Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Фото номера Есенина

Переходим к метаморфозам обстановки и меблировки номера Есенина в «Англетере».

Общую картину описал санитар К.М. Дубровский, увидевший номер Есенина в «Англетере» утром 28 декабря 1925 года, в своих воспоминаниях много лет спустя:

«Там на полу лежала скатерть, битая посуда, клочья рукописей, окурки, кое-где сгустки крови, всё было перевёрнуто, явно была борьба».

Фото номера Есенина

Когда уборка необходима…

Соответственно и вопрос – для чего исполнителям в номере Есенина в «Англетере» оставлять после себя такой «палевый кавардак»? Уж если они остались всё «зачистить», а время «обнаружения» трупа было чётко спланировано, логично бы навести идеальный порядок.

Тогда по легенде при обнаружении трупа Есенина в «Англетере» вообще «никто ничего бы не понял»: сидел себе человек в кресле, набросив на плечи шубу, вдруг полоснул левую кисть бритвой, написал кровью «До свидания, друг мой, до свиданья!», влез под потолок, смастырил петельку и… ага!

Никаких вопросов. Точнее, вопросов-то – уйма, ответов на них нет. И зацепиться в их поисках даже при помощи фото номера Есенина не за что.

Без лишних глаз…

И по обнаружению трупа – всё бы было по-тихому: ни фото номера Есенина в «Англетере» авторством Наппельбаума, ни фото самого мёртвого Есенина, ни его посмертных масок. И «проходной двор» из номера Есенина в «Англетере» никто бы сделать не позволил.

Сколько по действующему процессуальному законодательству понятых должно было быть? Двое? Вот двоих соседей Есенина по номерам в «Англетере», не афиллированных с Есениным, из смежных номеров вытащили бы, те бы всё и подмахнули.

Если ещё адреса их регистрации и фактического проживания указывать не нужно, можно было вообще «липовые» фамилии указать. Катанян и Малашенко… Иди, ищи потом их для повторного опроса по стране, если даже половую принадлежность не установить…

Неужели спецы из ГПУ до такой элементарщины не додумались? Эрлиха этого малахольного с псевдосупругами Устиновыми привлекли зачем-то.

Как конспирологам такая перспективка событий в гостинице «Англетер», если довести ситуацию до абсурда?

«Проходной двор»

Однако и Наппельбаум с фотоаппаратом, и фото номера Есенина его авторством, и фото самого мёртвого Есенина и посмертные маски Есенина были. А уж кто только в номере Есенина в «Англетере» 28 декабря 1925 года не перебывал.

И это только есенинские «знакомцы»: супруги Устиновы, Ушаков, Эрлих, Сварог, Никитин, Лавренев, Семенов, Борисоглебский, Слонимский, Браун, Оксёнов, Рождественский и прочие…

Люди, как на экскурсию, в номер Есенина в «Англетере» ломились!.. И никто их взашей оттуда не выпихивал.

С другой стороны, на фото Наппельбаума правого угла номера Есенина в «Англетере» (чудесным образом, кстати, переместившимся для съёмки из Москвы в Питер с сыном за пять-шесть часов с момента обнаружения трупа в 10:30) особого беспорядка не наблюдается.

Исполнители, «одумавшись», наконец-то решили навести шмон в номере Есенина в «Англетере»? Возможно. У них, правда, на это, по версии конспирологов, не менее двенадцати часов было.

Похвально, конечно, но ох как невовремя: все, кому было нужно, уже всё увидели и побежали писать некрологи, дневники и воспоминания.

Несуразицы

Однако некоторые метаморфозы обстановки номера Есенина в «Англетере» остались даже на «вычищенно-приглаженном» фото правого угла.

Абстрагируясь от сомнительных свидетельств очевидцев, порой прямо противоречащих друг другу, это фото номера Есенина из «Англетера» и возьмём за основу дальнейших штудий.

Фото номера Есенина

Исследование Дм. Доброва

Из работ, посвящённых гибели Есенина, увидевших свет в последнее время, хочется выделить исследование Дм. (вероятно, Дмитрия) Доброва «Смерть Сергея Есенина» [43].

Работа хороша, в первую очередь, подробным фактологическим анализом прямых улик, которые внимательный взгляд обязательно обнаружит на фото номера Есенина в «Англетере» и трупа Есенина.

К слабостям же работы, на сугубо авторский взгляд, относится предопределённость исследователя, что Есенин однозначно был убит.

Этот недостаток временами даже заставляет автора отказаться от рассмотрения вариативности происхождения исследуемых улик, а порой и приводит к очевидному передёргиванию.

Но даже как методологическая помощь в исследовании работа великолепна.

Пятна крови на ковре

Итак, что на фото номера Есенина в правого углу увидел Дм. Добров?

Фото номера Есенина

1. Первое. «На ковре имеются пятна (??? – Ломов) тёмного цвета».

И ниже по тексту: «Наиболее просто можно объяснить пятна на ковре: это либо следы пищевых продуктов, либо кровь (? – Ломов).

Поскольку же на Есенине не было ран, лишь поверхностные ссадины, то кровь на ковре могла принадлежать одному из нападавших (на снимке видим два стола, один наверняка обеденный, а за обеденным столом обычны ножи, вилки и предметы из стекла, которыми и можно нанести ранение нападающему).

То и другое (какое это «другое»? – Ломов) происхождение пятен крови на ковре указывает на происшедшую в номере борьбу».

Обуженная вариативность

Вот, казалось бы, верный вывод: «либо следы пищевых продуктов, либо кровь». Однако о пищевых продуктах сказано как бы вскользь и далее эта версия даже не рассматривается.

В противоположность вокруг версии крови на ковре разворачивается просто-таки «кровопролитное кровопролитие крови» – два стола, один явно, обеденный, на нём явно ножи, вилки и предметы из стекла, будто бы столовые приборы не убираются со стола по окончании трапезы.

Вот одним из этих предметов Есенин якобы и поразил одного из нападавших, оттого и кровь на ковре. Ух! Триллеры бы Доброву писать…

Доведение до абсурда…

Дык и Ломов – не промах: «Наиболее просто можно объяснить пятна крови на ковре: это либо следы пищевых продуктов, либо кровь. Поскольку же на Есенине не было ран, лишь поверхностные ссадины, то это… пятна от красного вина и кетчупа.

Вечером 27 декабря Устиновы, Есенин и Эрлих могли заказать в первосортном «англетеровском» кабаке каре молодого барашка с доставкой в номер. Ожидая заказ, понятно, «отдыхали культурно», «апперетивя» красное вино.

Когда доставили барашка, Есенина уже могло «штормить».

Держа в левой руке полный бокал красного вина, зажав при этом между пальцами вилку с куском каре, обильно залитым кетчупом, Есенин мог зачем-то подняться к письменному столу, чтобы, например, показать гостям одно из своих новых произведений.

Оступившись, он мог пролить вино и смахнуть изящную кляксу кетчупа на ковёр. «То и другое происхождение пятен указывает на происшедшую в номере»… очередную попойку»…

Как читателю такая версия происхождения «пятен крови на ковре»? А, главное, какова её исследовательская ценность?

Фото номера Есенина

Пятна крови имеют… объём?!!

Вместе с тем, пятна крови на ковре (если, конечно, речь идёт о двух следах, лежащих в 10-15 см вправо от лежащего канделябра, см. фото) это… вовсе и не пятна, так как имеют… объём!

Будто оброненные запонки, дальняя лежит лицевой частью вниз, а ближняя – боком, лицевой стороной направленная в сторону входной двери.

Вероятнее всего, это какие-то «шуружки» от канделябра: очень уж их форма соотносима с «грибковыми шляпками» подсвечников.

Возможно, это свечные фиксаторы, не позволяющие наклоняющейся свече упасть. Вот такие «пятна крови на ковре»…

Чернильный прибор

2. Второе. «На письменном столе расположен чернильный прибор, то есть были и чернила, а значит, написание предсмертной записки Есенина в виде стихотворения кровью теряет смысл».

И далее «прежде всего, следует отметить, что в советской гостинице для «ответственных работников» не могло быть ни грязных ковров, ни чернильных приборов без чернил.

Особенно дико последнее: а если пришлось бы постояльцу важный документ писать на благо партии и народа?»

Фото номера Есенина

Убедительно и логично!..

Кровь вместо чернил

Если бы не «упрямые факты» (воспроизводится по [42]):

«ОТВЕТ

МВД РФ

ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (ЭКЦ МВД России)

123060, Москва, ул. Расплетина, 22

тел. 194-44-77

от 15.06.1992 г. № 2028

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ЕСЕНИНСКОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ ПРОКУШЕВУ Ю.Л.

121069, г. Москва, ул. Воровского, 25а,

Институт мировой литературы им. А.М. Горького

Копия: Директору Института русской литературы доктору филологических наук Скатову Н.Н., г. Санкт-Петербург

По просьбе редакции журнала «Химия и жизнь» и Союза писателей начальником отдела ЭКЦ МВД России кандидатом медицинских наук Стегновой (фамилия неразборчива) Т.В. было проведено исследование подлинного рукописного экземпляра предсмертной записки Есенина – стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Требовалось установить, написан ли этот текст кровью.

В архиве Института русской литературы им. А.С. Пушкина с бумаги, на которой написано стихотворение – предсмертная записка Есенина, была изъята корочка красителя в области буквы «и» во втором слове «свиданья». Корочка изъята из помарки и не нарушила ни текст письма, ни внешний вид.

Предварительная проба с гемофаном, проведенная с крупицей вещества непосредственно в архиве, дала положительный результат. Микроспектральным методом, проведенным в лаборатории, установлено, что стихотворение – предсмертная записка Есенина – написано кровью.

Начальник ЭКЦ МВД России доктор химических наук И.П. Карлин»

Фото номера Есенина

Слабость доказательной базы

Занавес! Зачем эта «лирика» – были чернила, не было их – если есть результаты официальной экспертизы: предсмертная записка Есенина «написана кровью»?

Неужели Дм. Добров, писавший работу в 2011 году, не знал её результатов 1992 года? Или как и большинство конспирологов «просто не верит»? Принимается.

Только неясно, что «изменится» в деле Есенина, если предсмертная записка Есенина будет написана: а) не Есениным; б) чернилами; в) после смерти Поэта?

Что, кому-то настоятельно хочется убедить общественное мнение в истинности версии суицида, в то время как истинная причина смерти – убийство? Вероятно, конспирологи «как бы намекают» именно на это…

Предсмертная записка?

Да на здоровье, коллеги: презюмируем, что Есенин вообще никакой предсмертной записки не оставил (если элегия вызывает такое неприятие своей фальшью)!

К слову, элегия итак в качестве предсмертной записки – слабое объяснение поведения самоубийцы: исполнено в поэтической форме; конкретных причин, приведших к трагическому концу не содержит; никого не обвиняет / не содержит просьбы никого не винить; распоряжений по имуществу покойного не содержит и так далее.

Что, от этого «дефекта» предсмертной записки Есенина вся версия суицида рассыплется, как карточный домик? Нет, конечно.

Факт наличия или отсутствия предсмертной записки Есенина – уж никак не ключевое доказательство характера смерти! Необходимо рассмотреть все обстоятельства в комплексе.

Известь на столе

3. Третье. «Столешница письменного стола с правой стороны испачкана чем-то белым (если это, конечно, не блики на полировке от осветительных приборов фотографа или включенного торшера или не свет из окна)».

Фото номера Есенина

Вот, прекрасный образец вариативности за счёт «световой» оговорки.

И далее «по поводу же возможного белого вещества на столе заметим, что белой в номере могла быть только побелка на потолке, известь.

Едва ли можно вообразить обстоятельства, при которых известь с потолка попала бы на стол, тем более в столь большом количестве».

Да почему же «едва ли возможно»?

Сейчас «вообразим» согласно изложенной в исследовании версии [43]: «под самым же потолком Есенин оказался, вероятно, в ходе подтягивания его туда:

один убийца за верёвку, закреплённую на шее петлёй и перекинутую через некое крепление под потолком возле труб отопления, тянул его вверх, а второй, вероятно, тянул тело вниз, способствуя удушению».

Абсурд как доказательство

Испачкана белым правая ближняя часть стола, которая относительно труб в углу является самой отдалённой частью его поверхности; на остальной поверхности белые блики (читаем – известь) отсутствует.

Из этого следует, что Есенин, видимо, пытаясь избежать удушения, когда его тело было подтянуто под потолок первым убийцей… за счёт отменной физической подготовки с помощью труб сделал стойку на руках параллельно полу и пятками ботинок пытался достучаться через потолок до соседей с третьего этажа.

Стучал так, что известь с потолка попала на стол!..

Очевидно, что шутка по своей сути кощунственна, но как ещё обозначить абсурдность инсинуаций визави об извести на столе?

Что иначе подразумевалось его словосочетанием «едва ли возможно вообразить обстоятельства»? Разве не такая картина?..

Угловая тумба

4. Четвёртое. «Угловая тумба привязана к отопительным трубам (почему и не падает)».

И далее «что же касается привязанной к трубам угловой тумбы, то удивление вызывает, в том числе находящаяся в номере верёвка или более жёсткий шнур.

Столь длинную веревку или шнур нужно было принести в номер, причем случайно это сделать нельзя».

Фото номера Есенина

Опять – «многозначительные недоговорки»: мол, де, у Есенина верёвки такой длины быть не могло, иначе он не стал бы вешаться под самым потолком на каком-то верёвочном «огрызке».

Значит, верёвку, очевидно, принесли некие «третьи лица» для своих «гнусных целей». Отнюдь… если не манкировать вариативностью.

4 варианта выгоды привязки тумбы

Вариант № 1. Верёвку, стабилизирующую угловую тумбу, мог повязать сам Есенин. А затем, по «остаточному принципу», изготовить петлю из того, что осталось.

Вариант № 2. Верёвка к угловой тумбе привязана есенинскими убийцами (версия Дм. Доброва). Она могла быть принесена предварительно, но могла быть «заимствована» и у Есенина, с одного из чемоданов, обтянутых бечёвкой.

Вариант № 3. Верёвка могла быть привязана к угловой тумбе в ходе каких-либо следственных действий Горбова, не отражённых в Акте обнаружения трупа.

Аналогично, верёвку Горбов мог «позаимствовать» и с есенинского чемодана, и запросить у Назарова, как присутствующего при осмотре номера Есенина представителя «Англетера».

Вариант № 4. Наконец, верёвка могла быть привязана к угловой тумбе в ходе фотосессии Наппельбаума. Понятно, эта версия самая «безбашенная».

Но кто сейчас поручится, что пришло в голову Мастеру художественного фотопортрета или «мастерам» с Лубянки, по «заданию» которых вполне мог «работать» Наппельбаум?..

Зачем привязывать тумбу?

Стоп! А зачем верёвку вообще вязать к угловой тумбе, кроме вариантов 3 и 4? Зачем с её помощью стабилизировать угловую тумбу в принципе? Какой в этом смысл?

По варианту № 1 Есенин влез на угловую тумбу, чтобы повязать петлю под самым потолком. Повязал. Дальше осталось только оттолкнуть угловую тумбу ногами и… тумба больше не нужна…

По варианту № 2 стабилизация угловой тумбы верёвкой бессмысленна, ибо сопротивляющийся повешению Есенин в любом случае будет её сбивать ногами. Добровольно вставать на неё, как на эшафот, ему «скучно».

А её крепление угловой тумбы верёвкой много хуже, нежели её основание к полу гвоздями пришпандорить намертво. Потом, правда, отдирать придётся, чтобы имитировать отталкивание тела, да следы от гвоздей в полу останутся – лишние улики…

В общем, проще Есенина «так удушить», а угловую тумбу потом или «уронить» можно, или к стене аккуратно прислонить… Без верёвки! Выходит, и есенинским убийцам привязанная угловая тумба нужна, как трусам рукава!

Фото номера Есенина

Единственная целесообразность привязки…

«Привязка» же угловой тумбы имеет смысл только в одном случае.

В некой «оговорке» к варианту № 1: умысла на суицид Есенин не имел; в петлю полез «за новыми ощущениями», рассчитывая «выскочить из петли, когда станет совсем плохо».

От этого и «некошерная» петля, замотанная по подобию шарфа.

Для этого и привязка угловой тумбы, которую по незначительности амплитуды можно нащупать ногами для спасения. Но всё пошло не так, по иному, зловещему сценарию…

А была ли тумба привязана?

Наконец, ключевой вопрос – а угловая тумба точно была привязана? За добровским постулатом [43]: «угловая тумба привязана к отопительным трубам (почему и не падает)» скрывается очередной очевидный подвох.

Угловая тумбы может не падать не только потому, что привязана, а потому, что упирается в угол или левую боковую стену шкафа (см. снимок).

Равно как правый дальний угол письменного стола также может способствовать удержанию угловой тумбы под наклоном (аналогично).

Да, какая-то белая канитель отходит от её левой верхней поверхности на незначительное расстояние в 10-15 см, но на этом же расстоянии она и обрывается.

Что это, какое-либо физическое отщепление от верхнего основания угловой тумбы или обрез твёрдого шнура (фрагмент не обвис перпендикулярно полу, как если бы это была тряпичная ткань или верёвка), по снимку установить невозможно.

Но и однозначно утверждать, что угловая тумба привязана – тоже: где тогда «продолжение» фрагмента одноимённой природы, тянущееся непосредственно к отопительным трубам?

Разбитое зеркало шкафа

5. Пятое. Улика, казалось бы, очевидная настолько, что невероятно как незамеченная никем из исследователей, даже дотошным Дм. Добровым – разбитое зеркало правой двери платяного шкафа.

Фото номера Есенина

В идеале, зачем Есенину бить злосчастное зеркало шкафа? Решил вздёрнуться – вперёд – стул, стол, тумба – и высота потолка достигнута. Шкаф процессу повешения никак не способствует и никак не препятствует.

Конспирологическая версия

Объяснение – «в копилку» конспирологов: разбитое зеркало шкафа – свидетель противостояния Есенина с убийцей.

Кто-то из них кого-то толкнул, тот налетел на шкаф и, возможно, спиной, проломил зеркало шкафа, которое тут же осыпалось на пол.

В дальнейшем, при наведении шмона осколки разбитого зеркала шкафа, обрывки рукописей, битую посуду и прочие «несоответствия» убрали, но восстановить фигурное зеркало шкафа, видимо, оказалось проблематичным из-за времени его изготовления по индивидуальному заказу и монтажу.

Более чем убедительная гипотеза…

«Я один… и разбитое зеркало…»

Если бы не есенинская психопатичность и способность заводиться с пол-оборота.

Так, если человек в приступе истерики самостоятельно уничтожает черновики рукописей, фотографию сына, бьёт посуду, то – что мешает ему и зеркало шкафа «высадить»?

Может, метнув в него канделябром, а может, и «вручную»? Второе, кстати, отлично объясняет порезы и травмы на предплечьях Есенина.

Вдруг «чёрный человек» Есенину опять в зеркале шкафа померещился. Вот он, памятуя одноимённую поэму, ему в переносицу и всадил!..

Фото номера Есенина

До Есенина?

Наконец, нельзя исключать и абсолютно «дикий» вариант: разбитое зеркало шкафа было разбито ещё до заселения Есенина в пятый номер «Англетера» его прошлым постояльцем.

Хотя вариант, конечно, очень уж умозрителен: чтобы в перворазрядной гостинице для партийных бонз вселять «дорогого гостя» в номер с разбитым зеркалом шкафа – даже звучит неправдоподобно.

Но то, что сделать однозначный вывод об обстоятельствах, при которых разбилось зеркало шкафа, невозможно – факт.

Бардак в номере Есенина

В качестве предисловия к резюме по разделу о месте происшествия.

Дм. Добров в своём исследовании постулирует [43]: «Бардак в номере ни малейшего отношения не может иметь к самоубийству. Значит, разбираться нужно было, а не прикрывать дело…»

Бардак – понятие растяжимое…

Однако если целиком абстрагироваться от свидетельских показаний и многочисленных воспоминаний знакомцев Есенина и руководствоваться исключительно приведённым фото номера Есенина авторством Наппельбаума, наличествует парадоксальная картина – никакого бардака в номере Есенина нет!

Фото номера Есенина

На письменном, гостевом и обеденном (в пределах видимости) столах – идеальный порядок; на полу и ковре, кроме опрокинутого канделябра, лишние вещи и какие-либо следы отсутствуют.

Скатерти ослепляют белизной. На левом столе на ней даже явственно просматриваются полотняные изгибы, образующиеся при глажении и дальнейшей укладке отглаженного белья для хранения.

«Зачистка»?

«Вот», - с назиданием вмешаются конспирологи, - «это как раз и указывает на искусственность его, порядка, природы: всё лишнее и компрометирующее из кадра Наппельбаум убрал. Постелили чистые скатерти… Власть, очевидно, прятала свидетельства есенинского убийства!»

Отнюдь. Во-первых, время сохранения полотняных изгибов прямо пропорционально степени накрахмаливания материала и частоте его использования.

Так, если скатерти накрахмалили до степени «стояния колом», а Есенин в течение 27 декабря за обеденный стол даже не садился, то изображение на снимке вполне аутентично.

На экивоки визави о попойке в пятом номере накануне есенинской кончины (в номере же, по свидетельствам Устиновой и Эрлиха, даже самовар был забыт с вечера 27 декабря) ответим неподдельным удивлением:

мол, когда конспирологам невыгодно, «всё окружение Есенина – сексоты ОГПУ, верить свидетельствам которых – предел безумия», а когда выгодно – «так есть же свидетельства непосредственных очевидцев и воспоминания современников!»

Неидеальная уборка

Во-вторых, предположим, что «зачищающая» бардак в номере Есенина уборка действительно была. «Лишнее» из фокуса убрали. Почистили пятна с ковра и мягких поверхностей, если они были. Вещи разложили по своим местам. Попытались максимально приблизить обстановку к версии суицида.

Отметим, все эти мероприятия проводились при постоянном «общественном контроле» – сонме есенинских знакомцев, пребывающем в номере Есенина «преимущественно и постоянно». Парадокс.

Ну да ладно. Но при этом почему-то «не вернули на место»:

а) головной убор Есенина (см. правый край обеденного стола);

б) зимний есенинский полушубок (см. кресло перед письменным столом);

в) свечные фиксаторы (см. два объёмных круглых предмета в 10-15 см. вправо от канделябра)… Прямо-таки максимально дотошная инсценировка, которая…

Фото номера Есенина

Перед кем «ломать комедию»?

В-третьих, непонятно для кого устроена и для чего нужна.

Если читатель из стана конспирологов глубоко убеждён, что фото номера Есенина авторством Наппельбаума уже на следующий день «увидел свет», будучи растиражированным всеми периодическими изданиями Страны Советов, то он глубоко ошибается.

Его первая демонстрация широкому зрителю произошла, вероятно, во время первого документального фильма (сюжета) о возможном убийстве Есенина времён перестройки. Не ранее, ибо в «доперестроечную» эпоху эта тема была табуирована.

А массовое тиражирование фото номера Есенина началось, скорее всего, с эпохи интернета.

Первоначально же фото номера Есенина было изготовлено для просмотра «ограниченным кругом лиц», которые «итак всё знали» и «гнать дезу» которым – опасно для жизни в середине двадцатых…

Ключевой вопрос

Вот и вопрос: стал бы хитрый и мудрый (по крови и вероисповеданию) Наппельбаум так рисковать и искусственно скрывать бардак в номере Есенина?

Как вариант, кому выгодно скрывать бардак в номере Есенина и кто заказчик этого, если к «широкому прокату» фото номера Есенина не планировалось?

Резюме

Ни анализ пропавших (повреждённых, уничтоженных) вещей Есенина, ни метаморфозы обстановки номера на фото номера Есенина не позволяют с необходимой степенью уверенности сделать вывод о характере смерти Есенина.

к началу

к разделу

назад

далее