Город Солнца
Что скрывается за астрологическими образами всемирно известной утопии «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы? Где расположен Город Солнца и какова его история?
В поисках ответов на эти вопросы проводится настоящее исследование. Через призму четырёх столетий, минувших со времён написания утопии «Город Солнца», результат ошеломляет и превосходит все ожидания...
© Герман Ломов, 2010
- В чём разница между соловьём и воробьём?
- Соловей в консерватории учился на дневном, а воробей – на заочном…
Из студенческого фольклора
Я больше никуда убегать не буду. Утопии нет нигде.
Ким Хёнъ Док
Обусловленность вообще страшная штука, а профессиональная – тем паче. Когда профессионал «почуял добычу» и «замер в стойке», будьте покойны – он не свернёт…
Сразу оговоримся, под профессионализмом здесь и далее понимается не только и не столько степень владения предметом, сколько чувства увлечённости и вдохновлённости Знанием, которые и определяют степень воли, позволяющую добраться до Истины.
«Не дразнить»!
Но упаси Вас Господь подсунуть профессионалу «куклу», пустышку – он в порыве разочарования и покусать может…
Повествование сие задумывалось как увлекательное исследование, а завершилось банальным обманом. Иными словами, это – рассказ об исследовательском тупике.
Но как жертва мошенничества бывает беспечна, не обращая внимания на явные, очевидные огрехи в «легенде» мошенника, так и профессионал, ослеплённый поставленной задачей, не видит очевидных вещей. Ведь крах редко бывает внезапным.
«Значки и звоночки» в поведении плута и обманщика при надлежащей степени осмотрительности становятся очевидны на самых ранних этапах злодеяний.
В общем, эта работа – предупреждение о полезности сохранения хладнокровия. Ну и отличный повод для самоиронии…
Тяга к фантастике
Фантастика всегда занимала в литературе особую роль. Возможно, эта популярность обусловлена непреодолимым стремлением Человека «заглянуть за горизонт», «в завтра», идеализацией будущего и коренится глубоко в коллективном бессознательном.
Тенденция к «моделированию будущего» прослеживается с «колыбели цивилизации» и продлится, вероятно, до «исхода времён».
Но и в научно-фантастической литературе существует особый жанр – утопия, как жанр, описывающий модель идеального, безупречного (с точки зрения автора, конечно) общества.
История утопии как жанра
Так, на «заре цивилизации» этот жанр представлен «Государством» Платона, сегодня – в философских доктринах «правового государства» и «гражданского общества».
Основоположником термина «утопия» по праву считается Томас Мор (1478-1535) – английский писатель и мыслитель.
Его одноимённое произведение, опубликованное в 1516 году, «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», заставило говорить о себе в далёком XVI веке и предопределило огромное количество подражателей.
Это и «Паломничество» Сэмюэля Перчеса (1613), и «Христианополь» («Крепость Христа, или описание республики Христианополь») Иогана Валентина Андрэ (1619), и «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона (1627), и «История севарамбов» Дени Вераса (1675), и множество других.
Спустя 90 лет…
Однако истиной предтечей этой «утопической» волны литературы XVII века стала изданная спустя почти 90 лет после «Утопии» Мора, в 1602 году, работа Томмазо Кампанеллы «Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог» [1].
Несколько слов об авторе. Согласно [2]: «Томмазо Кампанелла (при крещении получил имя Джованни Доменико; 05 сентября 1568 года – 21 мая 1639, Париж) – итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Родился в Калабрии, в ранней молодости вступил в доминиканский орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину.
В 1598 году, вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики.
Подвергнутый неоднократной пытке, он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока благодаря вмешательству папы Урбана VIII не был выпущен на свободу в 1626 году».
«Тюремный роман»
Как следует из приведённого отрывка, «Город Солнца», вышедший в свет в 1602 году, был опубликован, когда автор находился «в местах не столь отдалённых».
В дальнейшем, его латинская версия была написана в 1613-1614 годах и издана во Франкфурте в 1623 году.
К слову, просто какое-то торжество демократии времён святой инквизиции – осуждённый к пожизненному заключению по «политической» статье беспрепятственно «толкает на волю малявы» содержания, мало чем отличающегося от причины его заточения!
Не иначе, как сладкий сон Михаила Борисовича!..
Компиляция!
Достаточно даже поверхностного взгляда на «Город Солнца», чтобы обнаружить, что Кампанелла находится под влиянием моровской «Утопии» [3], которая, возможно, и побудила его к занятию сим литературным трудом.
Это и «диалоговая» форма подачи материала, и общая идеология повествования – утопические рассуждения об идеальном обществе, и даже такая мелочь, как расположение Города Солнца на островной местности, как и Утопии, располагавшейся на одноимённом острове.
«Зачем же тогда компилятивному труду столько внимания?» - озадачится вопросом взыскательный читатель. – «Ну, попёр Томмазо у Томаса авторскую идею, да и то спустя 90 лет.
Это же даже не плагиат… Стоило столько шума поднимать»…
Призыв астрологу
Стоило! Потому что «Город Солнца» содержит то, что отсутствует в «Утопии» – огромное количество астрологических символов и указаний!
А это для астролога, как выстрел для спринтера, как отсчёт такта для музыканта, как хлопушка для кинематографиста… Это – призыв! И это – всегда вызов!..
Диалоговая форма
Для непосвящённых: повествование в «Городе Солнца» построено в виде диалога двух собеседников – Главного Гостинника (далее для сокращения – Г), задающего вопросы о Городе Солнца некоему Мореходу из Генуи (далее для сокращения – М), который, в свою очередь, на задаваемые вопросы отвечает.
Вопросов, как и ответов, в «Городе Солнца» - 28, поэтому, скажем, ссылка в тексте – М10 – означает, что интересующий текст читатель может обнаружить в ответе Морехода на 10 вопрос. А, скажем, Г27 соответствует 27 вопросу Гостинника.
Астрологические образы утопии
Итак, если читать «Город Солнца» вдумчиво, тем более, в контексте астрологического Знания, невозможно ни заметить ряд ярчайших астрологических образов.
Вот далеко неполный перечень таких указаний по тексту.
«Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам» (М3);
«На алтаре виден только один большой глобус с изображением всего неба и другой – с изображением земли.
Затем на своде главного купола нанесены все звезды неба от первой до шестой величины, и под каждой из них указаны в трех стихах ее название и силы, которыми влияет она на земные явления» (М4);
Культ семи планет в Городе Солнца
«Семь золотых лампад, именующихся по семи планетам, висят, горя неугасимым огнём» (М4);
«Над меньшим куполом возвышается только своего рода флюгер, указывающий направление ветров, которых они насчитывают до тридцати шести. Они знают и какой год предвещают какие ветры, и какие перемены на суше и на море, но лишь в отношении своего климата» (М4);
Обучение в Городе Солнца
«Также надо знать и науки физические, и математические, и астрологические. Не так существенно знакомство с языками, так как у них имеется много переводчиков, которыми служат в их республике грамматики.
Но преимущественно перед всем необходимо постичь метафизику и богословие; познать корни, основы и доказательства всех искусств и наук; сходства и различия в вещах; необходимость, судьбу и гармонию мира; мощь, мудрость и любовь в вещах и в Боге;
разряды сущего и соответствия его с вещами небесными, земными и морскими и с идеальными в Боге, насколько это постижимо для смертных, а также изучить пророков и астрологию» (М10);
Быт и призвание в Городе Солнца
«Они меняют одежды четыре раза в год: когда Солнце вступает в знаки Овна, Рака, Весов и Козерога» (М12);
«Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны» (М17);
«Они прекрасно знакомы со звездами и с морскими приливами и отливами» (М18);
Высшие должности Города Солнца
«Таким образом, под началом Мудрости находятся: Грамматик, Логик, Физик, Медик, Политик, Этик, Экономист, Астролог, Астроном, Геометр, Космограф, Музыкант, Перспективист, Арифметик, Поэт, Ритор, Живописец, Скульптор» (М21);
«На их обязанности лежит наблюдать звезды, отмечать их движения при помощи астролябии и изучать их силы и воздействие на дела человеческие.
Таким образом, знают они, какие изменения произошли или имеют произойти в отдельных областях земли и в какое время, и посылают проверять, действительно ли там случилось, отмечая и верные и ложные предсказания, дабы иметь возможность предсказывать впредь с наибольшей точностью на основании этих данных.
Они определяют часы для оплодотворения, дни посева, жатвы, сбора винограда и являются как бы передатчиками и связующим звеном между Богом и людьми… Они записывают замечательные события и занимаются научными изысканиями» (М23);
Великие праздники Города Солнца
«Они празднуют четыре великих праздника при вступлении Солнца в четыре поворотные точки мира, то есть в знаки Рака, Весов, Козерога и Овна.
При этом они разыгрывают глубоко продуманные и прекрасные представления, вроде комедий. Празднуют они и каждое полнолуние и новолуние, и день основания Города, и годовщины побед, и т. п.» (М23);
«И они твердо верят в истинность пророчества Иисуса Христа о знамениях в Солнце, Луне и звездах, чего не признают среди нас многие безумцы, которых и застигнет гибель мира, как вор ночью» (М23);
Божества и календарь Города Солнца
«Солнце и звезды они почитают как живые существа, как изваяния бога, как храмы и живые небесные алтари, но не поклоняются им. Наибольшим же почетом пользуется у них Солнце» (М23);
«Месяцы они считают по движению Луны, а год по движению Солнца; и ввиду того, что одно совпадает с другим только на девятнадцатый год, когда и Голова Дракона завершит свой цикл, создали они новую астрономию» (М23);
Наконец, и вовсе откровение гностического характера: «Считали они возможным и то, что делами низшего мира управляет некое низшее божество по попущению первого божества, но теперь полагают, что это мнение нелепо» (М25).
«Рай для астролога»
Великолепие! Рай для астролога! «Чудесное место» (С)!
Образы прорисованы так чётко, а описания настолько натуралистичны (и это качество действительно стоит отнести к заслугам Томмазо), что, несмотря на утопический характер «Города Солнца», однажды по ходу повествования этот «город – сад» вырастает из образа эпической небылицы и становится реальностью…
Остаётся только задаться вопросом «где расположен Город Солнца?» и найти ответ на него.