Вифлеемская = звезда?
Двигаемся дальше. Гипотеза 2. Вифлеемская звезда = вспышка новой или сверхновой звезды.
Здесь сразу следует оговориться: несмотря на все поиски, обнаружить какой-либо систематизированной русскоязычной информации по вопросу вспышки новой (сверхновой) звезды во время Рождества, которую можно признать в качестве Вифлеемской звезды, не представляется возможным.
Иными словами, ни одна работа русскоязычных авторов не выдерживает критики с точки зрения окончательной убедительности, а именно ни у одного русского автора не имеется полного списка когда-либо наблюдаемых новых и сверхновых звёзд, включая период до н.э.
Тем не менее, некоторые результаты авторских изысканий приводятся ниже.
Корейские и китайские хроники
О вспышке новой (сверхновой) в марте-апреле 5 года до н.э. в своей работе «Когда же родился и был распят Иисус Христос?» упоминает О.М. Рапов [7]. Читаем:
«В 70-е годы XX века английские астрономы Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон выдвинули иную версию «звезды», упомянутой в Евангелии от Матфея.
Авторы изучили сведения древних китайских и корейских хроник о необычайных небесных явлениях, происходивших в период с 10 года до н.э. по 13 год н.э.
В этих источниках зафиксирована вспышка яркой Новой звезды весной 5 года до н.э. в непосредственной близости от звезды Р созвездия Козерога.
Эту Новую можно было наблюдать на восточной стороне неба до солнечного восхода в течение 70 дней. Поэтому английские астрономы были склонны считать, что данная Новая звезда и является Вифлеемской звездой».
Мнение Романова о Вифлеемской как звезде
Наибольший же интерес по вопросу астрономической природы Вифлеемской звезды представляет работа Бориса Романова «Зороастризм и христианство».
Здесь в главе о Вифлеемской звезде Борис Романов пишет: «О вспышке Новой звезды весной 5-го года до н.э. упоминается в сирийских и китайских хрониках и преданиях тех времен; упоминается, что она была видна на востоке низко над горизонтом в течение 70 дней…
Приведу здесь выдержки из статьи архимандрита Алексия в журнале «Странник» № 12 за 1914 год «Год Рождества Спасителя и Вифлеемская звезда».
Открытие английских астрономов
Сначала, на основании тех же китайских и других хроник он установил, что Новая звезда, которая вполне могла приниматься за Вифлеемскую звезду, вспыхнула в 749 году от основания Рима – это как раз 5 год до н.э.
Правда, он считает, что Вифлеемская звезда сияла с декабря 749 года по февраль-март 750 года.
Но, как уже отмечалось выше, последние по времени и наиболее тщательные исследования английских астрономов Д. Кларка, Дж. Паркинсона и Ф. Стефенсона в 1977 году говорят именно о весне 5-го года до н.э.
Им удалось определить и небесные координаты этой звезды: в пересчёте на 5-й год до н.э., это примерно 5-6 Козерога (зодиакального знака).
Далее арх. Алексий отмечает, что соединение Юпитера и Сатурна никак не могли быть приняты за эту звезду по силе сияния (см. ниже гипотезу 3).
Тем более, добавим, что те же английские астрономы установили, что Юпитер и Сатурн подходили друг к другу в 7 году до н.э. не ближе, чем на один угловой градус (это несколько диаметров Луны), так что ни о каком их «сиянии» не может быть и речи.
И всё же – Знамение!
Другое дело, что такое «царское» соединение в знаке Рыб могло быть прочитано персидскими магами как знак, предвестник будущего рождения «Царя Иудейского».
Далее архимандрит Алексий с чисто астрономических позиций доказывает, что в декабре Вифлеемская звезда (Новая) не могла быть видна в Вифлееме (она была над горизонтом только днем).
Правильно! Поскольку эта Новая звезда вспыхнула в 5-6 зодиакального Козерога весной, то есть в марте или апреле, то она, как поймут астрономы и астрологи, могла быть видна весной на широтах Палестины, Сирии, Персии и среднего Китая только несколько часов ночью низко над горизонтом на востоке – так и написано в китайских и сирийских хрониках и в Евангелии Матфея сказано: «На востоке».
Далее, поскольку во время прихода магов в Иерусалим её уже никто не видел, значит, это было после 70-ти дней её сияния, то есть летом или осенью 5-го года до н.э.
Но она, видимо, светила как звезда уже небольшой величины, и маги не теряли её из вида, и в дороге из Иерусалима в Вифлеем она шла перед ними (другой перевод: «вела их»).
Когда в Иерусалим пришли волхвы?
Вифлеем расположен почти точно на юг от Иерусалима на расстоянии менее 10 км, два часа пешком.
Если маги пришли бы в Иерусалим в июне-июле, когда Солнце идет по знаку Рака, то Вифлеемская звезда могла быть видна на юге (в знаке Козерога) около полуночи.
Если это было в июле-августе (Солнце во Льве), то между заходом Солнца и полуночью.
Если же маги были в Иерусалиме в сентябре – начале октября, то Вифлеемская звезда появлялась на юге сразу после заката Солнца и примерно через три часа она исчезала за горизонтом на западе».
Хронология гипотезы
1. По первой версии Рождества 24 декабря 6 года до н.э. родился Иисус Христос.
2. В марте-апреле 5 года до н.э. в 5-6 градусах Козерога вспыхивает новая (сверхновая), яркое свечение которой можно наблюдать около 70 дней; вспышка служит путеводителем волхвам; впоследствии именно эта новая (сверхновая) и признаётся Вифлеемской звездой.
3. При второй версии Рождества 24 декабря 6 года н.э. гипотеза не работает.
Аргументы «за»
1. Волхвы, ведомые звездой, появились в Вифлееме, когда Иисус уже родился.
2. Волхвы видели на востоке именно звезду: «ибо мы видели звезду Его на востоке» (Мтф, 2:2).
Аргументы «против»
1. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Мтф, 2:10). Присутствие Вифлеемской звезды, затем её исчезновение с последующим появлением объяснению не поддаётся.
2. Вифлеемская звезда встала над местом, где был Младенец. Аналогично предыдущему пункту. Речь идёт о сбросе энергии и уменьшении яркости свечения? Однозначного ответа нет.
3. Видимое свечение звезды в течение 70 дней ставит под вопрос выбор Иродом возраста избиваемых младенцев «от двух лет и ниже».
Резюме
Вспышка новой (сверхновой) в марте-апреле 5 года до н.э. в 5-6 градусах Козерога может являться Вифлеемской звездой.