Наваратна и шапка Мономаха
Чем более всего потешны аборигены «Земли Обетованной», на авторский взгляд, так это парадигмой избранности собственного народа, нации пред Господом. Носятся бедные евреи с этой своей «избранностью», как с писаной торбой (чуть не написал – Торой)…
А там, где «избранность», там всегда гордыня… Любой же грех, он всегда сужает видение, обуславливает разум, зашоривает спектр познания. Кажется, об этом говорил Раджниш.
Шапку Мономаха «проглядели»…
Странно, но не один из иудаевистов не высказал версию о практически предельном тождестве камней Наваратна и шапки Мономаха.
А ведь в убранстве шапки Мономаха очевидно присутствуют пять (больше, чем в обереге царя Тира) из девяти камней Наваратна!
Видимо, шапка царя «гоевской» Руси им просто неинтересна. А зря…
Важен Принцип, а не расположение…
Конечно, камни шапки Мономаха не расположены «в три ряда по три камня в каждом».
Так и ожерелье таиландской королевы Сирикит тоже не квадрат «три на три». Но камни ожерелья в полной мере соответствуют Традиции и составляют классический Наваратна.
За качеством и перечнем камней, украсивших шапку Мономаха, обратимся к авторской работе «Сказ про царску шапку» [12] по означенной тематике или на соответствующую страницу Википедии [13], куда авторские наработки [12] успешно «перекочевали», благодаря вездесущести апологетов этой электронной энциклопедии; подробности здесь.
Резюмируя, определимся с драгоценными камнями и металлами, украшающими шапку Мономаха, начиная с навершия; подробности здесь.
Пять из девяти камней!
Таким образом, на шапке Мономаха расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки, из них пять видов (! – все, кроме шпинели красной) в полной мере соответствуют камням Наваратна.
Вот эти «множественные» камни – жемчуг, шпинель красная, рубин и изумруд – представляют особый интерес. Зачем, спрашивается, необходим подобный «дубляж»?
Даже если «оставить в покое» изумруд – всё же в классическом Наваратна один зелёный камень. Но аж три (!) красной шпинели, два (!) рубина и 32 (!) жемчужины в шапке Мономаха невольно наводят на следующие размышления, складывающиеся в красивую гипотезу.
Проводилась ли экспертиза шапки Мономаха?
Действительно ли архивариус конца XIX века при текстовом описании шапки Мономаха обладал геммологическими познаниями?
Оценивал ли он качество и природу камней, украсивших шапку Мономаха, в контексте геммологической экспертизы?
Или, являясь чистым компилятором, просто литературно «причесал» в языковых реалиях конца XIX века опись царской казны конца XVII века?
И доверять этим описям шапки Мономаха XVII и XIX веков стоит не больше, чем творениям Романелли и Тициана, отобразивших хошен?
Иными словами, проводилась ли хоть раз геммологическая экспертиза шапки Мономаха?..
Отчего у автора возникли такие «шизофренические» вопросы?
Как спрятать камень?
Оттого, что за «красными» камнями шапки Мономаха (тремя красными шпинелями и двумя рубинами) спрятать камень гессонит – камень «Юго-запада» Наваратна, управляемый Раху – проще простого…
Равно как по аналогу «в череду» 32 жемчужин спрятать максимально осветлённый кошачий глаз – камень «Северо-запада» Наваратна, управляемый Кету, и необработанный алмаз – камень «Востока» Наваратна, управляемый Венерой…
Не «спрятаны» ли таким образом гессонит, кошачий глаз и алмаз Наваратна в убранстве камней шапки Мономаха?
Шапка Мономаха – Упаратна?
Хотя для «чистоты эксперимента», конечно, следует отметить, что шапка Мономаха если и изготовлена по принципу Наваратна, таковым, по сути, очевидно, не является, и несёт в себе следы Упаратна, ибо красный коралл Махаратна явно замещён шпинелью красной.
Подобное замещение вполне допускает и замещение гессонита, кошачьего глаза и алмаза классического Махаратна в шапке Мономаха при презумпции её изготовления как Упаратна.
При всём при этом шапка Мономаха – не утраченный цивилизацией шедевр ювелирики! Выяснить это – дело элементарной геммологической экспертизы.
Осознанная провокация
С другой стороны, читатель, не верьте последним трём разделам авторского текста: провокатор я ещё тот…
Лучшие стихи Священного Писания в рассматриваемом контексте: «Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», - не верьте;
ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мтф, 24:26-27).
Иными словами, вольный парафраз Великой Поэзии применимо к Наваратна означает: не надо искать Наваратна там... где его нет!
Если изделие изготовлено по принципу Наваратна, его (изделие) не спутать ни с чем. Как не спутать снегиря с синицей, воробьём или трясогузкой.
Основа – гороскоп!
«Страсти по шапке Мономаха» для автора – пройдённый этап, но даже сейчас, возвращаясь к результатам исследований годичной давности, сделанный вывод предельно прозрачен:
в основу подбора камней шапки Мономаха «лёг» индивидуальный гороскоп непосредственного заказчика, лица, которому шапка Мономаха изготавливалась для повседневного / разового ношения!..
О подробностях престоловенчания, рождения и родственных связях этого лица подробно см. здесь [12].
Таким образом, основная задача настоящей главы – не только показать преобладающую тождественность камней шапки Мономаха с минералами Наваратна в сравнении с оберегом царя Тира и хошеном.
Но и в очередной раз продемонстрировать, что индивидуальный гороскоп – основа любой геммоастрологической работы!
Все ведущие ювелиры древности исповедывали именно этот принцип. Всем же ведущим ювелирам современности это необходимо просто вспомнить, чтобы уже никогда не забывать…