Захват самолёта ИЛ-76
Вы думаете, что весь мир должен подчиняться вам только потому, что у вас есть атомная бомба? На самом деле вы слабые. Вы боитесь даже собственной силы.
Через несколько лет у нас тоже будет атомная бомба. Тогда мир изменится. Вы давно отошли от заветов даже вашего Иисуса, вы позволяете вашим женщинам продавать своё тело, вы жените гомосексуалистов и устраиваете концерты в ваших храмах, поэтому мы победим вас, как вы когда-то победили Рим.
Бедные и голодные всегда побеждают сытых и богатых, если у голодных есть вера, а у сытых её нет. Мы воюем за нашу веру, а вы воюете за бензин в вашем бензобаке. Вы с американцами раздавали нам оружие, учили нас воевать, думая, что мы будем вашими цепными псами, но мы не псы. Теперь у нас есть ваше оружие, и мы готовы умереть за Аллаха. Мы вас победим!
Они заставили говорить о себе ещё в далёком 1996-м…
Семёрка российских лётчиков, пилотировавших самолёт ИЛ-76ТД, следовавший международным рейсом 03 августа 1995 года, который был перехвачен и принудительно посажен в Кандагаре истребителем МиГ-21 движения «Талибан».
Больше года афганского плена. И блистательный побег из кандагарского заточения 16 августа 1996 года на собственном же самолёте ИЛ-76ТД!
В годы войны
Нам, мальчишкам, к своему стыду тогда ничего не знавшим об угонах нацистских самолётов Люфтваффе пленными лётчиками Красной Армии под руководством Вандышева, Девятаева и Лошакова, это казалось просто нереальным.
Подвигом! Подвигом это и было…
Однако отсутствие документальных описаний произошедших событий до поры отложило авторскую работу по означенной тематике.
«Кандагар» Кавуна
В 2010-м на экраны вышел эпохальный «Кандагар» [18] Андрея Кавуна, посвящённый захвату самолёта ИЛ-76ТД талибами и эпохальному побегу.
Однако, сознавая художественный посыл фильма, претендовать на документальную объективность было, по меньшей мере, глупо.
Да и кроме роли лунных стоянок в моменты захвата самолёта ИЛ-76ТД, пленения и побега, сказать автору особо было нечего.
Так тематика захвата самолёта ИЛ-76ТД и иных «кандагарских событий» снова была оставлена без авторского внимания на неопределённый срок…
Пока в его жизнь не «вошёл» Бадабер, как творческий отклик на событийную вакханалию и бытовую турбулентность с оттенками заточения и плена.
Тут-то и вспомнилось о «Кандагаре» как второй пьесе «Военного плена».
Вездесущая Википедия знает всё.
Краткость изложения с предельной информативностью делает её оптимальным источником для синопсиса, если хотите, «либретто» «Кандагара».
Так, согласно [19]:
Захват самолёта ИЛ-76ТД
03 августа 1995 года самолёт ИЛ-76ТД борт RA-76842 с 7 членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле в рамках межправительственного соглашения с Албанией, вопреки решению СССР о прекращении поставок оружия, боеприпасов и топлива конфликтующим сторонам в Афганистане, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания) – Кабул (Баграм, Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов.
Фактическим получателем груза самолёта ИЛ-76ТД был «Северный альянс», авиабаза Баграм тогда контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда.
Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж самолёта ИЛ-76ТД выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы.
Рейс самолёта ИЛ-76ТД из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных.
Однако над Афганистаном самолёт ИЛ-76ТД был захвачен путём перехвата истребителем (по другим данным – двумя) МиГ-21 движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза.
Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами…
Год в плену
Более года (378 дней) члены экипажа самолёта ИЛ-76ТД находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи.
Психологическое состояние экипажа самолёта ИЛ-76 в плену тоже было очень тяжёлым: лётчики всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана».
С другой стороны, они в течение года плена не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из исламского заточения.
Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь.
Связь с Россией во время плена удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась.
С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега.
Легенда для «Талибана»
Через некоторое время до истечения года плена экипаж самолёта ИЛ-76ТД смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания.
За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт ИЛ-76ТД в работоспособном состоянии.
16 августа 1996 года экипаж самолёта ИЛ-76ТД смог совершить побег на своём же самолёте ИЛ-76ТД – через Иран в Объединённые Арабские Эмираты.
При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели самолёта ИЛ-76ТД и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв.
Аэродромные службы пытались воспрепятствовать побегу, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был.
Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, при побеге самолёта ИЛ-76ТД удалось обезоружить и связать.
Топлива на полёт хватило, так как самолёт ИЛ-76ТД перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо не было слито.
Стратегия побега
Для большей скрытности самолёт ИЛ-76ТД уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах.
Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили сбежавший из плена самолёт ИЛ-76ТД в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в Шарджу (ОАЭ).
В ночь с 18 на 19 августа 1996 года российские лётчики на угнанном самолёте ИЛ-76ТД вернулись в Казань.
Материалы о захвате самолёта ИЛ-76ТД
Главная проблема в исследовании и описании захвата самолёта ИЛ-76ТД и последующих «кандагарских событий» – практически полное отсутствие документального материала. И это спустя почти четверть века!..
Да, каждый год, а уж тем более на годовщины пресса буквально пестрит материалами о захвате самолёта ИЛ-76ТД.
Однако журналистская братия никогда глубоко «не копает» и, в сущности, все газетные материалы о захвате самолёта ИЛ-76ТД и последующем побеге написаны будто под «лекало» и будто одним борзописцем: захват самолёта ИЛ-76ТД, плен, побег.
Без подробностей! Как в [19], но этот источник, являясь сугубо энциклопедическим ресурсом, хотя бы на документальность не претендует.
Суть Режиссуры и… Астрологии
А ведь по авторитетному мнению Никиты Сергеевича Михалкова, с которым невозможно ни согласиться: «Режиссура – это внимание к деталям!»…
Думается, это высказывание можно смело применить и к Астрологии.
Так, в частности, ни в одной газетной заметке не удалось обнаружить точного времени захвата самолёта ИЛ-76ТД и пленения экипажа в 1995 году, равно как и его эпохального побега в 1996 году. Придется восстанавливать эмпирически…
Очевидно, что даже величие творческого замысла «Кандагара» [18] не восполняет эти лакуны, ибо художественность повествования блокбастера очевидна.
При этом именно эмоциональному накалу работы Кавуна сей труд обязан своим появлением.
Посему вопрос источников – главенствующий!
Материалы о захвате самолёта ИЛ-76ТД в кинодокументалистике
По аналогии с «Бадабером» была предпринята попытка почерпнуть недостающую информацию в кинодокументалистике, которая, как оказалось, также не блещет количеством уважаемых источников.
На просторах РуНета был обнажен только документальный фильм «Побег из Кандагара» [20] авторством Юрия Малюгина и Светланы Резвушкиной.
Однако исследовательской удачей автор считает обнаружение и приобретение книги Александра Петровича Мищенко «Побег из Кандагара» [21], послужившей единственной методологической опорой настоящего труда.
На основании изложенного – резюме: для «погружения» и «удержания состояния» автором рекомендуются следующие источники:
1. Кандагар (фильм, 2010) // Википедия. [2019—2019]. Дата обновления: 30.04.2019. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=99504671 (дата обращения: 30.04.2019).
2. Юрий Малюгин, Светлана Резвушкина. Побег из Кандагара. Документальный фильм. Россия, 2006. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Xk-Q6XzyN-U
Однако методологическую основу работы составил труд Александра Петровича Мищенко «Побег из Кандагара»:
3. Мищенко А.П. Побег из Кандагара: Роман-хроника. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. – 288 с., ил. Издание 2-е, испр. и доп.