Побег из Бадабера
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума,
Содрогаются атомы,
Белым вихрем, взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг,
Где ж ты, иволга, леса отшельница,
Что ты смолкла, мой друг?
Самая важная часть работы, ибо только по ней можно полноценно восстановить череду произошедших в Бадабере событий.
Так, Труд [2] и СС [3] авторством Евгения Кириченко содержат в принципе схожую картину, однако даже они порой противоречат друг другу.
Фильмы [4] и [5] порой содержат принципиальные разногласия, а Сериал из четырёх серий [6] в погоне за художественностью замысла и вовсе противоречит всем вышеперечисленным источникам.
Проблема – в прорисовке единой пьесы, к разрешению разрозненных серий которой и приступим.
Рустамов в Бадабере
Итак, при знакомстве с четырнадцатым пленником – Носиржоном Рустамовым – повествование остановилось на том, что в Пешаваре его представили лидеру партии Исламского общества Афганистана Бурхануддину Раббани, предки которого были из Самарканда.
И Труд [2], и СС [3] рисуют в принципе идентичную картину.
- Он задавал вопросы на узбекском, - вспоминает Рустамов, - и потом дал команду разместить меня во дворе инженера Аюба, где я должен был изучать основы ислама.
Месяц я учил Коран под дулами автоматов, а потом мне завязали глаза и отправили в лагерь Зангали (так аборигены называли Бадабер – Ломов) – туда, где через несколько месяцев началось восстание…
Когда сняли повязку с глаз…
В подвале ему снимают повязку с глаз, где, как оказывается, кроме Рустамова, держат ещё двух офицеров армии ДРА.
Через неделю в камеру к Рустамову спускается начальник охраны лагеря, никогда не расстававшийся с плеткой, в хвост которой вплетены кусочки свинца.
Он предлагает Рустамову перейти в соседнюю камеру к пленным «шурави», мотивируя предложение «чтоб веселее было». Но Рустамов отказывается, ибо плохо говорит по-русски.
В Бадабере – наши!
Однако так он узнаёт, что в Бадабере, кроме него, находятся ещё несколько советских военнопленных. Все они задействованы на постройке крепостных стен из глины.
- Потом в камеру пришёл мулла. Он спросил: «Почему не идёшь к русским? У тебя будет свободный режим, как у них. Они готовятся к джихаду, и ты тоже можешь стать моджахедом…»
Мулла пытается уговорить Рустамова: в лагере ждут Раббани и искренне надеются показать лидеру ИОА, что земляк его предков уже готов встать под зелёное знамя ислама. Тщетно. По приезде Раббани на личной аудиенции у него Рустамов заявляет, что его джихад – это молитва.
Знакомство с Варваряном
Вечером этого же дня лагерная охрана избивает весь советский пленный контингент.
Рустамов стонет от боли, когда к нему в камеру подселяется Варварян (Исломутдин), поясняя свой переезд поручением Раббани обучить Рустамова Корану, персидскому и арабскому языкам.
Общаются на фарси, который Рустамов уже немного знает.
Успешный побег из Бадабера!!!
Именно Варварян (Исломутдин) и сообщает Рустамову, чем вызвано зверство караула: одному из советских пленников удался побег из Бадабера в цистерне водовозки.
В связи с этим ожидается инспекция пакистанских властей, которые не хотят быть втянутыми в войну с СССР. Если они найдут пленников на территории Бадабера, то обязательно передадут их советскому посольству.
- Инспекция была, - поясняет Рустамов, - но нас Раббани приказал спрятать в другом месте. Как только проверка закончилась, всех пленных снова вернули в лагерь…
Казалось бы, ничего примечательного.
Однако именно инфа Варваряна (Исломутдина) о побеге из Бадабера одного из советских пленников в цистерне водовозки – ключевой эпизод сцены появления Рустамова в Бадабере!!!
Кем был этот беглец? Какова его дальнейшая судьба? А главное, почему этого выжившего пленника после побега из Бадабера никто не ищет?!! Событийная вариативность-то минимальна…
Вариант первый (самый «дикий»)
Сбежавшим из Бадабера пленником являлся Николай Саминь, которого и Труд [2], и CC [3], и Фильм [4] с таким остервенением настоятельно «обряжают» в узника Бадабера.
И с которым, по заверениям Рустамова, сам он познакомился в одном из исламабадских лагерей после восстания, не припоминая такого узника в Бадабере по Труду [2]…
Тогда этот побег из Бадабера – чётко спланированная операция по легализации Саминя (мол, де, сгинул в Бадабере), проведённая Раббани по просьбе Ахмат Шах Масуда, с которым у первого установилась тесная духовная связь, как это показано в Фильме [4].
Тогда, конечно, концов не найти…
Вариант второй
Беглецу повезло только при побеге из Бадабера.
В дальнейших скитаниях по Пакистану / Афганистану вразумительно объяснить причину своего «праздного шатания» по «заповедным местам» интересующимся «встречным путникам» беглецу из Бадабера не удалось.
За такую «неспособность отдуплиться» беглец в дальнейшем был умертвлён аборигенами (мгновенно или с некоторой отсрочкой – особой роли не играет).
Тогда, как и в первом варианте, поиски также тщетны.
Вариант третий
Беглецу из Бадабера чудом удалось выжить, пройти все пакистанские / афганские «кордоны» и вернуться на Родину, где он, опасаясь уголовных преследований, возможно, тихо проживает по сей день в каких-нибудь захолустных городишке / деревеньке. Либо остался на ПМЖ на какой-нибудь другой, «вражеской» либо нейтральной, территории.
Но, в любом случае, выжил.
Выход один – его нужно найти!!! Давая гарантии дальнейшей уголовной неприкосновенности, опрашивая выживших в Бадабере афганцев, уточняя свидетельские показания и разбирая архивы ныне живущей Ольги Свинцовой и наследников Людмилы Торн…
Такими свидетелями не разбрасываются. Его нужно найти!!!
Вариант четвёртый
Беглецу из Бадабера чудом удалось выжить, пройти все пакистанские / афганские «кордоны» и добраться до своих.
Так известие о том, что в Бадабере удерживаются советские узники, стало достоянием Министерства обороны СССР.
Исключая возможность прямого военного вторжения на территорию Пакистана, спецслужбами Министерства обороны СССР разработан план по внедрению в Бадабер соответствующего «арестанта».
Иными словами, всё – по сценарию Сериала [6]…
Последний узник Бадабера
Опять же, и Труд [2], и СС [3] рисуют в принципе идентичную картину.
Примерно через месяц после побега из Бадабера одного из шурави (см. выше) в лагерь Бадабер попадает очередной советский военнопленный…
Как окажется в дальнейшем, последний узник Бадабера!..
С первого дня его появления пленные почему-то сразу воспряли духом.
Звали Абдурахмоном…
Физически крепкий, высокого роста, с прямым взглядом, последний узник Бадабера всем своим видом внушает страх моджахедам, дерзит им.
Рустамов никогда не слышал русского имени последнего узника, но в тюрьме все называют его Абдурахмон.
В Фильме [5], 22:21-22:50, Рустамов свидетельствует о нём:
«Он сказал: «Чё вы сидите здесь? Ударить [могут]… Кормить [кормят] мало… Вы – советский человек. Не надо так. Всё равно они не верить [не верят нам], всё равно убьёт нам [убьют нас]… Вместе давай продумаем что-нибудь. Будем, сделаем революция».
И потом все согласились за этой программой у него. Вот это Абдурахмон начал с этого».
Последний узник – водитель?!!
- Он говорил нам, что был простым водителем, - вспоминает Рустамов, - вёз на «КамАЗе» чай из Термеза в Герат. Машину захватила банда, а его отправили в Иран, где два года он изучал Коран и персидский язык…
- А почему ты решил, что он офицер?
- Шофер не может иметь столько военных знаний, - отвечает Рустамов. – Он знал и умел всё, что должен знать и уметь командир.
Навыки рукопашного боя
Последний узник Бадабера поначалу скрывает, что в совершенстве владеет приёмами единоборств. Но, как известно, и «шила в мешке не утаишь», и этот «навык» требует ежедневных тренировок.
Возможно поэтому, однажды Абдурахмон предлагает одному из охранников разбить лампочку на потолке ногой. Или хотя бы ногой до неё дотянуться.
Понятно, что сии попытки тщетны, ибо лампочка висит на высоте двух с половиной метров.
Явление «первого чуда»…
Тогда последний узник Бадабера, приcев на корточки и сжавшись, как пружина, выпрямившись, ногой в прыжке сшибает лампочку, её осколки осыпаются на голову охранника.
Информация разносится по лагерю Бадабер прибрежной волной. На её гребне в камеру сбегаются моджахеды.
- Ну что, повторить? – ухмыляясь, интересуется у них Абдурахмон.
Начальник охраны распоряжается заковать последнего узника Бадабера в кандалы.
Абдурахмон
Итак, ключевой вопрос эпизода: «кем из советских солдат был Абдурахмон?»
По Труду [2], это Николай Шевченко, которого опознал Рустамов на фотографии с Людмилой Торн.
Почему Абдурахмоном не мог быть Николай Шевченко
Если бы не одна «неувязочка»: соответствующая фотография была экспонирована 30 августа 1983 года (Торн помнит даже конкретный день!).
Следовательно, вопрос: как же Николай Шевченко появился в Бадабере после помещения в лагерь Рустамова, если задолго до Рустамова Шевченко уже является арестантом Бадабера как минимум с 30 августа 1983 года?..
Этот вопрос воистину открывает «ящик Пандоры», ибо «тащит за собой» остальные, как-то:
Как из ящика Пандоры…
Почему Николай Шевченко (Абдурахмон, по Рустамову) начинает внушать страх и дерзить моджахедам не с самого первого дня своего нахождения в Бадабере, а спустя почти полтора года своего плена как минимум?
Почему Николай Шевченко (Абдурахмон, по Рустамову) решается на организацию восстания не с самого первого дня своего нахождения в Бадабере, а спустя почти полтора года своего плена как минимум?
Почему Николай Шевченко (Абдурахмон, по Рустамову) идентифицируется последним как офицер, а не простой водитель, не с самого первого дня своего нахождения в Бадабере, а спустя почти полтора года своего плена как минимум?
Каким чудесным образом Николаю Шевченко (Абдурахмону, по Рустамову) удаётся, как минимум, полтора года скрывать свои навыки владения единоборствами, но потом он почему-то решает отказаться от этого выбора, рискуя быть ущемлённым в правах (заковывание в кандалы) или, ещё хуже, попросту ликвидированным, будучи очевидно опасным для администрации Бадабера?
Николай Шевченко – не Абдурахмон!
У военных экспертов также вызывает сомнение роль Николая Шевченко (которого Рустамов называет Абдурахмоном) как руководителя восстания.
Мог ли простой водитель так умело организовать оборону? Кто научил его пользоваться радиостанцией? Где он получил навыки диверсионной работы и восточных единоборств?
По агентурным донесениям и данных из других источников, руководителем восстания был человек, появившийся в Бадабере незадолго перед тем, как туда привезли большую партию оружия, в том числе ракеты для «Стингеров».
Абдурахмон – Виктор Духовченко?
Может, за «давностью лет» Рустамов просто визуально путает Николая Шевченко с последним, пятнадцатым узником Бадабера – Виктором Духовченко?
Эта же позиция нашла отражение в СС [3]: спецкор «Красной звезды» Александр Олейник, первым приподнявший завесу над тайной восстания, указывает имя служащего СА Виктора Духовченко, дизелиста Баграмской КЭЧ, который пропал без вести в новогоднюю ночь 1985 года.
Свидетели из числа афганцев подтверждают, что в Бадабере буквально за месяц до восстания появился Виктор с Украины (Духовченко как был родом из Запорожья), носивший мусульманскую кличку Юнус.
По их словам, он был физически крепок, высокого роста и в совершенстве владел каратэ.
Последний хронологический узник Бадабера – Виктор Духовченко
На эту роль подходит именно Виктор Духовченко, но у него было другое мусульманское имя – Юнус. Может быть, он организовал этот мятеж вместе с Николаем Шевченко?
То есть восстание в Бадабере организовали и возглавили и Виктор Духовченко (Юнус), и Николай Шевченко, стратегически «поделившие роли» в бунте? Но кто тогда из них являлся Абдурахмоном?
Или Виктор Духовченко – это и Юнус, и Абдурахмон в едином лице?.. Опять нет.
Голь Мохаммад об Абдурахмоне
Так, полярное мнение о роли Виктора Духовченко высказывает уже упоминаемый Голь Мохаммад [16]:
«В начале марта 1985 года советские пленные на тайном собрании решили организовать массовый побег из тюрьмы крепости. Сначала нас, пленных афганцев, не посвятили в эту тайну.
Впервые об этом я узнал от Виктора, моего друга, который в короткие моменты встреч обучал русскому языку. За честность, доброту его любили все пленные афганцы.
По словам Виктора, в обсуждении плана побега из Бадабера принимали участие советские солдаты во главе с Абдул Рахманом.
Виктор и Абдурахмон – разные люди!!!
Виктор передал Абдул Рахману разговор со мной, сказал, что я готов принять участие в побеге из Бадабера и на машине могу показать дорогу, довести всех до афганской границы.
Вскоре я встретился с Абдул Рахманом и подтвердил свое согласие, назвал имена тех афганцев, на которых можно было положиться. Офицер предупредил, что побег из Бадабера должен состояться в конце апреля»…
Почему Абдурахмоном не мог быть Виктор Духовченко
Если некий Виктор обсуждает план побега с Абдурахмоном (а, очевидно, что Абдурахмон и Абдул Рахман – это одно и то же лицо!), которому и передаёт разговор с Голь Мохаммадом, который впоследствии, в свою очередь, встречается с Абдурахмоном,
то Виктор Духовченко (а он один носит в Бадабере соответствующее имя) уж никак Абдурахмоном быть не может!
Абдурахмон – не Шевченко и не Духовченко!!!
Неужели Абдурахмон – это доселе неизвестный узник Бадабера, появившийся в лагере самым последним, даже после Виктора Духовченко?!!
И это – истинный организатор, идеолог и лидер восстания в Бадабере, не являющийся ни Николаем Шевченко, ни Виктором Духовченко…
Через переправу…
Оговоримся сразу: выдвигаемая в дальнейшем версия – всего лишь версия; официальная «историография» восстания в Бадабере, если о такой вообще уместно говорить, эту версию отрицает.
Но обойти её стороной – лишить исследование полноты, даже в угоду избегания «сплетен в виде версий».
Тем более, предоставить читателю максимальный информационный объём по предмету исследования – основная авторская задача.
Кроме этого, количество совпадений версии с событиями в Бадабере по относимости зашкаливает настолько, что пусть уж оценку версии взыскательный читатель выносит самостоятельно. Посему продолжаем.
Автором версии является Майк (в прошлом – Михаил) Нейман, наш бывший соотечественник, в настоящее время проживающий в США.
Суть версии сводится к следующему (с полным описанием версии можно ознакомиться по источнику [17]).
Боевая задача
В феврале 1985 года 154-й отдельный отряд специального назначения готовился к проведению операции по захвату склада оружия мятежников в районе Гошты (провинция Нангархар) вблизи афгано-пакистанской границы.
Для выхода к объекту налёта отряду предстояло переправиться через реку Кабул. Для переправы предполагалось использовать брод, показанный проводником племени Маманд осенью 1984 года.
«Небоевые потери»…
11 февраля 1985 года (внимание дате! – Ломов) в ходе этой переправы затонул БТР-70 с бортовым № 310, принадлежащий третьей роте. «Небоевые потери» составили 11 человек!
В ходе организованных поисков к 5-6 часам утра 12 февраля 1985 года были найдены тела пятерых из одиннадцати пропавших.
Примерно через две недели афганцы через советников сообщили, что в реке в районе переправы обнаружены тела ещё двух человек в советской военной форме: течением их вынесло на отмель.
Найденные тела принадлежали младшему сержанту Аркадию Макарчуку и рядовому Сергею Стеле, бойцам 3-й роты.
Ещё через неделю было обнаружено тело исполнявшего обязанности командира 3-й роты старшего лейтенанта Игоря Турсунбаева. Тела остальных пропавших обнаружены не были. Дальнейшие поиски к успеху не привели.
Пропавшие без вести
Таким образом, из 11 пропавших обнаружены тела 8 советских военнослужащих; трое при переправе – пропали без вести, среди них: Житняковский Виктор Юльянович, Наумов Павел Михайлович и Ситников Геннадий Яковлевич.
Со слов Майка Неймана, он нашёл некого Олега Астафьева – участника тех событий переправы через Кабул, сейчас проживающего в Израиле.
Воспоминания свидетеля
По воспоминаниям последнего, в ту злополучную ночь он вместе с Виктором Житняковским сидел на соседних люках на затонувшем впоследствии БТРе.
Машина шла в надводном положении, всё произошло быстро. Олег даже вспомнил последний разговор с Виктором: говорили о еде, кто и что любит…
Вдруг машина резко ушла под воду. Их буквально за секунды «смыло» с люков: Кабул оказался очень бурной рекой. Они плыли и перекрикивались. По словам Олега, Виктор спас его, советуя, что сбросить с себя в воде, чтобы не утонуть.
Тянуло по течению их долго, но всё время, почти до выхода на противоположный берег, Олег Астафьев утверждает, что слышал голос Виктора Житняковского, и больше склонен думать, что Виктор вряд ли утонул…
Информация по линии разведки…
Спустя примерно полтора месяца от произошедших 11 февраля 1985 года событий история получила продолжение. Советникам по линии разведки поступила информация, которую принёс человек, пришедший из Пакистана.
Источник сообщал, что в лагере для военнопленных под Пешаваром содержится советский солдат, которого моджахеды вытащили из реки Кабул в Афганистане в бессознательном состоянии.
В отряд прибыли советники и попросили найти фотографии всех пропавших без вести 11 февраля 1985 года.
В поисках фотографии
Найти фотографию сержанта Виктора Житняковского удалось с большим трудом, поскольку тот, по воспоминаниям сослуживцев, не любил фотографироваться. Наконец, найденное фото было передано советникам.
Позднее сослуживцам сообщили, что человек из Пакистана опознал по фото Виктора Житняковского…
Однако…