Наваратна и хошен
Основная задача на данном этапе работы – полное абстрагирование от результатов собственного труда, выявленных при исследовании камней хошена и означенных в первой части «Библейской ювелирики» [5].
Иными словами, необходимо начать всё сначала и посмотреть на камни хошена чистым, незамутнённым взглядом ребёнка. Однако ранее избранный алгоритм исследования достаточно надёжен, чтобы пренебречь им.
Камни хошена по Синодальному переводу
Посему обратимся к истокам – Синодальному переводу Ветхого Завета [6], описывающему камни хошена:
Аналогично в главе 39
Аутентичные описания камней хошена содержит глава 39 Книги Исход:
Так, уже эти стихи приводят к четырём принципиальным выводам.
Не Наваратна!
Первое. Описанный перечень минералов хошена – не Наваратна в виде Махаратна! Имея в наличии рубин, изумруд, сапфир (вероятно, синий) классического Махаратна, перечень камней хошена не содержит жемчуга, коралла красного, гессонита, кошачьего глаза и сапфира жёлтого.
Следовательно, если и презюмировать, что девять из двенадцати камней хошена в точности соответствуют Наваратна, значит, в его основу может быть положен только Упаратна.
Невозможность ручной гравировки
Второе. На Упаратна же указывает и сомнительность возможности нанесения на рубин, сапфир синий и, главное, алмаз каких бы то ни было надписей «по одному имени из числа двенадцати колен».
Ибо сапфир синий и рубин имеют 9 из 10 баллов по шкале Мооса, алмаз – все 10 баллов, то есть, обладая максимальной твёрдостью, в отсутствие электричества и абразивных материалов высоких скоростей, возможность обработки этих камней древними иудеями видится более чем умозрительной.
Нарушен порядок камней!
Третье. «Порядное» описание камней хошена в дальнейшем освобождает нас от рассмотрения версии построения девяти камней хошена по Наваратна:
рубин – в центре, затем, начиная со второго камня на востоке, по часовой стрелке (слева – направо) (см. третью версию Оберега царя Тира).
Рубин не по центру!
Четвертое. Это самое «порядное» расположение минералов, «уводящее» рубин – центральный минерал Наваратна – с места Камня 5 либо Камня 8 на место Камня 1 – достаточное основание усомниться в целесообразности дальнейшего исследования.
Уже в версии привязки камней хошена к Наваратна есть что-то от обогревания космоса… Но – прочь сомнения: начертанный путь пройдём до предела…
Опять же, если Камень 5 хошена либо Камень 8 хошена окажутся красным, это снимет все противоречия.
К тому же, «попадание» алмаза на место Камня 6 хошена – «на восток» – и карбункула, который по Мидраш Раба, «был цвета неба», то есть, возможно, синим, на место Камня 4 хошена – «на запад» – отличный довод в пользу продолжения исследования.
Цвет знамён и камней сыновей Иакова
Вот сейчас самое время «вывести из-за кулис» цветовую гамму составивших хошен камней по Мидраш Раба (Бамидбар Раба 2:7).
Казалось бы, всё предельно ясно, но именно обнаружение истинного порядка старшинства «отцов израильского народа» – головоломка помощнее камней хошена, достойная отдельного исследования.
Так, Википедия [7] устанавливает несколько иной порядок рождения сынов Иакова; подробности см. здесь.
«Каноническое» старшинство по Книге Бытия
«Каноническое» старшинство устанавливается по Книге Бытия, 49:3-27, когда Иаков пророчествует сыновьям на смертном одре (презюмируется перечисление сыновей по ходу первородства); подробности см. здесь.
Резюмируя изложенное, сведём итоговые данные в следующую таблицу; подробности см. здесь.
Не станем зацикливаться на мелочах, как-то «был пурпурным» для агата больше соответствует аметисту или невозможности идентификации яхонта: подробный анализ камней хошена – непосредственный предмет повествования авторской «Библейской ювелирики» [5].
Обратимся к главному.
Ключ: первые четверо и последние двое!
Аутентичность по всем источникам старшинства четырёх старших и двух младших сыновей Иакова: Рувима, Симеона, Левия, Иуды и Иосифа, Вениамина соответственно – достойное основание доверия и цветовой гамме знамён / камней хошена указанных лиц.
Камни 1-9 хошена
Соотнесём цвета Упаратна в традиции иврита с цветами камней хошена этих сыновей Иакова, презюмируя, что девять камней Наваратна соответствуют ряду камней 1-9 хошена; совпавший цвет обоих артефактов акцентирован соответствующим цветом.
Упаратна по ивриту, наложенная на 1-9 камни хошена
Цветовая гамма 1-4 и 11, 12 камней хошена по Синодальному переводу по ивриту
Вывод более чем прозрачен.
На месте белого камня (Камень 3 хошена) стоит минерал «на треть белый, на треть черный и на треть красный».
На месте красного камня (Камень 2 хошена) расположился камень «зеленого (жёлтого) цвета».
Коричневый минерал (Камень 1 хошена) теоретически может «быть красным» ровно настолько, насколько карбункул, гранат, может быть «подобен цвету неба», голубым или синим…
А главное, даже «чехарда» со старшинством сыновей Иакова от пятого до десятого включительно предельно информативна: камня красного цвета, соответствующего знамени одного из них, ни на месте Камня 5 хошена или Камня 8 хошена, ни в описании нет в принципе!
Камни 4-12 хошена
Теперь по аналогии проделаем то же самое, но с презумпцией, что девять камней Наваратна соответствуют ряду камней 4-12 хошена.
Упаратна по ивриту, наложенная на 4-12 камни хошена
Цветовая гамма 1-4 и 11, 12 камней хошена по Синодальному переводу по ивриту
Здесь «цвету неба подобен» коричневый минерал, жёлтый «обернулся» «угольно-чёрным», а зелёный стал «смесью всех двенадцати цветов».
Где Моиси Гликман увидел в Наваратна «ключ» к камням хошена автору не удаётся увидеть до сих пор, при скрупулёзном, почти «микроскопным» рассмотрением камней Наваратна и хошена при их взаимном соотнесении.
Изложенное позволяет предположить, что никакой связи и соотносимости между камнями Наваратна и хошена нет.
Посему, отвечая на пожелание М.Л. Гликмана «отобрать из списка камней Упаратна, наиболее подходящие камни для девяти камней хошена», от означенной работы воздержимся по основаниям умозрительности её целесообразности и бесперспективности.
Достаточно и того, что я изрядно «поплавил мозги» в работе над «Библейской ювелирикой» [5] и в составлении авторского Упаратна.
Нарушен принцип допустимости
В завершение главы – несколько слов о допустимости доказательной базы израильского коллеги и визави.
В процессе ознакомления с описанием поисков М. Гликмана цветовой расцветки наперсника в Ватикане [8] по картинам (мозаикам, фрескам) Джованни Франческо Романелли «Введение в храм», либо Тициана «Введение Марии во храм», либо иным подобным, непреложно возникает методологический вопрос:
а насколько эти изображения, выражаясь правовым языком, являются надлежащим доказательством и соответствуют принципу допустимости?
Разве на этих и подобных изображениях хошен – главное? Насколько можно быть уверенным, что Художник, создавая произведение, настолько глубоко погружается в «детали»?
Если мы сейчас, в XX-XXI веке «плавим мозги» в поисках аутентичных камней хошена, разве можно быть уверенным, что этим знанием обладали Романелли и Тициан в XVI веке, ибо хошен был утрачен ещё во время разрушения Второго Иерусалимского Храма, то есть почти 2 000 лет назад?
А если даже и обладали, что препятствовало его сохранению до наших дней, ведь четыреста лет для мировой истории цивилизации – не срок?
На авторский взгляд, с таким же успехом можно довериться профессионализму костюмеров и художников-декораторов постановок «Мастер и Маргарита» [9], [10] и изучать камни хошена по одеяниям Вячеслава Шалевича и Валентина Гафта, играющих Каифу, соответственно.
Или камни шапки Мономаха по кинофильму «Иван Васильевич меняет профессию» [11]. Кстати, о шапке…