Друзья Высоцкого
А сейчас обратимся к 11-му дому гороскопа Высоцкого, где рассмотрим возможность получения государственных званий Высоцкого, наград и премий, как «преимуществ от короля», и друзей Высоцкого.
Причина отсутствия звания
Применив вышеизложенное о Сатурне в Овне Высоцкого, остаётся только удивляться маниакальному желанию Высоцкого иметь «медальку» в виде званий заслуженного или народного артиста РСФСР или СССР равно как номинации и статуса лауреата какой-либо премии, вручаемой Кремлём.
Нет, желание-то Высоцкого как раз хорошо объяснимо – Сатурн, управитель 11-го дома, всё же в Асценденте расположен: государственное признание однозначно усилило бы личную харизму Высоцкого!
Но его злотворное расположение в «анти»-Хайзе – гарантия «дырки от бублика», а не премий государственных и наград с почётными званиями в придачу…
«Душок» друзей Высоцкого
И о друзьях Высоцкого. Если переложить сатурнианские эманации на дружеское окружение Высоцкого, картина рисуется совсем «пасмурная», «грозовая». Друзья-то у Высоцкого были, что называется, «с душком».
Так, сама по себе актёрская среда, с её злопыхательством, завистью и соперничеством за главные роли и влияние на Зрителя, мягко говоря, формированию и поддержанию крепких дружеских связей способствует слабо.
Поэтому искать истинных друзей Высоцкого в кинематографических и театральных кругах – дело глупое и неблагодарное. Гении, как и медведи в берлоге, как правило, совместно не уживаются. Особенно, когда один – действительно гений, а второй – тупо наделил себя этим качеством…
«Липовых» друзей узнаешь по «воспоминаниям»
Помнится, в конце июля – начале августа 1980 года отец, явно не соотнеся моего возраста с подаваемой информацией (к чему, к слову, я потом привык), многозначительно произнёс:
«Именно сейчас станет понятно, кто Высоцкому – друг, а кто – «а так». Вторые сейчас просто зафонтанируют воспоминаниями «о Володе», а первые, как и положено, останутся в стороне…»
Тогда я опять не понял логики – должно же быть совсем наоборот. Сейчас же пазл сложился.
Истинные друзья Высоцкого
С высоты прожитых лет меня уже не удивляет, что истинных, настоящих друзей Высоцкого не встретить на вечерах памяти. Литературными воспоминаниями о жизни «рядом с Высоцким» друзья Высоцкого тоже не оскандалились.
Дружба Высоцкого с Шемякиным, Барышниковым, Енгибаровым, Далем, Ливановым, Бортником, Дыховичным, Ольбрыхским стала мне известна много позже, что несказанно удивило.
Также как то, что Всеволод Абдулов, персонажа которого в «Место встречи изменить нельзя» Жеглов так эпично «оттаскал на хуях», оказался другом Высоцкого «ближнего круга».
Одним словом, поименованные Влади [66] лица:
«За исключением некоторых – Демидовой, Золотухина, Шацкой, Филатова, Дыховичного, твоих друзей, - все кусали себе локти от зависти и всячески портили тебе жизнь»
- не «замарались» и позже. Золотухина, разве что на старости лет понесло…
«Ближний круг» друзей Высоцкого
Отдельные вопросы, конечно, вызывают люди «ближнего круга», особенно, последнего года жизни Высоцкого. Кто они? Насколько был широк этот круг? Насколько социален был сам Высоцкий в свой последний год?
У Перевозчикова в «Правде смертного часа» [64] опять исчерпывающая информация:
«В.И. Туманов рассказывал, что Высоцкий со многими «раздружился» и даже стал нелюдимым…
По мнению В. Янкловича, Высоцкий окружил себя немногими людьми, которым полностью доверял…
Поимённый перечень друзей Высоцкого
Попробуем определить этот круг доверенных людей… Школьные друзья по Большому Каретному уже далеко – у всех давно другая жизнь…
Из друзей Высоцкого последних лет часто бывают на Малой Грузинской Вадим Иванович Туманов, Валерий Павлович Янклович, Всеволод Осипович Абдулов.
Владимир Шехтман становится одним из самых доверенных людей.
Личные врачи
Из врачей Высоцкий полностью доверяет двум: Анатолию Федотову и Игорю Годяеву, они часто бывают у него дома.
Гораздо реже бывают, но тоже пользуются большим доверием и авторитетом Леонид Сульповар и Олег Филатов…
Из близких женщин – одна Оксана:
«Друзья приходили… Попить чайку, посмотреть журнальчики… А когда Володе было плохо, сразу же звонили мне: - Немедленно приезжай!»
Возможно, так бывало не всегда – «доставалось» и Янкловичу, и другим…
А также по друзьям Высоцкого…
Периодически в доме бывали А. Штурмин, Бабек Серуш, А. Бальчев, В. Нисанов (фотохудожник, сосед по подъезду, в последние два месяца бывал особенно часто).
Разумеется, часто бывала Нина Максимовна Высоцкая, которая помогала, чем могла…
Из театральных
А театр? Тесные дружеские отношения с Золотухиным закончились в 75-м году; примерно в этом году – ссора с Дыховичным, точнее, резкий уход Дыховичного; со Смеховым отношений никаких… Остается Иван Бортник, но с ним ссора в последний год…
И. Бортник: «И всё-таки мы поссорились, примерно за год до его смерти. Не по-крупному, но поссорились – обычные дела между друзьями. И я считал себя виноватым, но подойти, сказать – как-то не получалось. Гордость заела».
В Театре на Таганке «нормальные» отношения с А. Демидовой, Д. Боровским, Л. Филатовым…
А в остальном…
Александр Стернин – фотограф театра – рассказывал мне, что перед «Вишневым садом» Высоцкому регулярно расстраивали гитару. «Володя говорил:
- Ну вот опять! И кому это надо?!»
Известный факт: пятилетие театра, на экране любительские кадры – всех узнают, смеются… На экране Высоцкий – в зале гробовая тишина.
Этот эпизод знают многие, но практически никто не знает, что у Высоцкого на глазах были слезы, когда он рассказывал об этом Володарскому…
Кто был рядом?
Ещё одна точка зрения на друзей Высоцкого Артура Сергеевича Макарова – на Малой Грузинской он появляется редко, но всё же бывает:
«В последние годы из-за своей болезни, скажем так, Володя был окружен людьми другого – особого – рода. Наверное, каждый из них был хорош для него и нужен…
Но Володя отлично знал им всем цену… Все это я понял, когда познакомился с людьми, которые окружали его в последние годы жизни…
Хотя Годяева Игорька я уже знал хорошо и хорошо к нему относился.
Я высоко ценю знакомство с Валерием Янкловичем. Считаю, что этот человек искренне любил Володю, в отличие от многих других. Он действительно помогал Володе жить и старался быть ему полезным…»
В. Янклович: «Вот я думаю, почему этот узкий – ближний круг? Поэтов и писателей он сторонился… И практически ни с кем не чувствовал себя свободным, даже с нами…»
И вот к друзьям Высоцкого его «ближнего круга» основные вопросы, на которые ответов нет…
Почему бездействовали друзья Высоцкого?
Высоцкий из-за своей зависимости с каждым днём все более «погружается в бездну». Это уже очевидно всем и каждому. Почему друзья Высоцкого не пытались помочь? Не пытались?!!
В «Правде смертного часа» [64] вспоминает Анатолий Федотов:
«А последние год-полтора Володя потерял контроль, перестал контролировать себя… Уже не мог обходиться без этого…
И когда не было лекарства, лежал вялый, мрачный, иногда – злой… Уходил «в пике»… Это были тяжелые периоды…
Было такое ощущение, что у Володи отсутствует инстинкт самосохранения. Конечно, мы пытались говорить:
- Володя, да брось ты это дело!
- Не лезьте! Это не ваше дело…
Убедить его было невозможно – однажды я попытался… Он меня просто выгнал из дома… Правда, через день позвонил:
- Толян, не обижайся… Чего не бывает между друзьями… Приезжай!
Мог и выгнать
Однажды так распсиховался – всех разогнал…
- Да пошли вы все из моего дома! Чтобы больше никого здесь не видел!
А потом сам начнет извиняться: очень переживал, если кого-то обидел. В сути своей Володя был очень добрым…
Туманов несколько раз при мне ему говорил:
- Володя, надо кончать… Ты же писать хуже стал… Чем такая жизнь – лучше броситься с балкона!
Очень тогда ругался с ним… Вадим, конечно, мог повлиять, но он же постоянно не жил в Москве – появлялся налетами…»
Поэтому обвинять друзей Высоцкого в легкомыслии в корне неверно.
Вспоминается мощный эпизод из «Высоцкий. Спасибо, что живой». Несмотря на то, что это – художественное произведение, качества друзей Высоцкого в нём отражены предельно!
«Отвернутся – значит, не любили»
Высоцкий, закатывая рукав, демонстрирует Бехтееву, сотруднику КГБ Узбекской ССР, сгиб левой руки, на котором отчётливо прослеживаются гематомы от внутривенных уколов…
Бехтеев: Да Вы хоть понимаете, что Вы делаете? Ладно, тюрьма – пережить можно. Но это же (вытряхивает содержимое коробки; ампулы беспорядочно раскатываются по столу) – мерзость!.. Все отвернутся. Даже самые близкие…
Высоцкий (задумавшись): Отвернутся, значит не любили… А вдруг не отвернутся?..
Верность!
Друзья Высоцкого – не отвернулись. Поэтому огульно обвинять друзей Высоцкого в малодушии и безволии неэтично.
Но и высокая духовность – не качество друзей Высоцкого тоже. Применять духовность как качество друзей Высоцкого к этим людям вряд ли целесообразно.
«Убивающая» жалость
Всё – опять же от двойственной природы Сатурна в Овне Высоцкого.
Здесь и его сила по достоинствам: иначе друзья Высоцкого могли действительно отвернуться и разбежаться, и его «злость» по секте: фактически поиском новых доз и потаканием алкогольным слабостям друзья Высоцкого приближали кончину Поэта.
Помимо «анти»-Хайза, зловредности по секте, ещё одна «беда» Сатурна в Овне Высоцкого – в отсутствии аспектов.
Нет аспектов!
Как уже пояснялось выше, Сатурн не формирует кажущейся конъюнкции с Марсом, тринов к Луне в Скорпионе и Плутону в Раке, выделяемых «бездушными» компьютерными прогами.
Так, фактически Сатурн уже пересёк Рыбы и располагается в первых градусах Овна, то есть обладает иной энергетикой, чтобы презюмировать и конъюнкционную связь с Марсом, и тригональную связи с Луной и Плутоном.
Были бы эти связи, а особенно тригональные (!), так в запои и наркотические «трипы» (описания см. выше) Высоцкий бы не уходил…
Основная трагедия Высоцкого
В заключение – несколько соображений о стеллиуме Солнца, Венеры и Юпитера в 12-м доме.
Учитывая, что Юпитер при этом управляет Асцендентом и 10-м домом, эта «триада» - одно из важных генитурных мест гороскопа Высоцкого, с которым может соперничать разве что восхождение Фомальгаута…
В первую очередь, как ключевая роль Высоцкого в кинематографе СССР – капитан Жеглов в «Место встречи изменить нельзя», так на театральных подмостках – «Гамлет».
Энергетика шекспировского героя «легла» на Высоцкого лекально. Обратимся к мнению Влади [66], где энергетика 12-го дома гороскопа Высоцкого буквально «выпирает, как шило из мешка»:
Высоцкий = Гамлет!
«Всю свою жизнь ты разыгрывал некое тихое помешательство, чтобы скрыть глубокий внутренний разлад. Ты каждый день маскировал отчаяние шутками, которые обезоруживали чиновников и близких тебе людей, иногда устававших от твоих невероятных выходок.
Их останавливало в критический момент одно твое слово – разглаживались морщины, и люди вновь обретали мужество и терпение.
В армейской среде, где ты вырос, учат мужеству, но не учат восставать против зазубренных идей – такие вещи здесь просто немыслимы.
Твое мужество тем более велико, что никто тебя не поддерживает – твои близкие отказались от тебя, мучают тебя и предают. И твои стихи, полные скрытого смысла, здорово их раздражают.
Гамлет не станет играть на инструменте, на котором не умеет играть. Тебе предлагают говорить то, что от тебя хотят услышать. Ты отказываешься и только громче кричишь свою правду.
Картина, остающаяся после спектакля – это страшный жестокий бой. Конечно, исход смертельный, но прежде всего это победа истины».
Трагедия Высоцкого в СССР
Во-вторых, это настолько предельное описание личной трагедии Высоцкого в СССР, какое может высказать только очень близкий человек, перед которым Высоцкий раскрылся «без остатка», только любящая женщина [66]:
«Но после первой поездки за границу у тебя появляется чувство разочарования, отчаяния оттого, что и здесь ты не нашел решения проблемы.
И уже практически ничто не в силах сдерживать твоих разрушительных импульсов. В этом и заключается парадокс, невообразимый для нормального здорового человека: имея, казалось бы, все, ты буквально тонешь в отчаянии.
И на Западе свободы нет!
Довольно быстро выясняется, что возможность выехать из СССР ничего не решает, лишь убыстряет падение.
Пьяных загулов, которые время от времени можно себе позволить вМоскве, на Западе не понимают, во всяком случае, в тех кругах, где мы обычно бываем.
И за подобную выходку наказание здесь гораздо более жестоко: потеря уважения, работы, права общаться с людьми. И это может показаться странным, но на Западе ты связан ещё крепче, чем дома…
Человек, живущий в тоталитарном государстве, неловко чувствует себя даже в собственной шкуре. Он надеется найти на Западе окончательное разрешение всех проблем и избавиться от своих страхов.
И вдруг понимает, что сам по себе Запад ничего не изменит в его жизни – у него лишь возникнет множество неведомых доселе обязанностей.
Прибыль – это главное, эгоизм – закон жизни, и ужаснее всего то, что сам он здесь – никто и ничто. И ко всему прочему существует языковой барьер. Для поэта это смертельно.
Ты словно стоишь двумя ногами на разных континентах, а они все дальше отходят друг от друга.
Идеолого-географическая полярность
У тебя дома, в СССР, тебя понимают. Ты не признан официально, но зато любим публикой.
Во Франции и вообще за границей ты всего лишь иностранец, в лучшем случае – любопытное существо, приводящее в восторг на вечеринке, или даже просто муж известной актрисы.
Ты можешь делать все, что угодно, ходить куда угодно, как и всякий другой, только надо соблюдать два обязательных правила: иметь деньги и быть интересным для окружающих.
Но после концертов на переполненных вопящих стадионах приятно ли видеть триста человек в зале – в основном советских дипломатов и изучающих русский язык?
И как выжить при постоянной бдительности жены, друзей и постоянной необходимости контролировать свои поступки?
«Утопии нет нигде»
Счастлив ты бываешь всего несколько дней, и вот тебя уже снова раздирают противоречивые желания.
Дни начинают тянуться невыносимо долго, ты, наконец, с облегчением возвращаешься в Москву, но, как только проходит радость встречи с городом, с театром, с публикой, у тебя снова появляется непреодолимое желание уехать…
И повсюду ты чувствуешь себя изгнанником.
Ты не можешь жить ни поднадзорно-свободным в Москве, ни условно-свободным на Западе. Ты выбираешь внутреннее изгнание. Шаг за шагом ты покидаешь сам себя.
Стоило ли открывать «ящик Пандоры»?
С течением лет мы всё чаще задаем себе вопрос, хорошо ли я сделала, что помогла тебе выехать? Ответ в твоем последнем стихотворении: «Я жив, двенадцать лет тобой храним».
Твои стихи этого времени все же питаются опытом заграничных поездок…
В тридцать лет ты был талантливым человеком, автором нескольких красивых песен. В сорок два года – ты Поэт, оставивший человечеству свое творчество».
Новый вектор
Теперь, когда очевидных расхождений между предлагаемым к исследованию гороскопом Высоцкого и обстоятельствами его жизни не обнаружено – двигаемся дальше.
Но с исследованием обстоятельств кончины Поэта пока повременим. А остановимся… на пересечениях жизненных путей Высоцкого и … ни много ни мало… Есенина!