Балет «Светлый ручей». История триумфа и краха
Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76


Балет «Светлый ручей». История триумфа и краха

«Балет, с которым приключилась беда», - так обозначил трагедию «Светлого ручья» бывший худрук балета Большого театра Алексей Ратманский.

Как и почему спектакль, пользующийся народной любовью и собирающий зрительские аншлаги, в одночасье был разгромлен официальной критикой?

Кто стоял у истоков его создания и какова дальнейшая судьба его авторов? О чём этот балет? Когда и при каких обстоятельствах «Светлый ручей» был представлен почтенной публике? Какие причины, включая метафизические, послужили основаниями гонений?

Наконец, в чём главная культурологическая ценность опального шедевра? Настоящее исследование пытается дать исчерпывающий ответ на поставленные вопросы. 

Балет «Светлый ручей». История триумфа и краха© Герман Ломов, 2012

Версия для печати

Помогающей другим становиться лучше…

 

Ужасный век, ужасные сердца!

А.С. Пушкин, «Скупой рыцарь»

 

Грубый век, грубые нравы. Романтизьму нету,

не дают человеку спокойно… жить!

Л.И. Гайдай, «Не может быть!»

 

  Я не люблю себя, когда я трушу,

  Досадно мне, когда невинных бьют.

В.С. Высоцкий, «Я не люблю»

Балетоман я тот ещё. По мне что «Баядерка», что «Сильфида» - один… в общем, овощ. Что можно ждать от пацана с рабочей окраины пусть даже третьего города страны? Главное обстоятельство, повлиявшее на моё личностное развитие – та самая «рабочая окраина» – точнее и не сказать. До недавнего времени я вообще считал, что «хореография» от слова «хор»…

Почему предмет исследования – опальный «Светлый ручей»?

Но драматическая история триумфа и краха последнего балета Шостаковича – «Светлый ручей» – меня просто ошеломила!.. Своей несправедливостью, своим нелепием, абсурдом и фарсом, которые только и могли произойти во времена «культа личности».

В сегодняшних реалиях такое даже представить себе невозможно. И уж, казалось бы, о бесчинствах сталинского режима исписаны тысячи трудов, как художественного, так и документального толка, но индивидуально-персонифицированная трагедия, тем паче трагедия Художника, всегда воспринимается наиболее остро.

И, конечно же, для оккультиста неприемлемо никакое объяснение случившегося причинно-следственными связями или ещё хуже слепой волей случая. Он воспримет только метафизический контекст. Такая вот особенность пралогического мышления…

Поэтому, безусловно, краеугольный камень настоящий работы – размышления о пользе элективных гороскопов, иными словами карт, связанных с выбором оптимального времени наступления какого-либо планируемого события.

Неоспоримая роль либретто

Но «начнём с начала», каковым для любого художественного произведения является его автор (авторы). 

Обыватели часто спорят, что предшествует созданию песен – слова или музыка. В балете, как одном из видов, пожалуй, самого консервативного вида искусства, «в начале было» либретто. Оно – тот скелет будущего произведения хореографии, на который наслаивается всё остальное, его костяк.

Авторство либретто «Светлого ручья» принадлежит Адриану Пиотровскому и Фёдору Лопухову. Для людей, далёких от «балетных опер», эти имена не скажут ничего.

Тем интереснее посмотреть, что за люди стояли у истоков создания опального балета. Действительно ли это мастера и корифеи или, что называется, «зашли с улицы» и «слабали невесть что», за что и получили заслуженную оплеуху? 

Адриан Пиотровский

Балет «Светлый ручей». История триумфа и краха

Итак, согласно Википедии [1] Пиотровский Адриан Иванович – русский и советский переводчик, филолог, драматург, литературовед, театральный критик, киновед, художественный руководитель киностудии «Ленфильм».  Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

Родился, по одним данным, в Вильно, по другим – в Дрездене, вне брака у Веры Викторовны Петуховой от известного филолога-классика Ф.Ф. Зелинского. Был усыновлён тёткой Евгенией Викторовной Пиотровской и её мужем Иваном Осиповичем Пиотровским, от которых получил фамилию и отчество.

Учился в знаменитой немецкой гимназии Петришуле (1908 – 1916). Окончил отделение классической филологии филологического факультета Петроградского университета (1916 – 1923). Ещё в студенческие годы Пиотровский выступал в качестве переводчика древних авторов.

Пиотровским с древнегреческого переведены элегии Феогнида, все сохранившиеся комедии Аристофана, все сохранившиеся трагедии Эсхила, «Царь Эдип» Софокла, «Ипполит» Еврипида, «Третейский суд» Менандра; с латинского –  «Сатирикон» Петрония, комедии Плавта, «Книга лирики» Катулла.

В 1924 году он возглавил художественный отдел ленинградского Губполитпросвета и руководил художественной самодеятельностью города, с того же года – директор Государственного института истории искусств, где вел курсы по истории античного театра и социологии искусства.

Также в 20-30х годах Пиотровский был занят организаторской культурной работой, выступает как исследователь искусства, драматург, либреттист.

Был заведующим литературной частью Большого драматического театра, Ленинградского ТРАМа, Малого оперного театра. В 1928 – 1937 годах был художественным руководителем Ленинградской фабрики «Совкино» (позже студия «Ленфильм»).

Однако… Не похож «товарищ» Пиотровский на проходимца… 

Фёдор Лопухов 

Балет «Светлый ручей». История триумфа и краха

Его соавтор по либретто балета «Светлый ручей» – Лопухов Фёдор Васильевич. Согласно Википедии [2] русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР (1956), заслуженный балетмейстер РСФСР (1927).

Закончил Императорское Театральное училище и с 1905 года принят в труппу Мариинского театра, где проработал артистом балета до 1922 года.

Художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра (ГАТОБ, театр оперы и балета им. С.М. Кирова) в 1922 – 1931, 1944 – 1946 годах и 1955 – 1956 годах.

Жизнь и творчество Фёдора Лопухова проходили в очень сложную историко-культурную и политическую эпоху. За время руководства театром сумел отстоять и сохранить большинство балетных спектаклей классического наследия, входящих ныне в «золотой фонд» российского и мирового балетного искусства.

Во время редакторской работы над классическими балетами делал это так мастерски, что поставленные им танцы нередко невозможно было отличить от первоисточника М.И. Петипа.

Балетмейстерское творчество Фёдора Лопухова очень разностороннее, в нём большую роль играют экспериментальные работы, тем не менее, основанные на классическом танце с привнесением разнообразных народных плясок (фольклора) (отметим на будущее сей факт – Ломов).

Наряду с К. Голезовским впервые ввёл в дуэтный танец сложные акробатические поддержки (в том числе стал изобретателем движений, известных ныне во всем балетном мире). За создание балета «Ледяная дева» (1927) единственный в стране был отмечен званием «Заслуженный балетмейстер РСФСР».

Фёдор Лопухов является одним из основателей бессюжетного балета (и этот – Ломов). В его новаторской постановке – танцсимфонии «Величие мироздания» (1923) принимал участие Г. Баланчивадзе (Дж. Баланчин) – будущий ярчайший мастер этого балетного жанра.

Лопухов – создатель балетной труппы Малого оперного театра (Театр Оперы и Балета им. М.П. Мусоргского) и её художественный руководитель в 1931 – 1936 годах.

Надо же, и профессиональная подготовка хореографа МАЛЕГОТа, Фёдора Лопухова не оставляет сомнений в исключительном профессионализме последнего. 

Дмитрий Шостакович

«Может, что-то в консерватории подправить?», как однажды метко посоветовал легендарный сатирик. Может, и впрямь виноват композитор, «ипримкнувшийкним» Шостакович?..

Балет «Светлый ручей». История триумфа и краха

То, что Дмитрий Шостакович – музыкальный гений XX века, выражаясь языком правоведов – общеизвестный факт. Аксиома!

Однако в ходе работы важно проследить, с каким творческим «багажом» подошёл 28-летний Шостакович к «первому обороту Сатурна», к 1935 году, году постановки балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе. Начнём исследование с сочинения № 15 – первой оперы Дмитрий Дмитриевича. Итак.

Сочинение 15. «Нос» – первая опера в трёх действиях по одноимённой повести Н.В. Гоголя (1927 – 1928);

Сочинение 16. Оркестровка к пьесе В. Юманса – «Tea for Two» (оркестровано под названием «Таити трот», 1927);

Сочинение 17. Оркестровка к двум пьесам Д. Скарлатти (для духового оркестра, 1928);

Сочинение 18. Музыка к кинофильму «Новый Вавилон» (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, 1928 – 1929);

Сочинение 19. Музыка к пьесе В.В. Маяковского «Клоп» в постановке В.Э. Мейерхольда, (1929);

Сочинение 20. Симфония № 3 Es-dur «Первомайская» с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929);

Сочинение 21. Музыка к шести романсам на стихи японских поэтов для тенора и оркестра (1928 – 1932);

Сочинение 22. «Золотой век» – первый  балет в трёх действиях на либретто А. Ивановского (1929 – 1930);

Сочинение 23. Две пьесы для оперы Э. Дресселя «Бедный Колумб» (1929);

Сочинение 24. Музыка к пьесе А. Безыменского «Выстрел» (1929);

Сочинение 25. Музыка к пьесе А. Горбенко и Н. Львова «Целина» (1930);

Сочинение 26. Музыка к кинофильму «Одна» (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг, 1930 – 1931);

Сочинение 27. «Болт», хореографический спектакль в трёх действиях на либретто В. Смирнова (1930 – 1931); первое сотрудничество с Фёдором Лопуховым;

Сочинение 28. Музыка к пьесе А. Петровского «Правь, Британия» (1931);

Сочинение 29. Опера в четырёх действиях «Леди Макбет Мценского уезда» на собственное совместно с Прейсом либретто по одноимённому роману Н.С. Лескова (1930 – 1932);

Сочинение 30. Музыка к кинофильму «Златые горы» (реж. С. Юткевич, 1931);

Сочинение 31. Музыка к пьесе В. Воеводина и Е. Рисса «Условно убитый» (1931);

Сочинение 32. Музыка к трагедии У. Шекспира «Гамлет» (1931 – 1932);

Сочинение 33. Музыка к кинофильму «Встречный» (реж. Ф. Эрмлер и С. Юткевич, 1932);

Сочинение 34. Сочинение для фортепиано – двадцать четыре прелюдии (1932 – 1933);

Сочинение 35. Концерт для фортепиано с оркестром (струнные и солирующая труба) № 1 c-moll (1933);

Сочинение 36. Музыка к мультфильму «Сказка о попе и работнике его Балде» (реж. М. Цехановский,  1933 – 1934), не окончена;

Сочинение 37. Музыка к спектаклю П. Сухотина «Человеческая комедия» по романам О. де Бальзака (1933 – 1934);

Сочинение 38. Музыка к кинофильму «Любовь и ненависть» (реж. А. Гендельштейн, 1934);

И наконец, сочинение 39, опальный балет «Светлый ручей»! Иными словами, сам список, что называется, «читать устанешь», а ведь при этом за каждым сочинением – цельное музыкальное произведение. Да не двух-трех минутной продолжительности, что без труда можно наблюдать сегодня, но с серьёзной партитурой и оркестровкой! 

Таким образом, к критике «товарищей» Пиотровского, Лопухова и Шостаковича в непрофессионализме следует отнестись с изрядной долей скепсиса, по меньшей мере: уж они-то своё дело знали!..

далее