Определение Эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект (EQ) не преподаётся в школах. Эмоциональная зрелость формируется потом и кровью прожитых ситуаций.
Искусство театра, искусство дизайна пространства, искусство работы с вкусами, ароматами, звуками, образами и тактильными ощущениями: всё это помогает получить новый чувственный опыт.
От мастерства актёра, музыканта, художника, режиссёра зависит и наше прикосновение к новым для нас чувствам, и глубина проживания этих чувств.
Приёмы, используемые в искусстве, преподаются довольно давно и имеют мощную академическую базу. В частности, работа с образами, с представлениями, с наблюдениями. Такая работа позволяет достичь управления чувствами и своими, и чужими.
В театральном искусстве образы служат инструментами, позволяющими обучить актёра вызывать именно то чувство, которое хочет воплотить режиссёр. Изучение этих образов является трамплином к освоению чувственности.
Освоение чувственности – трамплин для актёрской игры, а актёрская игра – трамплин для воплощения замысла режиссёра.
Искусство обучает нас сценариям жизни, показывая самые замысловатые хитросплетения. Если мы смогли воспринять эти замыслы, то мы учитываем их в нашей повседневной жизни. И вот если мы из этой цепочки удалим поочерёдно сценарии жизни, замысел режиссёра и игру актёра, то останемся с набором образов, символов и ощущений.
В театре с таким багажом нам не достичь успеха. Вы полагаете, что в жизни всё иначе?..
Эмоциональный интеллект сейчас – такой же «тренд» современности, как и саморазвитие.
Мода на Эмоциональный интеллект
Ряды апологетов Эмоционального интеллекта ежемесячно множатся в геометрической прогрессии.
Конечно, есть отдельные индивиды, которые на вопрос об определении Эмоционального интеллекта как философской и эзотерической парадигмы, могут и в морду дать, но их «удельный вес» значительно сокращается.
Основные «ареалы обитания» таких «мастодонтов», как правило, сосредоточены по периферии…

Истоки Эмоционального интеллекта
Истоки популярности доктрины эмоционального интеллекта, на авторские взгляды в следующем.
Всезнающие психологи Запада однажды обнаружили удивительный парадокс: успешной карьерой могут похвастаться отнюдь не индивиды с повышенным и даже зашкаливающим коэффициентом интеллекта – всем известный IQ, но индивиды, отвечающие иным качествам и требованиям современных реалий…
Каким? Лежащим, в своей основе, в способности подстраивать свои эмоциональные реакции под нужды текущего момента!
Смысл Эмоционального интеллекта
В итоге определение Эмоционального интеллекта как отдельной доктрины появилось, как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни.
Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.
Иными словами, сегодняшнее видение стратегии построения успешной карьеры, в частности, и счастливой жизни, в общем – нужен не столько гибкий и лабильный ум, сколько гибкая и лабильная… эмоциональность. Хотя лучше, конечно, и то, и другое в совокупности…

Определение Эмоционального интеллекта
Так в учёных умах Запада выкристаллизовалось определение Эмоционального интеллекта, под которым понимается способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Рассуждения об эмоциях чаще всего начинаются с разделения их на положительные и отрицательные. Больше радуйся, меньше расстраивайся и мысли позитивно.
Потом с разной степенью ущерба для психики можно пройти через психологов или различные тренинги, либо успеть до них посмотреть мультфильм «Головоломка» и, перейдя к относительности эмоций, рассуждать про одобрение или осуждение конкретной эмоции в конкретных обстоятельствах. Казалось бы, мозаика собрана. Но есть и третий слой…
Третий слой
Любая волна имеет частоту и амплитуду колебания. Волн – море.
Когда волна затрагивает меня, я могу её наблюдать, чувствовать и пытаться понимать одновременно.
Чувственное взаимодействие с волной даёт нам ощущения, которые мы называем притоком или оттоком энергии.
Если данную амплитуду мы хотим в себе усиливать, мы говорим про приток энергии.
Если эту амплитуду мы хотим погасить, мы говорим об оттоке энергии.
Управление волнами – это управление эмоциями.
Одобрение и осуждение эмоций мы привыкли делить логикой на хорошо или плохо. Попробуйте примерить на себя вопрос: «стремлюсь ли я к продолжению эмоции? Сделанное мною действие – завершает или продлевает мою текущую эмоциональность?»
Таким образом мы можем выяснить, что кто-то из нас стремится, например, чувство вины прекращать и быстрее доделывать разные дела. А кто-то, наоборот, стремится продолжать испытывать аналогичное чувство вины через призму взятой на себя ответственности и нагружать чувством вины весь трудовой коллектив.
Кто-то стремится свою похоть завершить сексуальными подвигами, а кто-то стремится поддерживать флирт на дистанции, не гася внутри себя эту эмоцию. То есть, одобрительная ухмылка в адрес эротических сцен может содержать в себе осуждаемую собственным нутром похоть. А вполне ханжеское цыкание зубом может содержать в себе похоть одобряемую.
Наша внутренняя мотивация, служащая причиной для событий нашей жизни, лежит именно в этой плоскости одобрения или осуждения эмоций. Именно этот уровень развивается через работу с нашими пятью органами чувств. Изучение именно этого слоя развивает наш эмоциональный интеллект.
В свете изложенного, на авторский взгляд, в настоящее время можно выделить четыре уровня развития эмоционального интеллекта.
4 уровня Эмоционального интеллекта
Первый уровень – «Остапа несло». Я всегда считаю, что я всего лишь реагирую на мир и меня вынуждают к моим реакциям.
Человек хорошо поступил, и я его за это люблю.
Место грязное, поэтому мне плохо.
Кругом вампиры, источники силы, порчи и сглазы.
Второй уровень – «Весь мир театр и люди в нём актеры». Я всегда считаю, что я автор любой волны, проходящей через меня. Мир помогает мне прожить мои эмоции.
Я тебя люблю не потому, что ты хороший, а потому, что я влюбленность хочу прожить.
И бью кого-то лишь оттого, что я агрессивная тварь.
У меня всегда есть энергия и никаких оттоков не бывает, как и на последующих уровнях.
Третий уровень – «Гениальный актёр». Я могу в себе вызвать нужную мне волну / эмоцию по своему выбору. Не лицемерно, а так, чтоб Станиславский не придрался.
Четвёртый уровень – «Великий оратор». Я могу вызывать нужные мне волны / эмоции в окружающих меня людях.
Фидель Кастро, Адольф Гитлер, Владимир Жириновский…
Как «работать» с волнами
Любые разборки с волнами имеет смысл начинать с настройки на их разные источники.
Звук, вкус, цвет, образ, запах, ритм, точка, движение, ощущение.
Эта волна нравится, эта не нравится. Эту могу раскачать сильнее, эту не могу.
А потом смотришь на соседа и удивляешься, что он другие волны одобряет и осуждает. И делаешь вывод не о том, что сосед неадекватный, а о том, что ты сам не со всеми волнами умеешь дружить.
Первый посыл чаще всего бывает наиболее категоричен. Неприятные волны мы описываем происками зла, либо своей никчемностью. В этот момент надо остановиться, посмотреть вокруг и найти человека, который умеет данную волну через себя пропускать. А дальше, как в мультфильме про дядюшку Мокуса, обязательно найти в человеке нечто хорошее. Например, дети, которые тоже очень любят цирк! Тогда мы сможем замотивировать себя на повторный подход к снаряду.
Этим занятиям очень хорошо способствует занятие творческими дисциплинами у педагогов, обладающих приоритетом чувственности над рациональностью. Разные источники волн между собой сочетаются по-разному, и кто-то эти соответствия хорошо чувствует.
Такой-то цвет с таким-то звуком и запахом и, совместив эти сигналы, проще войти в резонанс с волной.
Знание плюс личный пример позволяют ввести в режим чувствования даже деревянного человека.

Дальнейший вектор
Здесь и далее для анализа по четырём уровням эмоционального интеллекта будут использованы шесть эмоций (их вариаций):
1) вина;
2) страсть / алчность / похоть;
3) лень;
4) жалость;
5) зависть / ревность;
6) глупость.
Дисклеймер
Безусловно, эмоциональная палитра любого человека много богаче и обширнее.
Но, во-первых, в доктрине «Эмоционального интеллекта» авторы не ставят своей задачей «препарировать» весь комплекс эмоциональных реакций даже среднестатистического обывателя, не говоря уже о «продвинутом юзере».
А, во-вторых, анализа этих шести эмоций вполне достаточно, чтобы «взять Принцип», поняв который взыскательный читатель будет в силах проделать соответствующую работу самостоятельно.