Убийство Маяковского
Приступаем к исследованию обстоятельств, причин и фактов смерти Маяковского. Что это было? «Самострел»? Или всё-таки убийство Маяковского?!
Тут обыватель по авторскому замыслу должен округлить глаза: «Какое убийство, милейший? Маяковский – суицидник! И это – общеизвестный факт»…
Версия убийства Маяковского
А как обывателю версия, предложенная Валентином Скорятиным [22] [23, приводится без купюр в приложении 1]? Вкратце изложим её «автореферат».
Скорятин допускает, что до конца жизни «поэт был верен романтическим идеалам революции. Но всё чаще в его «партийные книжки» врывались ноты трагического разочарования, и всё натужней он воспевал реальность.
«Начал «заговариваться»…
Зато крепло сатирическое обличение «дряни». В ходе набирающего силу ликования по поводу успехов голос поэта начинал звучать опасным диссонансом.
Появились и грозные предупреждающие сигналы: ошельмованы спектакли по пьесам «Клоп» и «Баня», снят портрет из журнала, все озлобленней травля в печати».
Так, по мнению Скорятина, в «недрах Лубянки», а может и в «самом Кремле» вызревает план физической ликвидации, убийства Маяковского.
«К ликвидации!»
План, который, по понятным причинам, не мог быть неизвестен руководителю секретного отдела ГПУ Якову (Янкелю) Агранову – одному из друзей Бриков и по «совместительству» одному из любовников «Лилички».
В начале 1930-го Агранов «по дружбе» делится с Бриками этим «откровением».
Те, приняв решение «сыграть свою игру» в наследственном переделе, дабы «не отсвечивать», вскорости получают визы (благо, связи в ГПУ имеются) и в феврале скоропостижно сваливают в очередной «европейский тур».
«Подселенец»
На квартиру к Маяковскому в Гендриков сразу после отъезда Бриков переезжает некто Л. Эльберт, работавший ещё в 1921 году в ВЧК заместителем начальника информационного отдела и особоуполномоченным иностранного отдела, занимавшегося шпионажем и международным терроризмом.
Зачастила семья чекистов Воловичей, и, наконец, заходил сам Агранов. Маяка, как волка, «обкладывают флажками»…
Убийство Маяковского планировалось 12 апреля…
Непосредственная операция по ликвидации Поэта, убийству Маяковского, изначально планировалась на 12 апреля 1930 года.
Этим числом даже датировали сфабрикованную предсмертную записку, написанную почему-то карандашом (известно нежелание поэта «одалживать» свой «Паркер» даже на непродолжительное время) и в дальнейшем вызвавшую обоснованную критику и сомнения в её подлинности со стороны друзей и коллег Маяковского.
Но что-то сорвалось. Убийство Маяковского отложили…
Утро 14 апреля 1930 года
После посиделок у Катаева в ночь с 13-го на 14-е апреля 1930 года Маяковский появляется у Полонской в 08:30 и увозит её на такси в квартиру на Лубянском.
Воспользовавшись его отсутствием, в квартиру 12 дома 3/6 по Лубянскому проезду проникает потенциальный убийца Маяковского и скрывается в ней.
Не исключается аналогичное проникновение дублёра убийцы Маяковского в квартиру в Гендриковом (ОГПУ-шники могли не знать о планах поэта на этот день).
К слову, убийцей Маяковского не обязательно мог выступать Агранов или Эльберт, занимавшие достаточно высокие административные посты в «ведомстве».
Неужели в ОГПУ «простых исполнителей» мало? Тем более для таких, специфических узконаправленных «операций»?..
Маяк – в квартире!
Маяковский с Полонской входят в квартиру и проходят в «комнату-лодочку». Полонская предупреждает, что в 10:30 у неё важная репетиция, и она, опасаясь гнева Немировича-Данченко, категорически неприемлющего актёрских задержек, опоздать не может.
Маяковский злится, что на него у Полонской опять – лимит времени. Он заявляет, что не выпустит Полонскую из комнаты, после чего запирает дверь и кладёт ключ в карман. Полонская располагается на диване, Маяковский садится на пол у её ног.
Что имеется в «промежуточном остатке»? Спрятаться в «комнате-лодочке» убийца Маяковского не мог – слишком мала её площадь и нет мест, где можно оставаться невидимым: платяной шкаф отсутствует; не под диван же или в камин лезть…
Как оставить дверь открытой?
Значит, убийца Маяковского – за пределами комнаты, возможно, в коридоре квартиры. Но комната-то заперта изнутри! А её «по плану» необходимо «держать открытой»…
Так «на авансцене» появляется книгоноша Локтев, на стук которого Маяковский открывает комнату. Книгоноша, якобы осознавая, что он – «не вовремя», сваливает книги на тахту и убегает.
Комната опять открыта! Плюс Локтев взглядом профессионала оценивает складывающуюся ситуацию…
Последний разговор
«Владимир Владимирович быстро заходил по комнате. Почти бегал. Требовал, чтобы я с этой же минуты, без всяких объяснений с Яншиным, осталась с ним здесь, в этой комнате».
Наконец,
«Я сказала:
- Что же, вы не проводите меня даже?
Он подошёл ко мне, поцеловал и сказал совершенно спокойно и очень ласково:
- Нет, девочка, иди одна… Будь за меня спокойна…
Улыбнулся и добавил:
- Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?
- Нет.
Он дал мне 20 рублей.
- Так ты позвонишь?
- Да, да.
Я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел».
Переведём изложенные факты в криминалистическую плоскость.
Полонская выходит из квартиры.
«Неожиданный гость»
Убийца Маяковского, держа пистолет в правой руке, рывком или толчком (зависимо от способа открывания двери, внутрь или наружу) открывает дверь и оказывается в комнате.
Лицом к нему стоит растерянный Маяковский – он-то ожидал, что это вернулась Полонская.
Два удара!
Воспользовавшись замешательством постояльца, убийца Маяковского наносит удар правой рукой (которая с пистолетом) в соответственно левую часть лица.
Маяковский от удара подаётся вправо и силится крикнуть, после чего получает упреждающий удар теперь уже с левой руки аккурат в переносицу и начинает оседать на пол рядом с тахтой. Нокдаун! А, может, и нокаут…
Выстрел!..
Убийца Маяковского проходит в комнату, оставляет на столе предсмертную записку (возможно, подкладывает в ящик стола 2 000 рублей на налоги, если их там до этого не было).
Возвращается к выходу и, приложив пистолет к левой груди сидящего у тахты Маяковского, сверху вниз производит выстрел в упор. Слышен осознаваемый хлопок.
Отход и сокрытие
Полонская бежит обратно в квартиру.
Убийца Маяковского тем временем вкладывает пистолет в слабеющую руку жертвы, выходит из комнаты и опять прячется там, где скрывался до покушения, убийства Маяковского.
Оставив так нужные ГПУ отпечатки своих пальцев на рукоятке вложенного в руки пистолета, Маяковский роняет оружие на пол.
Суета…
В квартиру, а затем и комнату влетает Полонская и видит сгустки пороховых газов от выстрела и предсмертную агонию Маяковского.
«Набежал народ. Кто-то звонил, кто-то мне сказал:
- Бегите встречать карету скорой помощи!
Я ничего не соображала, выбежала во двор, вскочила на ступеньку подъезжающей кареты, опять вбежала по лестнице. Но на лестнице уже кто-то сказал:
- Поздно. Умер».
Затерялся в толпе свидетелей
Мог в этой суете затеряться убийца Маяковского? Как два пальца об… асфальт. Может, это он и направил Полонскую встречать скорую помощь, может, это он фразой «Поздно. Умер» констатировал смерть Маяковского.
А, может, он вообще никому ничего не говорил, и преспокойно, смешавшись с нахлынувшей толпой, вышел в парадное и был таков.
На улице дал кому-то соответствующий сигнал и «приехавший первым руководитель секретного отдела ГПУ Я. Агранов сразу взял следствие в свои руки», изменив с «коллегами» положение убитого Маяковского, переложив его головой к двери: так нагляднее готовая к насаждению в умы версия о самоубийстве Маяковского.
Бред?
Вуаля!..
- Но это же – бред! – воскликнет обыватель.
- Отнюдь, - возразим. – Чем тогда скептик объяснит следующие факты смерти Маяковского…
«Неудобные» вопросы скептикам
Чем тогда (кроме как убийством Маяковского) скептик объяснит следующие обстоятельства смерти Маяковского:
1) внезапный отъезд за рубеж «четы» Бриков, не живущих, по сведениям Лили Юрьевны, совместной половой жизнью с 1916 года, а совместно совершающих заграничный вояж и того раньше;
2) с «какого ляда» квартира Маяковского в Гендриковом после отъезда Бриков буквально кишит «гэбъём», а Эльберт в ней вообще разве что не прописался?
3) почему педант Маяковский, датируя предсмертную записку 12-м апреля, не переписал её 13-го или ранним утром 14-го апреля без «постскриптумов»?
4) почему предсмертная записка написана карандашом, ведь для Маяковского, в сущности, это – его последнее творение, а он работал «на века», чему более соответствует претензионный «Паркер»?
5) зачем вообще стреляться Маяковскому, если Полонская, в сущности, согласилась на уход от Яншина и уже вечером обещала переехать в Лубянский проезд?
По травмам Маяковского
6) какова этимология разбитой левой скулы Маяковского?
7) какова этимология сломанного носа Маяковского?
8) зачем Маяковскому проводить суицидальный выстрел в грудную клетку не горизонтально полу, а сверху вниз?
Так, чтобы пуля, «пробив сердце и левое лёгкое, ушла вниз кзади и вправо, и, поранив правую почку, застряла в подкожной клетчатке правой поясничной области»?
А потом явственно прощупывалась патологоанатомами между 11-м и 12-м рёбрами Маяковского;
9) как Агранов, Третьяков и Кольцов оказались «на точке стрельбы» первыми официальными лицами, опередив даже следственную группу?
Маяковский в «Битве экстрасенсов»
Показательно и испытание «Битвы экстрасенсов», инициированное съёмочной группой телеканала «ТНТ» в 19-й серии 13-го сезона проекта (эфир от 07.12.2012 года).
Тогда оставшимся в «Битве экстрасенсов» четверым экстрасенсам надели на лица светонепроницаемые маски и по одному проводили в «комнату-лодочку» на Лубянском.
О том, что экстрасенсы находятся на месте гибели Маяковского и должны были описать обстоятельства смерти Маяковского, по понятным основаниями, никто из испытуемых не знал.
Что «увидел» Вит Мано?
Второй по очереди участник – американец Вит Мано верно описал обстановку комнаты и показал, как упал её хозяин, когда его настиг смертельный выстрел.
Он точно воспроизвёл позу Маяковского, которого впоследствии перенесли на диван.
Мано удалось многое рассказать, но он считал, что описываемые им события произошли несколько дней назад. Наблюдатели сочли, что причиной данной ошибки стал факт законсервированного состояния комнаты, в которую никого не впускают.
Отдельно отметим, что, по мнению Мано, Маяковский был убит, уверяя, что энергетика Маяковского не позволила бы ему совершить самоубийство.
Убийство – 1 «за», остальные – против!
Однако остальные участники «Битвы экстрасенсов» были кардинально противоположного мнения:
и Фатима Хадуева (4-е место по итогам «Битвы»), и Елена Голунова (2-е место), и Дмитрий Волхов (Велес) (Победитель) посчитали, что постоялец комнаты покончил жизнь самоубийством.
Что «увидела» Фатима Хадуева?
При этом Фатима Хадуева точно описала физическое состояние Маяковского накануне смерти, обстоятельства последнего дня его жизни и свидетельствовала, что незадолго до смерти он был с женщиной.
Однако назвать причину самоубийства Маяковского она не смогла.
Что «увидела» Елена Голунова?
Елена Голунова увидела и описала мужчину-самоубийцу, который жил в комнате. Неожиданно её речь начала перемежаться непонятными словами.
Позднее выяснилось, что это была грузинская речь, с которой Маяковский был знаком по раннему периоду жизни. Голунова утверждает, что услышала слова от бывшего жильца.
В отдельном спецвыпуске удалось идентифицировать сказанное как «пусть не дрогнут ваши сердца». Затем Елена описала многолюдные похороны хозяина комнаты.
Наконец она объявила, что хозяин просит её и съёмочную группу покинуть помещение и оставить его в покое. По мнению Елены, случившееся – самоубийство.
Что «увидел» Дмитрий Волхов?
Но более всего поразило автора прохождение испытания будущим победителем «Битвы» Дмитрием Волховым (Велес), который не захотел находиться в комнате, а сел на её пороге.
Первоначально он отметил, что чувствует холод от помещения и то, что фантом мёртвого постояльца крайне недоволен произошедшим вторжением. Затем верно описал внешность Маяковского, характерное для него поведение.
Наконец точно указал, что хозяин комнаты скончался от самостоятельного выстрела в сердце.
«Русская рулетка»?..
А дальше началось самое интересное – Велес высказал предположение, что Маяковский играл в «русскую рулетку», то есть не планировал самоубийства в чистом виде, а всего лишь затеял игру со смертью, надеясь, что останется в живых, как однажды это уже происходило.
Оговоримся, в уголовно-правовом контексте прямого либо косвенного умысла на совершение самоубийства у Маяковского не было.
Истинная форма вины Маяковского в собственной смерти – преступная самонадеянность, характеризующаяся тем, что субъект осознаёт общественную опасность совершаемого действа, предвидит его последствия, но сознательно рассчитывает на их предотвращение.
«Барабана» не было!..
Высказанное встретило жесточайший отпор сотрудников музея и его директора Стрижнёвой Светланы Ефимовны, пояснившей, что по официальной версии Маяковский застрелился из маузера – пистолета «небарабанной системы».
Это не позволяет использовать его для игры в «русскую рулетку», хотя маузер действительно был заряжён единственной пулей.
А если Дмитрий Волхов (Велес), несмотря на высказанную критику, прав? Впрочем, в «забегании вперёд» мы увлеклись…
Самое время перейти к астрологическому исследованию смерти Маяковского на предмет её природы: суицид или убийство Маяковского?