Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Эволюция поэзии

«Назови современных русских поэтов», - как правило, при этой просьбе «столбенеет» большинство.

Особо продвинутые, «в теме», могут назвать не более пяти фамилий. Да и то, как правило, это признанные мэтры современной поэзии: Добронравов, Евтушенко, Резник, Дементьев…

Эволюция поэзии

«Нет, молодых современных русских поэтов, не старше сорока лет», - за таким «уточнением» происходит полный ступор собеседника…

Где современные русские поэты?

Казалось бы, что произошло с поэтической братией нашего времени? Куда «попрятались» современные русские поэты? Неужели выродились как класс? Авторские раздумья по означенной тематике обусловили написание данной главы.

В первую очередь, обозначим полную невозможность «поэтического исчезновения».

«Вымерли»?..

Хотя в частных беседах встречалась и такая точка зрения, мол, де, а кому сейчас нужна поэзия? Денег не заработаешь, славы Пушкина (варианты Лермонтова, Есенина и прочих гениев поэтической словесности) не снискать. Чего «в холостую»-то жизнь прожигать? Лучше бабло рубить…

С авторами подобных высказываний о судьбе современных русских поэтов дальнейшую полемику целесообразно сворачивать – бессмысленная болтовня.

Невозможность исчезновения

Ибо очевидно, что целый социальный срез никогда и в одночасье никуда исчезнуть не может: проститутки там, криминальные элементы, кинологи, повара…

Хотя бы с точки зрения астрологической парадигмы – пока планеты формируют соответствующие аспекты друг к другу и рождаются люди, мы обречены наблюдать всё социальное многообразие.

Но куда же «делись» современные русские поэты?!!

Эволюция поэзии

Суть сложности

Из последнего прочитанного неизгладимый след оставила «Эволюция личности» Михая Чиксентмихайи [89], где автор, разбирая принципы эволюции, декларирует:

«последний принцип эволюции гласит: 7) как правило, к гармонии ведут эволюционные изменения, делающие организм более сложным, то есть развивающие его дифференциацию и интеграцию».

Дифференциация – что это?

Под дифференциацией понимается, в какой степени система (это может быть орган, например мозг, или отдельный человек, семья, корпорация, культура, человечество в целом) состоит из структурно или функционально отличных частей.

Интеграция – что это?

Интеграция показывает, насколько различные части системы способны взаимодействовать и помогать друг другу в достижении своих целей.

Система, обладающая большей дифференциацией и интеграцией, чем другая, считается более сложной по сути.

Например, человек дифференцирован настолько, насколько многообразны его интересы, способности и цели; его интеграция пропорциональна гармонии различных целей, мыслей, чувств и действий.

Эволюция поэзии

«Крайности»

Человек, который лишь дифференцирован, может быть гением, но при этом страдать от внутренних конфликтов.

Тот, кто лишь интегрирован, наслаждается душевным покоем, но вряд ли сможет внести свой вклад в культуру.

Подобным образом в дифференцированной семье ярко выражены индивидуальности детей и родителей, а члены интегрированной семьи объединены заботой и взаимной поддержкой.

В исключительно дифференцированной семье воцарится хаос, а исключительно интегрированная семья задохнется в собственных объятиях.

На любом уровне рассмотрения сложность подразумевает оптимальное развитие, как дифференциации, так и интеграции.

Суть сложности при конкуренции

Сложность, при этом, представляется основным принципом эволюции, потому что, когда два организма соперничают за энергию, как правило, преимуществом обладает тот из них, чья психология и поведенческий репертуар сложнее.

Предположим, вы хотите купить фотоаппарат. Скорее всего, вы предпочтёте модель, имеющую, в сравнении с другими доступными, больше разнообразных характеристик (дифференциация), которые хорошо функционируют совместно (интеграция), что делает её более удобной в использовании. Другие покупатели, скорее всего, захотят того же.

Таким образом, конкуренция между фотоаппаратами постепенно приведет к «вымиранию» более простых устройств и развитию популяции моделей со всё бóльшим набором характеристик и всё более простых в обращении. В этом смысле сложность – результат отбора, протекающего во времени; можно даже сказать, что она нам навязана.

Эволюция поэзии

IPhone VS VEF

В качестве «домашнего задания» самостоятельно оцените суть сложности современного IPhonа и, например, рижского дискового домашнего телефона типа VEF.

Кто из них сложнее? Кто из них более дифференцирован? Кто более интергрирован? Так – причина «отмирания» VEFов станет предельно прозрачна…

Эволюция поэзии

С этого ракурса посмотрим на Поэзию, как некую Систему, объективно стремящуюся к самообновлению (хотя автор и не чувствует в себе морального права выступать в роли её историка).

Попробуем отследить основные вехи эволюции поэзии и её сложности, когда, как и при каких обстоятельствах Поэзия приобретала черты большей дифференциации и интеграции.

«Пушкин – наше всё!»

Гений Пушкина, помимо всего прочего, ценен ещё и тем, что своим творчеством будто бы перечеркнул все «наработки» своих предшественников.

Действительно, кто «был до Пушкина» в русской словесности? Школьные отличники, безусловно, вспомнят пушкинское «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

Ок, хорошо, «до Пушкина» был Державин, хотя его «индекс цитирования» заметно меркнет на фоне «Солнца русской поэзии».

К слову, хоть кто-то из читателей может воспроизвести любой опус Гавриилы Романовича наизусть? А хотя бы перечислить наиболее значимые его работы?.. Поэтому за «точку отсчёта» эволюции Поэзии Пушкина и возьмём.

Эволюция поэзии

Поэзия времён Пушкина

Каковой была Поэзия в пушкинские времена? Возможна, она носила некий налёт салонности, когда поэты читали свои стихи на различных светских раутах и балах.

Хотя в своих оценках автор, повторимся, может и ошибаться, ибо – не эксперт.

Однако пушкинское «поэтов любят все, питают – лишь журналы» прозрачно намекает на печатный уклон Поэзии, публикацию стихов в журналах, как правило, тематических. Типа поэтических сборников.

Печатный формат Поэзии

Иными словами, основной формой подачи поэтического материала являлась печать в различных поэтических сборниках и альманахах, публикация стихов посредством набора текста.

Стоит отметить, что именно «печатный» формат Поэзии существует вплоть до начала прошлого, XX века.

Подтверждением чему является основание таких литературных альманахов, как «Весы» (1904-1909 годы) и «Скорпион» (1900-1916 годы), издаваемые меценатом С.А. Поляковым при фактическом руководстве В.Я. Брюсова.

Недостатки поэтической печати

Здесь стоит отметить, что чтение опубликованного стиха, что называется  «с листа» - удовольствие ещё то…

Надо поймать ритм, который «берётся», как правило, на втором-третьем четверостишье, оценить поэтические образы, которые парадоксально на начальном этапе достаточно скудны, ибо «бомба» автором откладывается на завершение.

Если где-то ещё и нарушена рифма и «сбит» ритм, читательский запал и вовсе нивелируется.

Так, «Чёрного человека» Есенина я пытался начинать читать как опубликованный стих, «с листа» раз… двадцать! И никогда не уходил дальше «чёрный человек спать не даёт мне всю ночь».

«Чё за хрень?!!» - восклицал я, и Есенин возвращался на книжную полку «до лучших времён». Пока не услышал «Чёрного» в исполнении Безрукова… Впрочем, мы отвлеклись.

Что же происходит в контексте эволюции поэзии потом?

Эволюция поэзии

«Кафейный период» Поэзии

Со времени голода двадцатых и последовавшей за ними НЭПа историками поэзии серебряного века отмечается начало так называемого «кафейного» (не от «кофе», а от «кафе») поэтического периода. Суть в чём?

Закрытие большинства литературных изданий и альманахов вынуждает поэтическую братию серебряного века искать новые формы подачи поэтического материала.

Причиной этих поисков является не творческая депрессия, но банальный… голод.

Новый поэтический формат!

Во вновь открывающиеся нэпманами кафе большинство поэтов серебряного века подвизается читать стихи за… еду.

Так, пока «почтенная публика» вкушает «судачки а-ля натюрель», со сцены их уши ублажает пиит. Хорошо всем!

Публика «колотит понты» друг перед другом под соусом собственной элитарности, мол, де, мы сюда не просто пожрать зашли, но и насладиться духовной пищей.

Хозяева «потирают руки» от предстоящих барышей, ибо поэты серебряного века неплохо помогают «делать кассу»: всё же ряд посетителей, действительно, не чужд поэзии и приходит, в том числе послушать стихи в авторском исполнении. Остальные – см. выше – «понты колотят».

Поэты серебряного века рады новой поэтической площадке и, как уже упоминалось выше, банальной еде, которой хозяин потчует автора по окончании выступления.

Поэт «на ставке»…

Позже этот формат стал монетизироваться напрямую, если владелец кафе брал поэта на «ставку».

Особо предприимчивые (тот же Есенин с Мариенгофом) открывают собственное авторское кафе «Стойло Пегаса».

Так в Москве и Питере, кроме «Стойла Пегаса», появляется ряд литературных кафетериев типа «Приюта комедиантов», «Домино» и других.

Эволюция поэзии

Эволюция поэзии в «кафейный период»

Что же происходит в контексте эволюции поэзии на этом периоде? А происходит вот что.

Одно дело поэт «тиснул стишок» в литературный альманах и получил за это свою «трудовую копейку». При этом его опус, кроме поэта и редактора, который вполне быть может с ним аффилирован, никто и не прочитает.

Публичная декламация как новое «требование» Поэзии

Другое дело – поэт выносит своё творение на суд публики. Здесь уже одного умения написать стих и красиво его напечатать мало.

Нужно обладать навыками чтеца, а, главное, некой внешней энергетической притягательностью при его декламации, именуемой в простонародье харизмой.

Если поэт вышел и что-то, бурча себе под нос, «тупо мямлит», он – некомпетентен: в лучшем случае, ему ничего не заплатит (не накормит) хозяин кафе.

В худшем – под общий свист, улюлюкание и пару-тройку помидоров и гнилых яблок, брошенных «почтенной публикой» на сцену, поэт с позором ретируется.

А потом – сто раз подумает, прежде чем решится на повторный опыт, памятую недавнее поэтическое фиаско.

Поэтическая дифференциация

Иными словами, поэзия серебряного века усложняется! Повышается её дифференциация, когда поэт, чтобы «оставаться на плаву» должен:

1) уметь писать стихи;

2) знать их наизусть;

3) уметь их декламировать без волнения, стеснения, запинок, забывчивости текста и прочих эксцессов исполнения, то есть обладать навыками профессионального чтеца и

4) обладать исполнительской харизмой при чтении на публику.

Эволюция поэзии

Поэтическая интеграция

Повышается и интеграция поэзии серебряного века: теперь поэт не «один на один» с читателем литературного журнала, теперь его аудитория – все посетители кафе…

«Кафейный период» как предтеча…

Поразительно, но именно «кафейный период» поэзии серебряного века является предтечей домов культуры и стадионов, собираемых поэтами-шестидесятниками – Рождественским, Евтушенко, Вознесенским, Ахмадулиной и другими «фронтменами» периода «оттепели».

Они в полной мере обладали качествами дифференциации поэзии серебряного века, означенными выше. Но… ни Время, ни Поэзия не стоят на месте…

Чего не «увидел» Аксёнов?

Как бы не пытались создатели недавно прогремевшей «Таинственной страсти» [90] (сам ли Василий Аксёнов, творческая ли группа сериала) нивелировать образ соответствующего героя для автора центральной фигурой поколения шестидесятников является Булат Окуджава!

Он и подобные ему барды СССР Александр Галич, Юрий Визбор. Почему? Потому что они – сложнее!

Эволюция поэзии

Дифференциация бардов

Их дифференциацию (см. выше) дополняет «музыкальная компонента».

Помимо навыков поэтов-шестидесятников они (продолжаем «загибать пальцы»):

5) обладают слухом (впрочем, для «классических» поэтов это – не проблема);

6) обладают голосом, голосовыми данными;

7) умеют играть на гитаре;

8) способны писать музыку (пусть и несколько утилитарного качества, простоватую) на собственные стихи;

9) возможно, знают нотную грамоту. В противном случае, процесс запоминания и воспроизведения случайного «наигрыша» становится попросту невозможен.

Не выдерживают конкуренции…

Результатом – бывшие поэтические «иконы стиля» шестидесятых, не владеющие означенными навыками бардов, уподобляются археологическим мастодонтам и постепенно «выходят в тираж».

В итоге в Поэзии, как бы парадоксально это не звучало, зарождаются новые жанры – авторская, студенческая, туристическая… песня и песня-репортаж.

Эволюция поэзии

Гений Высоцкого как барда

На «вершине» же этой поэтической «горы» бардов СССР по праву «восседает» Владимир Высоцкий!

Человек, которого, если верить «Таинственной страсти» Аксёнова, из поэтов-шестидесятников никто и серьёзно-то никогда не воспринимал…

И мне давали дельные советы

Чуть свысока, похлопав по плечу,

Мои друзья – известные поэты:

«Не стоит рифмовать «кричу – торчу»…

Максимальная поэтическая интеграция!

Ценность Высоцкого как барда (явно неочевидная в контексте эволюции поэзии) – в максимальной интеграции поэтического творчества.

Если поэты-шестидесятники и идущие им на смену барды собирали дворцы культуры и стадионы, то Высоцкий, обладая:

- «убойной» харизмой,

- незаурядным мистическим талантом творческих перевоплощений

- и поэтическим гением,

с помощью магнитофона «заставил говорить о себе» всю Страну, от Камчатки до Калининграда, «зацепив» и республики Союза, и «прилежащие» к СССР территории.

Такого уровня интеграции Поэзия до Высоцкого ещё не знала!..

Но и считать Высоцкого «достигшим предела» вряд ли целесообразно.

Параллельная «ветвь»

Одновременно с классической Поэзией развивается её так называемая «параллельная ветвь».

В частности, воодушевлённые успехом «битлов» и «роллингов», в Союзе, как грибы после дождя, появляются различные музыкальные группы модного «рокового течения»: «Цветы», «Рецитал» и другие.

В их главе, как правило, стоят будущие рок-поэты.

Эволюция поэзии

Служители Евтерпы

Конечно, их «титульной» Музой была Евтерпа, как богиня музыки.

Но учитывая, что она же «курирует» лирическую поэзию, считать будущих рок-поэтов «чистыми» инструменталистами вряд ли обосновано.

К Поэзии их лидеры и участники имели прямое и непосредственное отношение.

Несмотря на основной «упор» на музыкальную составляющую, пусть даже в ущерб поэтическим текстам, но эта творческая деятельность также не лишена сложности.

Дифференциация рок-поэтов

К уже обозначенным «навыкам» рок-поэты должны были обладать:

10) навыками аранжировки, чтобы «распределять» музыкальные партии между всеми членами музыкальной «банды»;

11) если не уметь играть на различных музыкальных инструментах, то хотя бы приблизительно представлять, как некий музыкальный отрывок будет звучать на ударных, духовых, клавишных, струнных и других видах инструментов;

12) наконец, знать основы звукорежиссуры, записи и микширования, дабы уметь объяснять творческий замысел «обслуживающему персоналу» арендуемых студий звукозаписей.

Возможно, какой-либо навык остался упущенным, ибо в вопросах звукозаписи автор – не эксперт. Но то, что музыкальная деятельность рок-поэтов является более усложнённой формой поэтического творчества, является бесспорным.

Идеология рок-поэтов

Так, к концу восьмидесятых в западной прессе, а затем и на отечественном музыкальном Олимпе прочно обосновывается новый термин – «русский рок», где при всём многообразии музыкального материала во главу угла ставится идейная важность поэтических текстов.

Начав восхождение в конце 70-х – начале 80-х, к началу девяностых идейными, а для кого-то и духовными, лидерами становятся «Машина времени» и «Аквариум», «ДДТ» и «Зоопарк», «Алиса» и «Крематорий», «АукцЫон» и «Телевизор», «Чай-Ф» и «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи» и «КИНО», «Гражданская оборона» и «Браво», бит-квартет «Секрет» и «Ноль»...

Эволюция поэзии

Почему Цой не участвовал в Первом рок-фесте?

Показательно и основание отказа Цоя от участия в Первом Ленинградском рок-фесте. Повторимся [73]:

«с 13 мая по 15 мая 1983 года в Ленинграде проходил первый в городе, да и во всей стране рок-фестиваль…

«КИНО» же из-за отсутствия полноценного состава в фестивале не участвовало, и Цоя очень раздражали вопросы на эту тему.

По свидетельству Марьяны, его по двадцать раз на дню спрашивали, почему он не выступает.

- Состава нет, - отвечал Виктор.

- А в акустике?

- Не хочу...»

Виктор Цой: «Я думал даже выступить один, под акустическую гитару на фестивале, начал готовить программу, но так и не выступил. Как-то смутило, что больше никто не рвался выступать сольно...»

Эволюция поэзии

Идеология «Густава»

В эту же тему.

«Однако ненавидевший подобный формат исполнения песен (акустику) Георгий Гурьянов впоследствии рассказывал, что всегда считал своей главной задачей вытащить Виктора из контекста самодеятельной песни».

Иными словами, стремление «держаться в стае» было у «киношников» обоюдным. Для всех (не только для «КИНО») путь одиночного творчества Галича, Окуджавы и Высоцкого виделся тупиком, «откатом» от сложности.

Поэзия нашего времени

Здесь – «отгадка» всей главы в контексте эволюции поэзии: хотите увидеть современных русских поэтов, обратите взор на нынешнюю рок-, а отчасти и поп-сцену. Истинная поэзия нашего времени – там! Во всём многообразии поэтической сложности в части дифференциации и интеграции.

А удивляться, почему в настоящее время неизвестны поэты в классическом понимании, слагающие свои «вирши» на бумаге, равносильно удивлению по поводу отказа населения от стационарных домашних телефонов…

Их время ушло. Эволюция для своих целей избрала более сложные формы реализации Поэзии…

Эволюция поэзии

Визуализация творчества

Но и сложность Поэзии сорокалетней давности – не предел! Поэзия нашего времени эволюционирует дальше.

Сейчас вызывает особую симпатию стремление «визуализировать» собственное творчество. Посредством видеоклипов, например.

Конечно, большинство выпускаемой музыкальной видеопродукции, особенно от представителей поп-сцены – «шлак и дуст», выброшенные на ветер деньги.

Клипы «Ленинграда»

Однако есть и реальные шедевры. Внимание видеотворчеству группировки «Ленинград» последних двух-трёх лет.

Особенно «доставляют» ролики просмотров видеоклипов «нашими европейскими и заокеанскими партнёрами»: они реально «не отдупляют», что просматриваемое ими – музыкальный клип.

Парадокс, но у основоположников жанра при знакомстве с видеотворчеством Шнура «разрывает шаблон»…

О повышении уровня сложности Поэзии при снятии (для дифференциации) и демонстрации (при интеграции, в том числе в Интернете) видеопродукции говорить, думаю, излишне.

Симфоника

Отдельная тема – творчество «Би-2».

Возможно, они не были первыми, но, на субъективный авторский взгляд, переложение собственного наследия на симфоническую музыку – ново, свежо, а, главное, на порядок повышает поэтическую сложность творческого продукта.

Начав окучивать эту «ниву» в далёком 2010-м, возможно, не без влияния Высоцкого, записавшего аналогичные альбомы собственного творчества во Франции в конце семидесятых, Шура и Лёва «Би-2» задрали поэтическую «планку» нашего времени на небывалую высоту.

Эволюция поэзии

Русский рэп

В этом ключе «потуги» русского рэпа смешны настолько, что только ленивый не простебал сборники русского рэпа и хип-хоп стилистику.

Говоря астрологическим языком, рэп – «ураническая» поэзия.

Если не считать творчество русских рэперов «домашней заготовкой», наблюдать за рэперскими баттлами – особое удовольствие: складывать слова в рифму с такой скоростью – дорогого стоит…

Не Поэзия!

Но – Поэзия ли это? Да, у парней из «русского рэпа» неплохо «прокачан» речевой аппарат и развито ментальное тело в узкоспециализированном, поэтическом смысле.

Ну, про «волшебные 10 000 часов», думаю, известно каждому: если ты «в теме» порядка 8-10 лет (а примерно столько составляют 10 000 часов соответствующих штудий), сопутствующие сиддхи (сверхспособности) не могут ни проявиться.

Вопрос – в качестве выпускаемого продукта! Ибо то, что рождается «по щелчку пальцев», имеет соответствующую культурологическую цену. Как правило, достаточно низкую.

«Добыча радия»…

На парадоксе, но большинству адептов русского рэпа полезно вспомнить «заветы» их Гуру – Маяковского:

«Поэзия – та же добыча радия: в грамм добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды»!

Эволюция поэзии

Поэтому, если ты «сыплешь рифмами», как из Рога Изобилия, это ещё отнюдь не означает, что ты – Поэт.

«Я – поэт, зовусь – Незнайка. От меня вам балалайка», как пример…

Эффект заговаривания

К тому же, «скороговорочный речитатив» русского рэпа, разрывающий слушателю шаблон своей скоростью и молниеносностью, когда мозг не успевает воспринимать и обрабатывать поступающие аудиосигналы, подсознательно воспринимается аудиторией за желание автора спрятать свои поэтические огрехи, прикрыть собственную поэтическую некомпетентность.

В контексте эволюции поэзии русский рэп – «тупиковая» ветвь поэтического развития, ибо однозначно упрощает выпускаемый продукт.

Историческое место русского рэпа

В историческом разрезе русский рэп можно смело поместить на уровень «кафейного» периода поэзии серебряного века с незначительной оговоркой на музыкальную составляющую, которая опять же достаточно примитивна.

Как, впрочем, и качество русской рэп-поэзии, значительно уступающее даже «средним» образцам отечественной поэтической словесности.

Так, и в наше время несложно встретить апологетов «винилового саунда», которые до сих пор «крутят диски» на стареющих проигрывателях. Да что там, при желании можно и граммофоны слушать…

Однако это никоим образом не отменяет дифференциацию и интеграцию в поэтической и музыкальной сферах.

Хотя, быть может, я старею…

Эволюция поэзии

Атомарная проза

Но «если бы молодость знала, если бы старость – могла»…

Всё началось в далёком 1998-м, когда автор услышал «Дельфины» «Мумий Тролль».

Оценённое всеми «знакомцами», как «реально наркоманский песняк», лагутенковское творение прочно «засело в башке», поражая своей новизной и таинственностью.

Через непродолжительное время «откровение» дополнилось «Моей певицей» с альбома «Точно ртуть алоэ» того же коллектива…

Непонятная новизна

Было очевидно, что Илья Игоревич «что-то понял», «взял» некий Принцип в своём творчестве, однако, в чём он заключался, что делало тексты «Мумий Тролль» столь притягательными было непонятно.

Оценки друзей типа «бессмысленный набор слов» и «как эта «абракадабра» вообще может нравиться?» тайну не раскрывали, приходилось «рыть» самому.

Эволюция поэзии

Пелевин!

Параллельно по этим же основаниям новизны и таинственности манила проза Довлатова (практически в полном объёме) и «Водонапорная башня» Пелевина.

Через Пелевина, к слову, к «отгадке» я и пришёл. Когда я понял скрытый смысл «Водонапорной башни», в затылке, как у Мюллера, по великому закадровому тексту Ефима Копеляна, «что-то щёлкнуло».

Ба! Да ведь вся «Водонапорная башня» написана одним предложением! Вся история Страны. Вся человеческая жизнь. Все две тысячи восемьсот восемнадцать слов! Одним предложением!..

Я стал что-то понимать, так до конца не понимая, что…

Довлатов!

Второе откровение «обнаружилось» в довлатовской прозе. «Прорубило» на финальной странице «Заповедника»:

«Я укрылся с головой и затих. В ногах у меня копошились таинственные, липкие гады. Во мраке звенели непонятные бубенчики.

По одеялу строем маршировали цифры и буквы. Временами из них составлялись короткие предложения.

Один раз я прочел: «Непоправима только смерть!..» Не такая уж глупая мысль, если вдуматься...»

Теперь – парадокс и тайна довлатовской прозы были мне известны:

ни одно предложение в текстах Довлатова не содержит слов, начинающихся с одной и той же буквы!

Дружеский скепсис

Поделился «открытиями» с друзьями.

Реакция предсказуемая и какая-то однобокая: либо «ну, да, точно, круто», либо «тебе больше заняться нечем?»

А внутри вопросы одного плана – «что это со мной?», «шизофрения?», «это я один вижу?» К тому же, друзья-то реально правы – знание бесполезное, немонетизируемое, прикладного значения – ноль.

Что с ним фактически делать? Да и как-то «обозвать» эту «сиддху» проблематично. В чём она, эта сверхспособность?

Эволюция поэзии

Атомарный уровень?

Возможно, «работая со Словом» свыше четверти века, давно уже с лихвой «наработав» свои «волшебные 10 000 часов», появилось видение прозы и поэзии на так называемом «атомарном уровне».

Поэтическая и прозаическая структура стала видеться на уровне слогов и даже букв.

При этом стала очевидна психологическая подоплёка атомарного уровня прозы и поэзии (поэзии, конечно, в большей степени).

Атомарная Поэзия

Суть в следующем: неоднократно повторяемый слог и даже отдельные буквы и звуки на атомарном уровне от чрезмерного употребления приобретают черты мантры, а потому, минуя сознание, оседают в подсознании напрямую, не встречая никаких психических преград.

Эдакий «25 кадр» в динамическом визуальном искусстве!

В поэзии этот приём, кажется, называется аллитерацией – повторением одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающим ему особую звуковую выразительность.

Атомарная поэзия Лагутенко

Теперь для автора «Дельфины» «Мумий Тролль» слышится так (соответствующие акценты выделены с заглавной, знаки препинания опущены осознанно, в демонстрационных целях):

Эволюция поэзии

«Моя певица» «Мумий Тролль» так (аналогично):

Эволюция поэзии

Атомарная поэзия Шнурова

Когда же с этим знанием автор обратился к творчеству Шнура и его группировки «Ленинград», случился ментальный нокаут: Сергей Владимирович-то уже со времён второго «Бумера» на атомарном уровне и музыку, и поэзию воспринимает…

Его «Дорожная», «Рыба», «В Питере – пить», последняя – «Кольщик» – ярчайшее тому подтверждение.

Минус – в том, что в ранних и названных работах атомарный уровень поэзии чётко прослеживается, как правило, только в припеве.

Почему «Очки Собчак» – шедевр?

Но рано или поздно должно было «рвануть» и эта «бомба», на авторский взгляд – «Очки Собчак», выдержанная на атомарном уровне поэзии целиком, от первой до последней строки!..

Не могу удержаться не привести текст «Очки Собчак» целиком (акценты выделены с заглавной, знаки препинания опущены осознанно, в демонстрационных целях):

Эволюция поэзии

Куда эволюция поэзии «занесёт» Поэзию дальше, после полной «отработки» атомарного уровня, неизвестно, предсказать перспективу её развития автор не в силах. Но то, что Поэзия, как любая самообновляемая Система, продолжит свой путь в сторону сложности (и дифференциации, и интеграции) бесспорно…

к началу

к разделу

назад

далее