Шевченко Николай
Шестой пленник – Шевченко Николай Иванович [7], 13.10.1956 года рождения, уроженец села Дмитровка Великописаревского района Сумской области (Украина), украинец (на фото с Людмилой Торн Шевченко Николай крайний слева).
Окончил 8 классов средней школы в селе Братеница Великописаревского района, ПТУ № 35 в пгт. Хотень Сумского района Сумской области по специальности «тракторист-машинист» и курсы водителей при ДОСААФ в пгт. Великая Писаревка.
Работал Шевченко Николай трактористом в колхозе им. Ленина в родном селе Дмитровка.
Шевченко Николай в армии
С ноября 1974 по ноябрь 1976 года проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР: водитель в 283-м гвардейском артиллерийском полку 35-й мотострелковой дивизии 20-й гвардейской общевойсковой армии (в/ч 47573; город Олимпишесдорф, ГДР; ГСВГ), воинское звание «ефрейтор».
Шевченко Николай после армии
С 1977 года Шевченко Николай работал водителем участка ремонта и строительства жилищ в городе Грайворон Белгородской области (Россия), прессовщиком филиала Харьковского релейного завода в селе Братеница Богодуховского района Харьковской области (Украина), водителем специального строительного управления № 30 треста «Киевгорстрой-1» в Киеве.
В добровольном порядке через Киевский городской военкомат в январе 1981 года Шевченко Николай был направлен для работы по найму в советские войска, находившееся в ДРА.
Шевченко Николай в Афганистане
В Афганистане Шевченко Николай работал водителем и продавцом на автолавке военторга 5-й гвардейской мотострелковой дивизии (в/ч 51852; город Шинданд, провинция Герат).
Неоднократно совершал на автомобиле рейсы, доставляя промышленные и продовольственные товары в воинские части и военные городки по всему Афганистану (Кандагар, Шинданд, Герат и другие).
Захвачен в плен Шевченко Николай 10 сентября 1982 года в районе города Герат. Имя в Бадабере – Абдурахмон, по созвучию – Абдурахман.
Шевченко Николай = Абдурахмон?
По версии выжившего пленника Бадабера Н.У. Рустамова, именно Шевченко Николай являлся организатором восстания.
Забегая вперёд, поясним, что то ли в описаниях Рустамова, то ли в изложении этих описаний Евгением Кириченко [2] Николай Шевченко предстаёт просто-таки «советским Рэмбо»:
он владеет каратэ, он дерзит начальнику лагеря, он во главе футбольной команды обыгрывает моджахедов со счётом 7:2, у него очевидная войсковая смекалка, которой может обладать только офицер…
Однако жизненный путь Шевченко Николая вкупе со сроком его плена заставляют задуматься. Либо Рустамов что-то напутал или приврал, либо Кириченко «изобильно приукрасил» [2]…
Первый ряд «неудобных» вопросов
Где в Украине конца семидесятых годов прошлого века можно было обучиться каратэ?
Поправка: с оговоркой, если человек родился в селе, окончил 8 классов, обучался в посёлках городского типа на тракториста-машиниста и водителя при ДОСААФ, а после армии работал в населённых пунктах Грайворон на Белгородчине и в Братенице Харьковской области?
Почему о владении восточными единоборствами или, как минимум, рукопашным боем молчат характеристики Шевченко Николая?
Почему армейская служба Шевченко Николая в ГСВГ сопряжена с «кручением баранки» при таких-то «знаниях»?
Почему администрация Бадабера не обеспечила Шевченко Николаю «особый усиленный режим» пребывания в лагере или просто не «мочканула» его от греха подальше сразу, после обнаружения у него таких ненужных «вертухаям» в плену «навыков»?
Ответы на «неудобные вопросы» в этой части
Очевидно, что означенные «неудобные» вопросы риторичны.
Каратэ – элитный вид спорта в СССР, которому в конце 70-х годов прошлого века можно было обучиться либо за границей (преимущественно в странах азиатского региона), либо в культурных центрах страны типа Москвы и Питера, но уж никак не на периферии Украинской республики в составе Союза.
Пусть даже по какому-нибудь графическому самоучителю, который Николай Шевченко теоретически мог привезти со службы в ГДР…
А уж когда был введён уголовный запрет на обучение каратэ…
Второй ряд «неудобных» вопросов
«Нарываться и дерзить» в плену – явно ошибочная и опасная для жизни стратегия. Любой узник это понимает с первых минут пленения.
Для особо непонятливых применяется, как правило, приклад автомата или кованый сапог, после которых – «умён и дурак, коль видит кулак»…
Поэтому описания Рустамова / повествования Кириченко [2] о «дерзости» Шевченко Николая в Бадабере воспринимаются не более художественного вымысла, который, достигнув «критической массы», превращается в фарс.
Третий ряд «неудобных» вопросов
Откуда у Шевченко Николая «офицерская смекалка», если армейскую службу в ГДР он закончил в звании ефрейтора, а в Афган «загремел» вообще как вольнонаёмный сотрудник?
Кстати, о мотивах, по которым Шевченко Николай оказался «за речкой».
Одно дело, если война освободительная, Отечественная, когда «враг топчет твою землю» и прочие пугающе-побуждающие эпитеты государственной агитации…
Если война «чужая»…
Другое – если это «чужая война», война не на «твоей территории» и в дело вступает государственная пропаганда, мол, де, да, это «нам нужно» потому-то и тому-то.
Добровольно завлечь кого-либо из своих сограждан на «чужую войну» задача не стоит; больше объяснить «мировой общественности» мотивацию своих военных действий на чужой территории.
И у большинства граждан «чужая война» «восторгов не вызовет»: подставлять свою ж…, в смысле, башку под чужие пули желающих мало…
Юпитерианцы на «чужих» войнах
Но «добровольцы приветствуются» даже на «чужих» войнах. Вопрос – в их мотивации.
Желающие добровольно «по зову сердца» сложить «буйну голову» за чужую землю, то есть участвующие на «чужой войне» по чисто идеологическим мотивам, конечно же, есть всегда, но их процент предельно мал, да и воспринимаются они, как правило, на уровне маргиналов.
Типа Лимонова на балканских войнах девяностых…
Марсиане на «чужих» войнах
Вторая категория «солдат удачи» – с «шилом в заду». Этим всё равно за кого, где и зачем воевать; война – их вторая натура и «нормальное состояние» их жизни.
На государственном официальном уровне – это контрактники; на государственном неофициальном – бойцы ЧВК, наёмники, какими бы эпитетами их ни «награждала» пропаганда.
Венерианцы на «чужих» войнах
Наконец, третья категория (к слову, может охватываться второй, а может составлять самостоятельную) – т.н. «мародёры», но не в уголовном аспекте, а, скорее, в психологическом.
Их идеология – древние и средневековые обычаи, согласно которым «солдатам победителя на разграбление города давалось трое суток». Иными словами, для которых война, прежде всего – средство обогащения.
Если огрублённо, то основные астрологические «аватары» этих категорий Юпитер, Марс и Венера соответственно.
Космограмма Шевченко Николая
При известности даты рождения – 13.10.1956 года – не воспользоваться исследованием космограммы Шевченко Николая глупо.
Однако даже сам факт «фрахта» Шевченко Николая «за речку» в качестве водителя и продавца на автолавке военторга, а не контрактника в составе действующих Вооружённых Сил СССР выводит в первую главу мотивации экономическую выгоду сабжа.
Особенно учитывая, что действительную военную службу Шевченко Николай проходил в составе ГСВГ, где экономическая выгода от нахождения за рубежом очевидна.
Не исключается, что сама идея найма в Афганистан в качестве гражданского специалиста – последствия жизненного опыта Шевченко Николая от службы в ГСВГ в 1974-1976 годах.
Не «обманула» и космограмма.
Идеология?
«Изгнанный» и безаспектный Юпитер в Деве в космограмме Шевченко Николая – яркое указание, что никакой «идеологии» в мотивации для контракта на Афганскую войну у Шевченко Николая не было и в помине.
«Шило в заду»?
Марс в Рыбах. Натив склонен к алкоголизму. При этом, это – хороший и сильный Марс, так как, расположен в знаке и терме, управляемым Юпитером – общим сигнификатором спорта – и собственных триплицитете и фасе.
Однако, это не тот Марс, который мотивирует на участие в боевых действиях по причине общей безбашенности и избыточного тестостерона, ибо не имеет благостных аспектов и стационарен в движении (суточная скорость не превышает 8 %).
Такой Марс если не десять, то пять раз точно подумает, стоит ли «нанести удар», что сильно нивелирует воспоминания Рустамова либо описания Кириченко [2] об общей «дерзости» Шевченко Николая в общении с моджахедами-«вертухаями» Бадабера…
«Просто деньги нужны»…
И разгадку, и подтверждение ранее высказанной версии о причине контрактации Шевченко Николая на Афганскую войну даёт как раз единственный аспект Марса космограммы Шевченко Николая – оппозиция на Венеру – общего сигнификатора денег.
Во-первых, она вкупе с Меркурием является конечным диспозитором цепи, то есть все энергии такого натива крутятся вокруг вопроса «а где поднять бабла?».
Во-вторых, сам по себе негативный аспект между Марсом и Венерой – суть конфликт в финансовой сфере: неумение удерживать деньги, недовольство окружения заработками натива, недовольство натива объёмами финансовых расходов окружения и так далее.
Вот для «латания финансовых дыр» Шевченко Николай и подался в жаркие афганские «дебри»…
Как Шевченко Николай попал в плен?
Обстоятельства пленения Шевченко Николая по воспоминаниям Людмилы Торн по СС [3]:
«Шевченко сразу сообщил нам, что находился в Афганистане в качестве гражданского специалиста. Он был водителем небольшого грузовика, на котором развозил продукты и сигареты для воинских частей.
Николай был женат, дома у него была маленькая дочь. По словам Николая, он поехал в Афганистан, чтобы заработать немного денег для своей семьи. Кроме того, добавил Шевченко, он думал, что в этом была некая «романтика».
Но все оказалось не так, его захватили в плен партизаны, когда он сидел в своем грузовике в районе Герата. Шевченко признался мне, что в момент пленения был выпивши. Неожиданно его ударили по голове, а когда он пришел в сознание, обнаружил себя привязанным к столбу, и вокруг стояли моджахеды.
Вполне объяснимо, что Николай хотел вернуться домой, и я стала убеждать Рахима попытаться обменять его на кого-нибудь из пленных афганцев.
На тот случай, если бы это сделать не удалось, Шевченко передал мне записку (копия прилагается), содержавшую просьбу о предоставлении политического убежища в США. Вместе с тем он всё время говорил в телекамеру: «Я просто хочу вернуться домой».
«Дайте мне правды!»
Иными словами, никоим образом принизить подвиг Шевченко Николая я не хочу, но относительно столь чрезмерной идеализации его образа, как это явлено в повествовании Рустамова / описании Кириченко [2] – против!..
Хотя бы потому, что «вижу» гораздо больше обычного читателя.
Посему – единственное пожелание: к влиянию и роли Шевченко Николая в ходе восстания в Бадабере относиться с возможно-допустимым критицизмом.
Датировка фотографии Людмилой Торн
Людмила Торн отчётливо датирует приведённый снимок в СС [3]:
«Во время моей поездки в Пешавар в августе-сентябре 1983 года, – пишет Людмила Торн, – я побывала также в лагере Бадабер.
Это было утром во вторник 30 августа».
На фото с Людмилой Торн Шевченко Николай крайний слева.
Таким образом, по состоянию на 30 августа 1983 года Шевченко Николай уже находился в Бадабере.
Главный аргумент
Рассматривая же фото, показанное ему режиссером Радиком Кудояровым (и в этом можно убедиться в Фильме [4], 16:06), Рустамов уверено опознал в «Абдурахмоне» Шевченко Николая:
«Вот когда он пришел, тогда и началось! Из Ирана пришёл (Шевченко пропал без вести в Шинданде, провинция Герат; это действительно на границе с Ираном – Ломов). Камазист. Шофер. Челюсти широкие. Точно! И глаза такие… страшные глаза».
Иными словами, получается, что «кипиш» в Бадабере начался после прихода на территорию лагеря некого нового узника, который попал в Бадабер после Рустамова!!!
Очевидно, что этим узником присутствующий в Бадабере уже в августе 1983 года Шевченко Николай быть не может! И это – очевидная ошибка Рустамова…