Иудея времён Иисуса Христа
Версия, о которой пойдёт речь ниже, потрясает. Познакомиться с такой грамотной, адекватной и логически выверенной работой – большая удача.
Независимо от того, что задача противоположна: доказать, что изложенное – вымысел.
Поэтому версия «Иисус – политик», то есть самовыдвижения Иисуса как самостоятельного политического деятеля воспроизводится без купюр по [89]:
История Христа – Экономика
В Книге Тайн достаточно много написано о Христе. Но большинство статей дано в историко-этическом аспекте.
Поэтому, я надеюсь, Вас заинтересует статья, рассказывающая о Христе с совершенно неожиданной точки зрения – экономической.
В основе всех событий лежат деньги. А в основе экономики лежит человеческая психология. Именно психология подтолкнула меня заняться экономикой событий в Иудее времён Иисуса Христа, которые случились четырнадцатого дня месяца нисана семьсот восьмидесятого года от основания Рима…
Еще подростком, читая Евангелие, я был поражен безобразной сценой, которую устроил Христос в иерусалимском храме. Уж больно не вязался с личностью и проповедями Христа этот внезапный и совершенно немотивированный выброс агрессии.
Погром в Храме
Христос переворачивал столы, кричал, ругался. Потом эта сцена получила название «изгнание торговцев из храма».
Хотя историки прекрасно знают, что никаких торговцев в иерусалимском храме никогда не водилось просто из-за отсутствия там места, а менялы сидели на площади перед храмом.
Если бы акт вандализма учинил кто-то другой, мы бы, разумеется, квалифицировали его деяния как злостное хулиганство.
Если бы такое произошло сегодня…
Представьте, что сегодня кто-то ворвался в церковь и устроил погром, с криками: «Выгнать торговцев из храма!» - перевернул столики со свечками, иконками и религиозной литературой.
Как бы вы это восприняли? Точно так же восприняли действия Иисуса и современники-иудеи времён Иисуса Христа.
Вопросы, вопросы…
Почему же за кощунство Христа не убили сразу? Только ли потому, что Христа всегда сопровождали 12 здоровенных лбов, некоторые из которых были вооружены?
Почему, наконец, Христос устроил «еврейский погром» именно перед праздником Пасхи, ведь до того он тысячу раз видел эти злосчастные столы и спокойно проходил мимо?
Эти вопросы не давали мне покоя, и я вплотную занялся расследованием.
Фарисей и саддукей – братья навек!
Экономика Древнего мира, в общем, и Иудеи времён Иисуса Христа, в частности, была немногим проще сегодняшней.
Но для того, чтобы понять тайные пружины, приведшие к гибели одного из множества бродячих иудейских проповедников, послужившего зерном кристаллизации целой мировой религии, нужно немного разобраться в финансовой системе Римской империи.
Потому что, говоря сегодняшним языком, Христа погубили тогдашние олигархи за то, что он требовал прекратить валютные спекуляции, основанные на инфляции, и вложить капиталы в реальный сектор экономики.
Христа убили большие деньги
Геологически так сложилось, что на Востоке были месторождения золота, а в Апеннинах – серебряные рудники. Стало быть, Рим был богат серебром, а Азия золотом.
Поэтому 1 г золота в метрополии стоил 12,6 г серебра, а на Востоке, в том числе в Иерусалиме – столице Древней Иудеи времён Иисуса Христа, за тот же грамм золота давали 4,7 г серебра. Рано или поздно кто-то должен был этой разницей курсов воспользоваться...
Иудея времён Иисуса Христа являлась единственной провинцией Римской империи, которой было позволено чеканить свои монеты.
«Чужие» деньги
Правда, с определенными ограничениями: туземцы могли чеканить только сикли – особые религиозные деньги. Дело в том, что на римских монетах были языческие изображения, которые по иудейской вере нельзя вносить в храм. А подношения делать надо.
Поэтому левиты (иудейские священники) и попросили у Рима права печатать свою монету. Не подумайте худого, господа, мы вовсе не хотим подорвать валютную монополию империи! Исключительно с религиозными целями!..
Налоговая повинность
Сикли продавались прямо у входа в храм на меняльных столах. (Именно их и крушил Христос.) Это была здоровенная монета – 1 сикль равнялся аж 20 динариям.
Каждый взрослый иудей времён Иисуса Христа обязан был на Пасху пожертвовать храму полсикля. Обязательные ежегодные пожертвования были как бы налогом с простых евреев на поддержку местной власти.
Две партии синедриона
Иудеей времён Иисуса Христа тогда помимо римского наместника управлял «религиозный парламент» - синедрион. В синедрионе было две партии – саддукеи и фарисеи. Нам совершенно не важно, чем они отличались друг от друга по идеологии, не будем вдаваться в их религиозные оттенки.
Но если опять-таки проводить современные политические аналогии, то саддукеи были ближе к патриотам, а фарисеи – к центристам с легким налетом либерализма.
Фарисеи VS Саддукеи
Фарисеи были прагматиками, а саддукеи – ортодоксами. Меняльные столы, то есть все финансовые потоки храма, были полностью подконтрольны фарисеям.
Это естественно: прагматики всегда ближе к деньгам, чем твердолобые патриоты. За твердолобость, кстати, фарисеи саддукеев очень не любили. Не любили, но поддерживали финансово. За что? А примерно за то же, за что нынешние финансисты поддерживают коммунистов и ЛДПР.
Патриоты-саддукеи всегда резко выступали против западных оккупантов, переводя таким образом стрелки народного гнева с фарисеев на римлян. Патриоты-саддукеи сочувствовали террористам – зелотам.
Саддукеи твердили о традиционных ценностях, размываемых западной заразой. Короче говоря, саддукеи отвлекали трудящиеся массы Иудеи времён Иисуса Христа от богатеющих левитов. Римляне, мол, во всем виноваты. Грабят нашу родину, сволочи!
Хотя всё было наоборот...
Как-то вечером патриции собрались у Капитолия...
Все было совсем наоборот: прагматичные фарисеи конвертируют полученное от меняльных столов серебро на золото по курсу 1:4,7, грузят это золото на корабли и везут в Рим, где меняют на серебро по курсу 1:12,6, и везут серебро обратно в «родные палестины».
Где снова меняют на золото и вновь отправляются в неспешное плавание через Средиземное море в известном направлении. Уолл-Стриту и не снилась такая рентабельность валютного арбитража!.. А что же Рим?
Золотовалютные резервы Рима
«Рим погубила роскошь» - общеизвестная, почти пошлая фраза. Но эта пошлость – горькая правда. В Рим исправно поступали налоги из провинций. Но поступающее в виде монет золото не накапливалось, а утекало как песок сквозь пальцы.
Во-первых, его банально переплавляли в украшения. Во-вторых, огромные гонорары в серебряных сестерциях платились приезжим артистам, которые, прежде чем уехать, естественно, переводили серебро в «международную валюту» - золото - и увозили желтый металл из Рима.
«Хлеба и зрелищ»
Устраивались бесплатные зрелища для плебса. За золото нужно было закупать диких зверей из Африки для гладиаторских игрищ. Нужно было годами учить и содержать самих гладиаторов. А гладиатор, как известно, товар разовый.
Практически все аристократы Рима, как и положено родовитым аристократам, давно уже живут в долг. А кто ростовщики, коим они должны немыслимые суммы? Большей частью выходцы из провинции – евреи.
Причины финансового упадка Рима
В общем, внутренний долг растет. Рим катится в пропасть. Император Тиберий это понимает.
Тиберий пытается бороться с экономикой проедания, воюет с роскошью: издает антиалкогольные указы, высылает из Рима артистов, закрывает элитные рестораны, пытается директивно сдерживать цены.
Это, естественно, ни к чему хорошему не приводит. Напротив, растет инфляция, процветает черный рынок, в обществе накапливается напряжение.
Растет раздражение…
Растет раздражение аристократов против ростовщиков.
Растет раздражение администрации против финансовых спекуляций фарисеев, отнюдь не способствующих укреплению денежной единицы Рима.
Растет раздражение аристократов против императора Тиберия, который ограничивает их в развлечениях. А когда такие дела, и до заговора недалеко.
И заговор с целью убийства Тиберия действительно случается. Во главе заговора некто Луций Элий Сеян – префект преторианской гвардии. Как бы мы сейчас сказали, командующий Римским военным округом.
Заговор Сеяна
Здесь необходимо небольшое, но любопытное отступление. Заговор Сеяна состоялся в 30 году нашей эры. Раньше считалось, что Христа распяли в 33 году н.э., когда ему стукнуло 33 года.
Но современные богословы и историки отодвигают эту дату на три года назад – в нисан года тридцатого, то есть все случилось как раз в период заговора против Тиберия. «Тиберия – в Тибр!» - таков лозунг заговорщиков.
Но Сеяну нужна поддержка на случай вероятной гражданской войны. И Сеян пишет своим старым друзьям, в том числе прокуратору Иудеи времён Иисуса Христа Понтию Пилату. Просит поддержки. Пилат соглашается.
Участие Пилата в заговоре Сеяна
Но у него проблема: прокуратор не уверен, пойдут ли его легионеры воевать за самозванца.
Тем более что из-за разницы золотосеребряных курсов в Риме и на Востоке на свою зарплату легионеры могут позволить себе в Иудее времён Иисуса Христа жить в три раза лучше, чем в метрополии. Так на кой ляд им возвращаться на родину? Вы нас родиной не пугайте, товарищ Пилат!..
Значит, нужно дать легионерам деньги. А где взять? Пилат – простой римский чиновник, живущий на одну зарплату. Откуда у чиновника такие деньги? Но прокуратор знает, где нужная сумма имеется. Однажды он уже брал из этого источника. Еле отмылся потом...
Гигиена важнее Бога
В Иерусалиме была очень старая канализация. На улицах воняло. Городу грозили эпидемии. Пилат неоднократно писал в Рим, чтоб дали денег на починку. Столица отмалчивалась.
А местные власти в лице фарисеев и саддукеев денег на коммунальное хозяйство жалели, полагая, что канализация находится в федеральном подчинении. Причем, случись эпидемия, граждане-то будут все валить на проклятых оккупантов!
«Резервный фонд»… Храма
И Пилат решился на смелый ход. Он силой взял деньги из корвана – казны храма. И на эти деньги провернул огромные строительные работы – обновил канализацию, водопровод построил, городские бани.
Естественно, в Рим тут же полетели доносы и жалобы от первосвященников: «Мы все налоги заплатили, а Пилат из священной казны деньги забрал!!! Нецелевое расходование средств!»
Отдуплился…
В Риме по этому поводу даже сенат заседал. Тогда Пилату удалось отвертеться. Ему было, что ответить сенаторам: ребята, здесь по улицам говно течет, у меня завтра половина гарнизона с дизентерией сляжет; и к тому же я бани новые построил!..
Тогда сенаторы оправдали Пилата: «Бани важнее храма!» Но сейчас повторить тот же трюк Пилату уже не удастся.
В Риме тут же станет известно, что прокуратор опять взял из корвана кучу денег. «А зачем?» - тут же спросят сенаторы. Не ответишь же, что на заговор… Значит, надо подумать. Крепко подумать.
Главный лозунг Христа
Пилат жил в столице Иудеи времён Иисуса Христа Кесарии. И лишь на праздник Пасхи на недельку традиционно приезжал в Иерусалим – привозил в храм дары от римского императора.
И как раз в самый его приезд в четырехстах метрах (!) от резиденции Пилата случается вопиющее безобразие – некий молодой человек громит перед храмом столы менял. Естественно, об этом Пилату становится известно мгновенно.
«На кол посадить?.. Или подумать?»
Туземцев Пилат не любит. Пилат отнюдь не либерал.
Когда-то по просьбе левитов он направил тяжелую конницу на сборище людей, слушавших на пригорке очередного бродячего проповедника по имени Февда, смущающего умы. Конница растоптала туземцев.
Почему же теперь Пилат делает вид, что ничего не произошло? За такие дела по местным законам вообще-то смертная казнь положена, а выносить смертные приговоры – прерогатива римских властей.
Есть тема…
А потому Пилат молчит, что странный молодой человек бросает интересный лозунг: «Отдайте кесарю кесарево!» Причем явно бросает его в расчете на уши прокуратора.
И Пилат понимает, что демонстрация устроена лично для него. И против тех, кого он, государственный человек, всеми фибрами души ненавидит и презирает – фарисеев и саддукеев.
Молчанию Пилата есть оправдание: прямых оскорблений кесарю не было, а в ваши туземные религиозные разборки я вмешиваться не хочу. Ведь вы же не просили меня о смертном приговоре смутьяну, правда, господа левиты?
Почему молчат левиты?
Действительно, господа левиты почему-то не просят смертного приговора для возмутителя спокойствия. Даже не схватили его. Чего это они стушевались?
А они боятся! Ведь для вынесения приговора Пилат может не полениться и потребовать личной встречи с Иисусом Христом, дабы по римскому праву устроить справедливый суд.
А фарисеи боятся этой встречи. Именно потому, что её так хочет Иисус Христос.
Что Пилат знал об Иисусе?
...Что к тому времени Пилат знал об Иисусе?
Что Иисус – профессиональный проповедник, обладающий определенной харизмой и пользующийся успехом у местной публики.
Что зелотов не поддерживает. Что, по слухам, гуляющим в Галилее, настоящим отцом Иисуса был не престарелый плотник Иосиф, а римский солдат Пандира...
И здесь Пилат не мог не почувствовать легкого налета симпатии к проповеднику. Ведь он был не грязный иудей, а наполовину римлянин!
Возможно, это было первой психологической ниточкой, связавшей Пилата и бродячего проповедника из Назарета.
Есть такая партия!
Итак, Иисус хочет встречи с Пилатом. Пусть даже его приведут к прокуратору на смертный суд. Зачем ему такой риск?
А затем, что Иисус не слепой. Он прекрасно видит все, что творится вокруг.
Что видит Иисус?
Он видит нарастающее раздражение Рима против финансовых спекуляций Иерусалима, раздражение Пилата волной терроризма со стороны зелотов, убивающих римских граждан, поджигающих строения, отравляющих колодцы.
Он видит, как нарастает пропасть между вопиющей роскошью, в которой живут левиты, и нищетой простых горожан.
Единственный, кто еще как-то по долгу службы поддерживает порядок в городе и стране, - Понтий Пилат. Проклятый оккупант.
Жестокий, немилосердный правитель, которого ненавидят здесь все - и левиты, и простолюдины.
Что знает Иисус?
Христос понимает: добром все это не кончится. Рано или поздно напряжение разрядится кровью. Кстати говоря, так оно и случилось.
Через непродолжительное время после распятия Иисуса Христа вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено Титом, а храм – финансовая опухоль империи – был римлянами разрушен (о чем, между прочим, Христос недвусмысленно намекал в каждом выступлении).