Причина аварии Цоя
Резкий выворот руля?
Иными словами, по версии Э.К. Ашмане, Виктор Цой, мирно спавший за рулём «Москвича», неожиданно на короткое мгновение пришёл в себя, быстро оценил обстановку и, дабы вписаться в правый поворот либо беспрепятственно пройти ограждение мостика, попытался вернуть авто с правой обочины дороги.
Однако за счёт большой скорости, лимита времени на подготовку маневра и незначительность водительского стажа слишком резко вывернул рулевое колесо влево, отчего «Москвич» вынесло на встречную полосу, где он и столкнулся со следующим навстречу «Икарусом».
Таким образом, причиной аварии Цоя, по версии Э.К. Ашмане, является резкий выворот Цоем руля «Москвича».
Касание ограничительного столбика?
Другой причины аварии Цоя придерживается официальное расследование:
«… автомобиль «Москвич-2141» допустил касание столбика ограждения моста, именно после этого пошел юзом, и его выкинуло на встречную полосу под колеса «Икаруса-250», а затем, после столкновения с автобусом, отбросило обратно – к перилам моста».
По этой версии Виктор Цой, не приходя в сознание, на крейсерской скорости, «со всей дури», влетел на мостик через Тейтупе, но столкнулся со столбиком ограждения.
После этого удара неуправляемый «Москвич» вынесло на встречную полосу, где ему навстречу следовал бедолага «Икарус»… После столкновения «Москвич» отбросило обратно, к перилам моста.
Таким образом, причиной аварии Цоя, по официальной версии, является касание «Москвича» Цоя столбика ограждения на мостике через речку Тейтупе.
Роковая причина аварии Цоя
На авторский взгляд, верна вторая версия причина аварии Цоя, официальная: физической причиной аварии Цоя от неконтролируемого движения «Москвича», в результате воздействия которого он и оказался на встречной полосе, под колёсами «Икаруса», явилось касание ограждения мостика!
Это – как облачко пороховых газов, видимое очевидцами, от выстрела Маяковского.
Как каталептическое окоченение локтевого и кистевого сгибов правой руки Есенина.
Как отравление Высоцкого хлоралгидратом.
Это – тот самый «лакмус», который ставит все точки над «ё» в вопросе причины аварии Цоя!
Виды автомобильных столкновений
Попробуем обосновать авторскую убеждённость в вопросе причины аварии Цоя.
Сначала о видах столкновений, среди которых выделим:
- лобовое столкновение / переднее столкновение под прямым углом;
- переднее угловое столкновение = переднее угловое правое столкновение / переднее угловое левое столкновение, не являющееся лобовыми столкновениями под прямым углом, например, столкновение правой или левой фарой;
- и касательное столкновение.
Разберём этимологию автомобильных повреждений и последствия таких столкновений, а также их соотносимость с причиной аварии Цоя.
Лобовое столкновение
При лобовое столкновении дальнейшее инерционное движение автомобиля, в частности юзом, исключается в принципе.
Передний бампер автомобиля при лобовом столкновении будто «обнимает» препятствие. Такой эффект обеспечивается вдавлением преградой места лобового столкновения внутрь относительно салона автомобиля.
В аварии Цоя последствия лобового столкновения, очевидно, не прослеживаются.
Наоборот, после столкновения «Москвич» Цоя пошёл юзом и вылетел на встречную полосу, где и столкнулся со следующим встречным курсом «Икарусом».
Переднее столкновение
Переднее столкновение, не являющееся лобовым столкновением, например, столкновение передней правой или передней левой фарой. Немного сложнее, но тоже не «бином Ньютона».
При переднем столкновении под углом инерционному движению юзом подвергается задняя часть автомобиля.
При переднем столкновении правой фарой автомобиль «закручивается» вокруг препятствия по часовой стрелке, при переднем столкновении левой фарой – соответственно против часовой.
В аварии Цоя последствия переднего столкновения под углом прослеживаются только при столкновении «Москвича» Цоя с «Икарусом». Однако авторская задача – обнаружить «прапричину» этого переднего столкновения «Москвича» и «Икаруса»; какое обстоятельство «вытолкнуло» «Москвич» Цоя на полосу встречного движения.
Если презюмировать, что «Москвич» столкнулся со столбиком моста передним столкновением левой фарой, его заднюю часть должно было «закрутить» аккурат в Тейтупе и на встречную полосу никак бы не вынесло.
Если презюмировать переднее столкновение со столбиком моста правой фарой, заднюю часть «Москвича» Цоя, действительно, потащило бы юзом на встречную полосу.
Однако тогда сокрушающий удар «Икаруса» пришёлся бы, либо строго в левый борт, либо вообще в заднюю часть «Москвича»: за счёт инерционного вращения именно они должны были «встать под удар» «Икаруса».
Касательное столкновение
Однако официальное расследование рисует картину именно касательного столкновения:
«Передний бампер «икаруса» прошел по капоту «москвича» прямо в салон, руль со стороны водителя был погнут, сиденья сбиты, разломан щиток передней панели.
При осмотре установлено, что удар был слева направо (? – повторимся, прямое противоречие патологоанатомическому заключению; здесь, возможно, описка В. Калгина, верная редакция «справа налево» – Ломов), спереди назад.
Приборная панель машины въехала в передний ряд кресел, прижав водителя к сиденью…»
В аварии Цоя
Такие поражения обусловлены только неким предыдущим касательным столкновением.
В основу схематики касательного столкновения взят «принцип бильярдного шара», который и отражён на приведённой схеме, где биток (шар с красной стрелкой, ближний к зрителю) – «Москвич» Цоя, красная линия – его траектория, а прицельный шар (дальний от зрителя) – опорный столбик моста.
Место касания
По схематике касательного столкновения касание «Москвичом» Цоя мостового столба произошло, вероятнее всего, правым передним крылом, в диапазоне от правой фары до передней пассажирской двери.
Только в этом месте точка касательного соприкосновения может дать эффект, соответствующий описанию.
Если бы касание произошло иной точкой поверхности правого борта, это бы дало эффект юза задней части «Москвича» тем сильнее, чем ближе к задней части пришёлся бы удар.
А тогда эффект был бы аналогичным переднему столкновению правой фарой: сокрушающий удар «Икаруса» пришёлся бы либо строго в левый борт, либо вообще в заднюю часть «Москвича» – за счёт инерционного вращения именно они должны были «встать под удар».
Косвенное доказательство удара
Косвенным подтверждением версии касания «Москвича» мостового столбика является и следующая уникальная фотография, обнаруженная на просторах Сети.
Во-первых, она цветная, а это применимо к событиям минувшей четверти века – неоценимая удача:
большинство свидетельств фотографического толка 1990 года монохромны, как правило, низкого качества и не в полной мере отражают подробности пейзажа и обстоятельств ДТП Цоя.
«Архитектурное соответствие»
Во-вторых, вряд ли это поздняя подделка либо имитация.
Так, само по себе архитектурное решение повреждённого ограждения в полной мере соответствует «канону», которое и после аварии, и в сегодняшних реалиях выглядит следующим образом.
Наконец, в-третьих, это – то самое ограждение, тот молчаливый свидетель ДТП Цоя, которого коснулся «Москвич» Цоя, перед тем, как его вынесло на встречную полосу.
Почему автор так в этом уверен? Вдруг в это ограждение въехал «Икарус» после столкновения с «Москвичом» Цоя?
Не «Икарус»!..
Отнюдь. По схеме ДТП Цоя:
«Икарус-250» (госномер 05–18 ВРН) стоял с левой стороны моста, уткнувшись передом в речку.
Водитель автобуса Янис Карлович Фибикс, 1946 года рождения (за рулем с 1970 года), отделался легкими ушибами и не пострадал.
По его словам (кстати, подтвержденным следствием), чтобы избежать столкновения, он попытался сам выехать на обочину, но скорость легковой машины была слишком велика.
Удар оказался столь силен, что громоздкий, тяжелый автобус отбросило под углом 45–50 градусов в сторону, и он съехал передними колесами в речушку Тейтупе».
Вот! Очевидно, что до ограждения моста по своей стороне «Икарус» даже не доехал, поэтому и не мог повредить его физически.
Это – удар «Москвича»!
Следовательно, повреждённое ограждение на фото было разрушено ударом «Москвича» Цоя.
Однако прямым доказательством официальной причины аварии Цоя признавать фотографию вряд ли правомерно – только косвенным. Так, к сожалению, в материалах ДТП Цоя не нашёл отражения факт повторного удара.
В частности, «… автомобиль «Москвич-2141» допустил касание столбика ограждения моста, именно после этого пошел юзом, и его выкинуло на встречную полосу под колеса «Икаруса-250», а затем, после столкновения с автобусом, отбросило обратно – к перилам моста».
Двойной удар? Рикошет?
Мог «Москвич» Цоя столкнуться с ограждением дважды, до столкновения с «Икарусом» и после, когда его «отбросило обратно – к перилам моста»?
Равно как могли повреждения ограды образоваться от рикошетного удара, когда «Москвич» Цоя после столкновения с «Икарусом» отбросило обратно к перилам мостика?
Ответы нужно искать в материалах ДТП, а они скупы: за минувшую треть столетия опубликовать их почему-то никто не сподобился.
Если касания столбика не было…
Кроме этого, заслуживает внимания и частная версия следователя Эрики Ашмане о том, что «Москвич» Цоя влетел на мостик, не встретив какого-либо препятствия.
Хотя, направив «Москвич» на встречную полосу, Цой мог столкнуться с «Икарусом»:
- и «в лоб» (если маневр только что закончен). Однако тогда заброс «Москвича» к перилам моста невозможен: лобовое столкновение отбросило бы его обратно по ходу следования «Икаруса» и оставило бы на полосе встречного движения;
- и правой фарой (если маневр ещё не закончен). И травмы Цоя, и последствия столкновения указывают как раз на этот вариант: «Москвич» отбросило обратно на полосу, с которой осуществлён въезд на встречку;
- и левой фарой (если по завершении маневра «Москвич» уже стал уходить от встречного столкновения с «Икарусом»).
Этот вариант противоречит травмам Цоя, описанным в патологоанатомическом заключении, согласно которого «травмирующая сила воздействовала спереди назад и справа налево (!)».
Этимология удара Цоя
Наконец, последний, этап аварии Цоя. Непосредственно удар, момент столкновения «Москвича» Цоя с «Икарусом», этимология его повреждений и сопутствующих травм водителя – Виктора Цоя были подробно рассмотрены ранее.
Теперь обстоятельства аварии Цоя предельно информативны.
Можно переходить к версиям причин смерти Виктора Цоя, которые, конечно, ничего общего с его травмами, рассмотренными ранее, не имеют…