка смещает руль в левую сторону.
Движение автомобиля влево, в сторону отрезков разделительной полосы, перед мостиком – это смещение, связанное с возвратом водителя в исходное положение.
И на схеме аварии Цоя видно, как перед мостиком следы автомобиля направлены в сторону проезжей части.
Внезапно…
Появление «Икаруса», похоже, действительно становится для Цоя неожиданностью. У самого мостика «Москвич» вновь берет правее. Это реакция водителя на внезапное появление автобуса. Почему внезапное?
Потому что Цой, увлечённый опусканием стекла правого, «пассажирского», окна, заметил автобус на пару секунд позже его появления. В этот момент его взгляд был устремлен именно в направлении правой боковой двери, а не в сторону лобового стекла…
Расчёты
Отвлечёмся:
Для полного опускания стекла правого, «пассажирского», окна от жары в салоне необходимо 6-8 секунд.
Для опускания стекла правого, «пассажирского», окна от жары в салоне наполовину достаточно 4-5 секунд.
Попробуйте сделать то же самое. Что получится у Вас?
Объяснение езды по обочине
Опять вспоминаем схему аварии Цоя. До места столкновения «Москвич-2141» двигался по правой обочине около 220 метров. На скорости около 100 км/ч это как раз около 7 (Семи!) секунд. Вы до сих пор считаете этот факт случайным совпадением?..
Здесь может возникнуть вопрос: почему Цой не остановился? Почему не снизил скорость?
Опыт эксперта
Я вспоминаю себя и свой опыт, когда в салоне жара:
Останавливался ли я, для того, чтобы открыть правое окно? Нет!
Снижал ли я скорость? Нет!
Убирал ли я ногу с педали газа? Нет!
Смещался ли автомобиль в сторону правой обочины? Да!..
Теперь моделируем ситуацию.
Ментальное моделирование
«Москвич» Цоя двигается в сторону встречной полосы, туда, где приближается «Икарус».
На привычный маневр рулём вправо, чтобы выровнять автомобиль, машина непривычно реагирует крайне активно и уходит намного правее, чем этого хотел бы водитель.
Именно этим объясняется маневр на дороге и движение вплотную к ограждению мостика, расстояние от которого, водитель автобуса Янис Фибикс, оценил в 20 см. Происходит этот маневр на дороге по нескольким причинам.
Сила привычки!
Любой человек, управляя одним и тем же автомобилем и проехав на нём хотя бы 100-200 км, на уровне инстинкта привыкает к тому, что на определённый маневр рулём, автомобиль реагирует соответствующим изменением направления.
И привычка эта формируется в процессе повседневного управления автомобилем.
Под повседневным управлением автомобилем понимается нахождение всех четырёх колёс на однородной поверхности, когда сцепление левых и правых колес с дорожным покрытием одинаково.
Разница сцепления
В данном же случае левое переднее колесо находится на асфальте. Оно имеет лучшее сцепление с дорогой, нежели правое.
Плюс к этому вес водителя дополнительно усиливает прижимную силу левого переднего колеса к дорожному покрытию.
Правое переднее двигается по обочине, состоящей из песка, мелкого гравия и частично поросшее травой. Соответственно сопротивление качению у правого переднего колеса намного выше, чем у левого.
Дополнительно этот эффект усиливает тот факт, что водитель не убирает ногу с педали газа: он поддерживает определённую скорость. Автомобиль не ускоряется и не замедляется.
К вопросу скорости
Судя по траектории автомобиля возле мостика, что указана в схеме аварии Цоя, скорость эта вряд ли более 110 км/ч.
Выполнить маневр на дороге в виде двух зигзагов по обочине на протяжении 7,70 м на более высокой скорости похоже на фантастику, даже в условиях начинающегося заноса.
Скорость в 110 км/ч я бы назвал максимально возможной в данной ситуации. Но необязательно, что и она была достигнута.
Этимология заноса
Я неслучайно упомянул слово «занос». Траектория автомобиля при маневре на дороге через мостик действительно схожа с началом динамического заноса.
Машину как бы начинает разбалтывать. А происходит это по причине того, что задние колёса, по сути, летят над дорогой.
В передней части «Москвича-2141» находится всё самое тяжелое. В его задней части нет пассажиров, нет груза в багажнике и топливный бак, возможно, тоже полупустой.
Нет того веса, который бы надёжно прижимал задние колёса к дорожному полотну и соответственно они подпрыгивают на любой неровности, дестабилизируя автомобиль и доставляя определённые неудобства водителю. А на правой стороне таких неровностей хватает.
Место касательного столкновения
Если при маневрах на дороге и было касательное столкновение автомобиля о столбик ограждения, то оно могло произойти именно задней частью автомобиля и именно по этой причине.
Но даже после этого критического заноса не происходит. Автомобиль в принципе сохраняет прямолинейное движение именно потому, что водитель всё ещё держит ногу на педали газа.
Передние, ведущие колеса, тянут «Москвич-2141» вперёд, не давая уйти в занос его задней части, даже после касательного столкновения.
Секунды до аварии Цоя
Теперь вернёмся чуть назад, за секунды до аварии, когда «Москвич» Цоя только подъезжает к мостику. И представим ситуацию глазами водителя, Виктора Цоя.
Куда смотреть?
На чём должно быть сконцентрировано внимание в последние секунды до аварии? Мостик и автобус. Мостик «Москвич» почти проехал. Пусть не очень удачно, но проехал.
«Икарус» за секунды до аварии смещается в сторону своей обочины. «Москвич» за секунды до аварии опять стягивает в сторону правой обочины, по тем же причинам: он нестабилен и на привычные движения рулём отвечает необычно. Об этом уже упоминалось. Но машина по-прежнему управляема и ситуация некритична.
Судя по повреждениям, Цой до последних секунд до аварии управлял автомобилем одной левой рукой. Между автомобилем и приближающимся автобусом боковой интервал за секунды до аварии вполне приличный. «Икарус» в принципе становится неинтересен. Встречный разъезд с ним – дело нескольких секунд.
Куда смотреть сейчас?
Куда должно в эти секунды до аварии переключиться внимание Цоя? Разумеется, дальше, на дорогу. А что на ней в прямой видимости? Верно: поворот!
Осознавая, что для этого поворота скорость слишком велика, водитель должен, в срочном порядке, принять меры к снижению скорости.
А какие меры в первую очередь нужно принять тогда, когда правая нога за секунды до аварии по-прежнему находится на педали газа? Разумеется, убрать ногу с педали газа.
«Дефекты» переднего привода
Описанное далее, возможно, станет большой новостью для подавляющего большинства водителей переднеприводных автомобилей.
До этого момента передние колеса двигали автомобиль вперёд и делали это неравномерно. Левое переднее имело более сильное сцепление с дорогой, чем правое, так как находилось на асфальте, а автомобиль двигался на большой скорости.
Если в этот момент просто убрать ногу с педали газа, автомобиль моментально бросает в сторону, где сцепление колёс с дорожным покрытием наиболее высоко. В данном случае – влево.
Это особенность переднеприводного авто, неизвестная подавляющему числу автомобилистов, но в данной ситуации переднеприводный автомобиль ведёт себя именно так и никак иначе.
«Мягкий тормоз»
То, что двигало автомобиль вперёд, передние колёса, в случае, когда водитель просто убирает ногу с педали газа, моментально становится своеобразным мягким тормозом. И автомобиль всем своим весом как бы упирается в передние колёса.
Левое переднее колесо находится на асфальте и более сильно «держит дорогу». Правое переднее колесо – на обочине и его сцепные качества с поверхностью намного хуже.
Эффект «утыкания»
От прекращения ускорения передняя часть авто слегка опускается, а задняя слегка приподнимается и задние колёса в этот момент имеют вообще минимальное сцепление с дорогой, так как незагруженная задняя часть имеет минимальный вес.
В этот момент, за секунды до аварии, и начинается вращение, сравнимое с движением двухколесной телеги: автомобиль упирается в передние колёса; в левое переднее в большей степени, чем в правое.
Изменение направления происходит моментально и за секунды до аварии является полной неожиданностью для водителя.
То же самое действие, выполненное в момент, когда автомобиль находится на однородном дорожном покрытии всеми колесами, в принципе является совершенно безопасным.
Пробуйте!
Для тех, кто так и не понял этимологии этого манёвра автомобиля, рекомендуется любая, но качественная школа контраварийной подготовки.
Управление автомобилем на высоких скоростях основано именно на подобных приёмах. Также можно проделать всё самостоятельно, но только на закрытых территориях и желательно зимой, на чистом льду.
Так будет более понятно и, к тому же, не потребуется высокая скорость».
Вот такая версия. Повторюсь, максимально подробная и выверенная.