Братья Христа
Суждения Вильяма Лилли
Говоря о братьях и сёстрах, Мастер отмечает, что «тот, кто желает судить, в общем, о братьях и сёстрах, должен строить своё предположение в особенности на натальной карте рождённого первым,
ибо она лучше всего показывает число братьев и сестёр, которые появятся после его рождения».
В гороскопе Иисуса именно первородство – краеугольный камень преткновения в оценке братьев Христа.
Братья Христа по Матфею и Марку
Так, по поводу братьев Христа и Его сестёр синоптики сообщают.
Матфей: «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын?
не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?» (Мтф, 13:54-56).
Марк: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем» (Мрк, 6:3).
4 брата, более одной сестры
Как итог, два евангелиста свидетельствуют о наличии четырёх братьев Христа и даже называют их имена: Иаков, Иосия, Симон и Иуда, а также говорят, что у Христа были сёстры, то есть, как минимум две, не называя их имён.
Вместе с тем, по канонам непонятна: 1) степень родства братьев Христа и Его сестёр с Иисусом (единоутробные, либо сводные, либо двоюродные, троюродные и других степеней родства); 2) степень первородства (кто из братьев Христа младше, а кто старше).
Братья Христа по апокрифам
Апокрифы же по братьям Христа и вовсе окончательно «путают следы».
Так, Первоевангелие Иакова [53] словами Иосифа сообщает, что на момент передачи ему Марии, у него уже были дети, то есть, как минимум, двое (глава IX).
Аналогично глава XVII свидетельствует, что в Вифлеем на перепись Иосиф шёл, чтобы «записать сыновей своих», коих у него получается, как минимум, двое, а также в дороге его сопровождал Симон (главы XVII, XVIII).
Братья Христа по Евангелию детства
Евангелие детства [53] в главе XXXIV сообщает нам, что «в это время Иаков и Иосиф вывели из дома младенца Иисуса», то есть: во-первых, однозначно относит Иакова к старшим братьям Христа.
Во-вторых, не исключает ситуации, что Иосиф здесь – не отец Иисуса, но ещё один из старших братьев Христа, Иосий, по синоптикам.
Глава XLII же конкретизирует, что Иаков был «сыном Иосифа», вероятно, от первого брака.
Глава VIII Книги о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя [53] аналогично Первоевангелию Иакова [53] также сообщает, что у Иосифа до вручения ему Марии были сыновья.
«Отцы церкви» о братьях Христа
Ориген первый из церковных писателей говорит о детях Иосифа от первой жены.
Св. Епифаний приписывает ему шестерых: четырёх сыновей – Иакова, Иосифа, Симона, Иуду, и двух дочерей – Саломею и Марию.
Ипполит Фиванский называет сыновей также, а дочерей – Эсфирью и Фамарью.
Софроний называет троих, и одна из них именуется Саломеей, как и её мать; другие писатели называют женой св. Иосифа некую Escha, а Гельвидий приписывает Иосифу четырёх сыновей и неопределённое число дочерей.
Иисус о братьях и сёстрах
Наконец, Книга Иосифа Плотника (Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, переданное своим апостолам) [53], ведущее повествование от имени самого Христа, в главе II сообщает:
«Он (Иосиф Обручник) занимался также ремеслом плотника и, по обычаю всех людей, взял себе жену (по преданию, её звали Саломия, она была дочерью Аггея, брата Захарии, отца Иоанна Предтечи; Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии).
И он имел от неё сыновей и дочерей, а именно: четырёх сыновей и двух дочерей. И имена сыновей его: Иуда, Юст, Иаков и Симон. Имена двух дочерей Ассия и Лидия».
Судьба братьев Христа
Иными словами, всех известных синоптикам братьев Христа и Его сестёр этот апокриф относит к детям Иосифа от первого брака с Саломеей.
Далее, в главах X-XI апокриф конкретизирует, что на момент достижения Иосифом возраста ста одиннадцати лет «Юст и Симон, старшие сыновья Иосифа, взяв жён, ушли в домы свои, и две дочери его также вышли замуж и удалились в домы свои.
И остались в доме Иосифа Иуда и Иаков Младший и Дева Мать Моя».
Единоутробных братьев не было!
Резюмируем. С учётом непорочного зачатия и наличия у Иосифа детей от первого брака, получается, что единоутробных и даже единокровных родственников у Иисуса не было, а все поименованные синоптиками братья Христа и Его сёстры – так, «седьмая вода на киселе»…
Что же, тем интереснее будет анализировать сферу 3 дома.