Запретный рай
Немногочисленные друзья, приятели и знакомые часто упрекают автора в излишнем домоседстве: нельзя, мол, провести всю жизнь, не выезжая из страны, если невыездным не являешься априори.
За «бортом» – XXI век, свободная Россия, открытые границы. Как можно променять Турцию и Египет, Испанию и Британию, Штаты и Францию на Алтай, Карелию, Камчатку и Байкал?
«Это же – преступление! Какой-то запретный рай!» - часто уверяют они меня…
Пространство VS Время
Во-первых, по большому счёту, путешествия в пространстве для меня не запретный рай; они мне просто неинтересны. Разве что если они не сопряжены с каким-либо духовным опытом.
Путешествия во времени много увлекательней, что в прошлое, что в будущее. Увидеть то, что либо уже исчезло из этого «лучшего из миров», либо ещё не воплотилось в нём – действительно стоящая авантюра…
Во-вторых, на авторский взгляд, существуют страны, где туристу вообще делать нечего. И наведываться в которые имеет смысл исключительно в целях посещения близких родственников.
Израиль, Канада, Германия, США…
Уж если путешествовать, то…
В-третьих. Не посетить ни одного брамина в Индии. Не любоваться Дендерским Зодиаком в Египте. Не ввязаться в драку в каком-нибудь низкосортном портовом испанском кабаке…
Не увидеть танца турецких дервишей. Не упиздюриться настоящим, без спиртового привкуса, но с полынным жмыхом абсом в Чехии…
Не увидеть ночного неба над Гур-Эмиром или обсерватории Улугбека в Узбекистане. Не разговориться с бойцом Французского Иностранного легиона на Корсике…
А тупо проваляться две недели на заморском пляже, что с таким же успехом можно проделать на даче у бабушки под Вышним Волочком.
Это – преступление и запретный рай!
Прошу считать личной гордыней!..
Наконец, в-четвёртых.
Маниакальное упорство большинства офисных марамоек по принципу «увидеть и умереть» сделало невыездным и вписало в категорию авторского персонального «запретного рая» Париж и Милан, Венецию и Геную, Палермо и Ниццу, Мадрид и Лондон, и приличное множество иных европейских городов, если они манят «женщин с горящими глазами, холодными сердцами, золотыми волосами».
Ехать куда-либо только потому, что это модно или престижно, равно как ощущать какой-либо дискомфорт оттого, что «даже Люська там побывала, а мы – нет» – это даже хуже тупого прогревания боков на заморских пляжах.
В таких и подобных городах автору делать нечего, ибо иллюзия рая – не есть рай.
Запретный рай
Вообще, к философским концепциям о нахождении рая в каком-либо строго определённом месте стоит всегда относиться скептически.
Человечество столь многолико, что одно место в качестве запретного рая на Земле вряд ли сможет вместить все вкусы и интересы почтенной публики.
Лежак на Ривьере для какой-нибудь стареющей колоды, азартного игрока, любителя сплава по горным рекам и бойца по боям без правил, это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Ведь то, что является раем для одного, не всегда воспринимается раем другим.
Рай как химера
Сюда же. Рай ценен не тем, что он уникален и единственен в своём роде.
Не тем, что рай универсален (что вряд ли возможно). И не тем, что рай тотален и всеобъемлющ (скорее, рай ограничен каким-либо местом). И даже не тем, что рай «отделяет мух от котлет» (порой и хорошая муха лучше плохой котлеты)…
Идеальный рай ценен тем, что им можно поделиться!
Если вам понравится какая-то песня, книга, идея, место на Земле, об этом хочется рассказать ребёнку, другу, родителям, любимой. Поделиться этой радостью с ними, дорогими вам людьми.
Иначе неинтересно и скучно жить, ибо в своей основе человек – существо социальное…
Но священные книги упорно рисуют образ запретного рая как какого-то обособленного, замкнутого пространства для избранных, «имена коих записаны в книге Агнца», коих «сто сорок четыре тысячи» (см. телесное расположение, природу и планеты по аспектации хризопраза, к слову).
При таком «конкурсе на место» ни то, что семьёй либо компанией, одному через жемчужные Врата в запретный рай не протиснуться…
Поэты всё знают…
И образ запретного рая часто подвергается заслуженной критике, где рай выставляется:
- либо местом пребывания сомнительных праведников – см. «Эпитафию владельцу усадьбы» Роберта Бёрнса, пер. Маршака:
Джемс Грив Богхед
Был мой сосед,
И, если в рай пошел он,
Хочу я в ад,
Коль райский сад
Таких соседей полон.
- либо местом махровой скуки – см. «Живём мы что-то без азарта» Эльдара Рязанова:
Живем мы что-то без азарта,
Однообразно, как в раю [1].
Не бойтесь бросить всё на карту
И жизнь переломить свою.
- либо местом отбывания наказания – см. Владимир Высоцкий, «Райские яблоки»:
Прискакали. Гляжу — пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто – беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап у ворот на коленях сидел…
И огромный этап не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва, - нас встречают малиновым звоном!
Всё вернулось на круг, и Распятый над кругом висел.
Странным образом, но логика Поэта намного весомее и убедительнее стихов Откровения: ограниченное пространство с исчерпывающим перечнем удовольствий и невозможностью поделиться увиденным с близкими людьми – ещё тот рай…
Я видел!!!
Четыре месяца я ходил по периметру Нового Иерусалима (конечно, внутрь меня не пустили).
Заглядывал через Его прозрачные Стены из лунного камня, отшлифованные до степени светопропускной способности обычного стекла.
Видел мощёные златом высшей степени очистки Улицы.
Будто под лупой разглядывал узоры на каждом из Его Оснований. Восторгался величиной жемчужин на Его двенадцати Вратах.
Всё, что мне позволили увидеть – я увидел, что позволили пощупать – пощупал.
«Я остаюсь! Я остаюсь, чтобы жить»…
Но если бы открылись Врата и мне предложили войти, чтобы остаться, я бы ответил отказом, ибо возможность пространственного перемещения и самостоятельного формирования собственного окружения – первые и основные ощущения свободы!
Отними их – и никакие удовольствия и блага не «замылят глаз» от перпендикулярного пересечения прутьев «золотой клетки». Даже если они отшлифованы до степени светопропускной способности обычного стекла…
И за дерзость эту Агнец, надеюсь, меня простит…
И погнал я коней прочь от мест этих гнилых и зяблых.
Кони просят овсу, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Для тебя я везу: ты меня и из рая ждала!..
Список использованных источников и литературы здесь
Формирование замысла пришлось на день Венеры, тридцатое число марта 2012 года, 18:26, GMT+4, Москва (Центр);
Начато в день Юпитера, двенадцатого числа апреля 2012 года, 16:31, GMT+4, Москва (Центр);
Закончено в день Юпитера, девятого числа августа 2012 года, 10:18, GMT+4, Рамонь Воронежской области.
PS через оборот Юпитера: ровно через двенадцать лет после окончания работы (как раз оборот Юпитера) на просторах Сети посчастливилось обнаружить показательную притчу следующего содержания:
«Умер человек. Его пёс рядом лёг и тоже умер. И вот душа человека стоит перед золотыми вратами и рядом – душа собаки. У ворот – привратник.
- Что это за место? – спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер. Теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
- А там есть вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
- А поесть дадут?
- Всё, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя, - сказал привратник, указав на табличку «C собаками вход воспрещён!» – Её придется оставить здесь.
Не вошёл человек в эти врата, прошёл мимо. Идут они дальше, видят вторые врата, на которых ничего не написано, только рядом старец сидит.
- Простите, уважаемый…
- Петр я.
- А что за этими воротами?
- Рай.
- А с собакой можно?
- Конечно!
- А там, раньше, что за врата были?
- В Ад. До Рая доходят только те, кто не бросает своих друзей».
Такая вот незатейливая притча. Спустя двенадцать лет по окончании работы.
А выводы? Выводы делайте сами…
[1] Последнее время во всех источниках фразу упорно «причёсывают» на «однообразно, как в строю», в то время, как в рязановском «Вокзале для двоих» отчётливо слышится именно первоначальный авторский вариант, именно этот