Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Саминь Николай

Девятый пленник – Саминь Николай Григорьевич, 1964 года рождения, уроженец села Волиса Украинской ССР.

Саминь Николай

В Вооружённые Силы Саминь Николай призван 09.11.1982 года из Целиноградской области Казахской ССР, в Республике Афганистан с апреля 1983 года.

Саминь Николай в Афганистане

Саминь Николай – младший сержант 48 (44)-го гарнизона насосных станций 2-й роты 3-го трубопроводного батальона, попал в плен 10.06.1983 года в районе Чарикара провинции Парван.

Имя в Бадабере не установлено, хотя по дате пленения соотносится с Исломудином «бадаберского списка».

Был ли Николай Саминь в Бадабере?

По показаниям Рустамова в Труде [2], в период его нахождения в плену Николай Саминь в Бадабере в качестве пленника отсутствовал.

Рустамов познакомился с Саминём, которого именовал «Коля из Панджшера», только в Джелалабаде, где Саминь собственноручно набил Рустамову наколку «Мама, я устал!», после восстания.

В Фильме [4] же Рустамов о Николае Самине не говорит вообще, автором наколки «Мама, я устал!» именует Исломудина – Михаила Варваряна (13:25).

Саминь Николай в Фильме Кудоярова

Однако история Николая Саминя разбирается в Фильме [4] очень подробно.

В частности, во-первых, на 21:06 Фильма [4] начинаются как раз те самые хроникальные кадры, которые, если верить Труду [2], так «всполошили» в своё время Носиржона Рустамова:

«Я достаю ноутбук и ставлю диск с фильмом, в котором Ахмад Шах Масуд по-отечески наставляет русского парня в зеленой вязаной кофте.

- Вот он, Коля! Коля из Панджшера... – как заклинание повторяет Рустамов и переходит на узбекский, торопясь мне что-то объяснить. В этом парне на ишаке Рустамов узнал Колю, который наколол ему факел на правое плечо в лагере под Джелалабадом 21 год назад.

Тут впору закурить и мне. Потому что на экране ноутбука в душманских шароварах по Панджшерскому ущелью разгуливал Николай Саминь. По списку пакистанской стороны, переданному нашему МИДу в начале 1990-х, он якобы погиб при восстании советских военнопленных в лагере Бадабер 27 апреля 1985 года».

Саминь Николай

Хроникальные кадры

На 21:19-21:34 слышен диалог между Ахмад Шахом (АШ) и Николаем Саминём (НС); в ходе диалога – на экране титры, указывающие время события – осень 1984 года.

АШ: По дороге главное, чтобы не узнали, что ты русский.

НС: Да, понял, я буду молчать.

АШ: Возьми в руки камеру, чтобы выглядеть, как журналист.

НС: Хорошо.

АШ: По дому соскучился? Человек вдали от Родины скучает по дому…

НС: Нет. От дома я уже освободился.

АШ: Точно?

НС: Да.

АШ: На меня не обижаешься?

НС: Нет, уважаемый…

Если враг оказался вдруг…

Иными словами, как свидетельствует приведённая кинохроника и показания важнейшего свидетеля этой истории французского режиссёра Кристофа де Понфилли, после пленения у Николая Саминя с Ахмад Шахом складывается эмоционально-духовная связь.

До такой степени, что Ахмад Шах решает… отпустить Николая Саминя к родственникам за границу в сопровождении французского режиссёра.

Саминь Николай

Свидетельство Бертрана Галле

Слово Бертрану Галле в Фильме [4], 22:03-23:24:

«Но у Николая не было документов, чтобы уехать во Францию и на то время, пока их сделают и привезут из Парижа, французские журналисты в Пешаваре договорились с людьми Раббани спрятать его у них.

И когда мы вернулись за Николя Саминь, нам сказали, что его здесь нет, он уже уехал.

У нас был очень тяжёлый разговор с ответственным афганским товарищем, который нам сказал, что Масуд в Афганистане, и он не в курсе проблем, которые существуют в Пешаваре.

Советское посольство в Исламабаде не хотело, чтобы советские дезертиры могли жить в Пакистане. И чтобы угодить русским пакистанцы не во всём поддерживали афганское сопротивление. Во избежание проблем всех русских пленников моджахеды отправили в лагерь».

Прообраз героя в «Звезде солдата»

Потрясённый произошедшими событиями, Кристоф де Понфилли в далёком 2006 году выпустит на экраны художественный фильм «Звезда солдата» [8], по сюжету которого «советский солдат Николай попадает в афганский плен к Ахмад Шаху Масуду, где ему дают новое имя Ахмад.

Под влиянием французского журналиста Кристофа афганские моджахеды разрешают его отпустить. Французу афганцы поручают перевести пленного через границу.

Вдвоём они пересекают границу Пакистана, где Кристофа, как гражданина Франции, пропускают, а советского солдата расстреливают».

Саминь Николай

Саминь в Бадабере

Оставив в стороне «вероломство пакистанских товарищей», отметим, что дальнейшие события с Николаем Саминём могли развиваться всего по нескольким сценариям…

Версия 1

Николай Саминь никогда не был в Бадабере, в принципе, но встречался с Рустамовым в исламабадском лагере позднее, после восстания.

Его «пристяжка» к Бадаберу – не более авторской версии Р. Кудоярова в Фильме [4], никакого отношения к реальности не имеющая. Обоснование см. ниже.

Версия 2

Рустамов действительно не встречал Николая Саминя в Бадабере, потому что, как и фильме «Звезда солдата», его расстреляли, не довозя до Бадабера.

Однако это противоречит показаниям самого Рустамова о его последующем знакомстве с «Колей из Панджера» в исламабадском лагере, когда тот «в Бадабере не был. Он Америка поехал. Говорил, там родственники ждут», как это повествуется в Труде [2].

Версия 3

Рустамов действительно не встречал Николая Саминя в Бадабере, потому что до того, как в Бадабере появился сам Рустамов, Николай Саминь его… уже покинул.

Но оказался в итоге не во Франции, а в исламабадском лагере, где после «бадаберского мятежа» и познакомился с Рустамовым, как это повествуется в Труде [2].

При всей абсурдности этой версии она не лишена смысла, если, забегая вперёд, учесть следующее обстоятельство, затерявшееся в водовороте событий бадаберской «вакханалии».

Саминь Николай

Одиночный побег из Бадабера

И по Труду [2], и по CC [3], перед самым приходом в Бадабер Рустамова «одному из советских пленников удалось сбежать из лагеря в цистерне водовозки», о чём Рустамову поведал Варварян!!!

Кто был этим узником?!! И как ему удалось бежать? С «негласной помощью» кого-либо или без оной?

Иными словами, не был ли этот пленник Николаем Саминём, побег которого всего лишь средство его «легализации»?..

Беглец – Николай Саминь?

А когда от Бадабера камня на камне не осталось (в прямом и переносном смысле), для Николая Саминя вообще всё «кошерно» сложилось: сидит сейчас себе Николай Григорьевич под чужим именем на берегу Атлантического океана в шезлонге с коктейлем, а мы тут по нему «слёзы льём»…

Цинично? Отнюдь, когда рассматривается максимальная событийная вариативность.

Версия 4

Николай Саминь действительно геройски погиб в Бадабере вместе с остальными узниками лагеря; описания же Рустамова / повествования Кириченко [2] об отсутствии Николая Саминя в Бадабере и знакомстве с ним позднее в исламабадском лагере – фальсификация.

Соответственно, если последующая встреча Николая Саминя и Рустамова в исламабадском лагере – фальсификация, то право на существование вообще имеет любая из означенных версий.

Фальсификация событий

К вопросу возможности фальсификаций событий в Бадабере.

Относительно показаний Рустамова – один раз он уже ошибся, отдав роль главного руководителя и идеолога восстания в Бадабере Абдурахмону, Николаю Шевченко, см. выше.

Саминь Николай

Видео, которое никто не понимает

Относительно повествования Евгения Кириченко – на просторах РуНета «гуляет» видео [9], ставящее в тупик зрителей «не в теме», с говорящим названием: «Тайна лагеря Бадабер. Эксклюзив! То, что осталось за кадром!» длительностью 1:37, в котором Носиржон Рустамов на узбекском языке с подстрочным переводом повествует:

«И тогда уж я вам всё хочу рассказать. Когда Женя с людьми приехал, это было в гостинице в Фергане, это было тогда, когда я отказался говорить, был аппарат.

Но ведь я сам знаю, что со мной происходило в течение 8 лет, что именно я видел своими глазами и слышал. А он меня спрашивает о вещах, которых я не видел и не знаю. И я Жене сказал: «Женя, больше я вам интервью не даю». И ушёл из гостиницы.

Два милиционера пришли с Музафар-ака и вернули меня обратно, посадили. Я нервничаю.

И Музафар-ака сказал Жене: «Извините, имейте терпение, но пусть он говорит только о том, что видел сам, не смешивайте то, что он видел, и что вы ему говорите. Он же не может говорить о том, чего он не видел».

Именно поэтому я много чего Жене не рассказал. Вот Музафар сидел там, где вы сейчас сидите. А я встал со своего места и ушёл из гостиницы.

Я сказал: «Музафар-ака, я буду говорить только то, что сам видел и с Женей не хочу иметь ничего общего». И меня вернули. И Музафар-ака мне сказал: «Говорите только то, что видели и знаете». И я много вещей Жене не рассказал».

Лица конфликта

Музафар-ака, вероятнее всего – экс-полковник КГБ СССР Музаффар Худояров, с помощью которого в Фергане и удалось «обнаружить» Носиржона Рустамова.

А вот «Женя», вероятнее всего… как раз Евгений Кириченко, чьи работы в Труде [2] и в СС [3] легли в методологическую основу настоящего исследования.

Суть конфликта Рустамова и Кириченко

И в этом ключе «прорисовывается» неприглядная картина – в ходе работы у Евгения Кириченко с Носиржоном Рустамовым возник конфликт, в основе которого лежало желание Кириченко «выдавать желаемое за действительное», выразившееся, вероятно, в некоем «сценарии», которому должен был следовать Рустамов, что и вызвало гнев последнего, о чём Носиржон не преминул сообщить съёмочной группе Кудоярова.

Таким образом, к описаниям событий в Бадабере в Труде [2] и СС [3] авторством Евгения Кириченко стоит относиться с некоторой долей исследовательской осторожности.

Саминь Николай

Рустамов о Кудоярове

Кроме того, оказывается, у Рустамова есть претензии не только к Кириченко, но и к самому Кудоярову. В марте 2015 года Виктор Боголюбов выехал в Фергану, где встретился с Носиржоном.

«Вместе с ним просматриваем фильм «Тайна лагеря Бадабер». Рустамов во время просмотра буквально содрогнулся: «Как?! Ведь мне он не говорил, что снимает для фильма!

Летом 2009 года ко мне домой в Ферганскую область приехал человек из Андижана по имени Козим и попросил, чтобы я поехал в Андижан, где меня ждут гости из России, которые хотят расспросить об одном из бывших пленных, которого я, возможно, знаю.

Я приехал в указанный адрес, где находился этот Радик. Он сказал, что приехал по просьбе матери пропавшего без вести солдата, чтобы показать мне фото и узнать, не видел ли я его в плену. Я не опознал эту фотографию.

Потом Радик попросил, чтобы я рассказал перед камерой все, что говорил раньше Худоярову Музаффару и Евгению Кириченко о Бадабере. Я рассказал о восстании.

Радик показывал мне те же фотографии «Абдурахмона» и «Исломуддина» с европейской журналисткой, которые за 2-3 года до него показывали мне Худояров и Кириченко, я повторил все, о чём говорил раньше.

Радик знал всё это, в том числе и об «Ахмаде», которого не было в Бадабере. Я не понимаю, почему Радик перевернул мои слова и показал в фильме, что «Ахмад» (пленный Николай Саминь – Ломов) погиб.

Радик настойчиво просил меня вспомнить то, чего я не рассказывал раньше, но ничего нового я сказать не мог. Никаких открытий во время беседы со мной Радик не сделал, все было известно до него, теперь я понимаю, что он просто решил снять сенсационное кино и заработать денег.

Я очень сожалею, что согласился на съёмки, меня просто обманули. Я подтвержу эти свои слова на любом уровне и на любом расследовании» (военно-патриотическое издание «Аргументы времени» от 03.06.2015 года).

На этом основании, вероятнее всего, Николай Саминь никакого отношения к лагерю Бадабер не имеет; его дальнейшая судьба – за рамками настоящего повествования. 

назад

далее