Премьеры балета «Светлый ручей»
Премьера балета «Светлый ручей» состоялась в МАЛЕГОТе, он же Ленинградский Малый оперный театр, ныне – Михайловский театр, 04 апреля 1935 года [4].
Первые исполнители: Зина – Зинаида Васильева, Пётр – Пётр Гусев, Классическая танцовщица – Фея Балабина, Классический танцовщик – Николай Зубковский, Дачник – Михаил Ростовцев, Дачница – Евгения Лопухова.
Ключевые вопросы – разница во времени Москвы и Гринвича в 1935 году и время премьеры.
Разница во времени Москвы и Гринвича
С первым особых сложностей не предвидится: согласно таблице изменения исчисления времени на территории СССР и РФ [5] 21 июня 1930 года в СССР был осуществлён ввод декретного времени, вследствие чего разница Москвы с Гринвичем аж до 01 апреля 1981 года составляла +3GMT.
Время начала спектаклей
Со вторым – сложнее: всё же действующее трудовое законодательство Советской России – тема кандидатской диссертации, как минимум. Только в поисках Кодекса Законов о Труде (КЗоТ) 1922 года можно «мозг поплавить».
А уж, учитывая множество подзаконных актов того периода («непрерывка», «шестидневная рабочая неделя» и т.д.), работа кажется «неподъёмной» в принципе.
Поэтому время начала спектаклей в 1935 году проще (как бы странно это ни звучало) искать эмпирическим путём, взяв за точку отсчёта сегодняшнюю реалию – 19:00, тем более что 04 апреля в 1935 году пришлось на четверг – будничный, не выходной день.
Гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе
Построим гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе по этим параметрам и оценим его валидность.
В первую очередь в пользу валидности (истинности, аутентичности) гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе свидетельствует Асцендент в Весах – знаке, управляемым Венерой, общим сигнификатором искусства, эстетики и красоты, что полностью соответствует «подлунной картине» – премьера балетного спектакля.
Шедевр или халтура?
На истинную культурную ценность, без примеси критики и внешних оценок премьеры балета «Светлый ручей», а именно какого качества был представляемый почтенной публике продукт – балет «Светлый ручей» – шедевр или халтура, может указать зодиакальный статус управителя Асцендента, Венеры.
Она, судя по гороскопу премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе, владыка генитуры (19 баллов)!
Так, она а) в собственной ночной обители, Тельце (5 баллов); б) в собственном триплицитете (3 балла); в) директная (4 балла); г) быстрая (2 балла); д) западная (2 балла); е) свободна от сожжения (5 баллов), но её портит единственная акцидентальная слабость – нахождение в 8 доме (-2 балла), к рассмотрению которой вернёмся позже.
Из аспектации Венеры отметим трин (!) к Нептуну, соуправителю Рыб, знака, отвечающего за «музыкальную составляющую» и частично имеющему отношение к балету, ибо Рыбы в медицинской астрологии проецируются на ступни.
Но что скажет зритель?
Далее. Как премьера балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе была воспринята «почтенной публикой»? Ответ даст рассмотрение Десцендента и его управителя. Сигнификатор зрителя – управитель Десцендента, Марс.
Он, хотя и обладает прескверным статусом (в изгнании, ретрограден, медленный, но восточный и не сожжённый), находится в «полной власти» балета «Светлый ручей», ибо расположен в Асценденте.
В синастрии (астрологии взаимоотношений) это указывает на комбинацию чрезмерной влюблённости… Кроме этого, Марс ещё и расположен в фасе Венеры.
«Браво! Бис!»
Дополняет позитива в оценку публики и экзальтирующее Солнце – управитель 11 дома («блага от короля» – денежные премии, государственные награды и почёт у министров), также находящееся в Десценденте.
Опять же, 11 дом в числе прочего – сфера т.н. «коллективного творчества», каковым, в сущности, и является балетное действо. Таким образом, зодиакальный статус Солнца ещё раз (помимо Венеры) подтверждает, что балет «Светлый ручей» – не пустышка!
Иными словами, зритель полюбил балет «Светлый ручей» после премьеры в МАЛЕГОТе «окончательно и бесповоротно».
Венчает «позитивный блок» гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе большой «водный» тригон Плутон, Юпитер, Меркурий, «связывающий» 3 (пресса), 6 (слуги, критики), 9 (новаторский прорыв) и 12 (абсолютное служение) дома.
Рецензии на премьеру балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе
А что же произошло «по факту»? О культурном резонансе премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе и её оценке современниками однозначно свидетельствуют рецензии тех лет – балет «Светлый ручей» имел грандиозный успех, как у зрителей, так и у критики, отнесшей к его недостаткам «поверхностность сюжета».
Рецензия Поляновского
Так, в частности (по тексту рецензий отметим обнаруженные гороскопические соответствия), «через всю сцену взлетают качели. Северный Кавказ, Кубань дают простор выдумке (Меркурий большого тригона управляющий 9 домом) композитора и постановщику.
Пляски горцев и кубанцев, русские хороводы, пляска стариков, не желающих отстать от молодёжи, эти танцы изобразительно (Венера, 9), звонко (Меркурий) и остроумно (Венера, Меркурий) звучат в оркестре (6).
В балете Шостаковича, благодаря умелой (9) постановке Лопухова, танец сам собой вытекает из музыки (9, 12).
Стремление постановщика сделать балетные сцены реальными, жизненными достигает своей цели (Плутон большого тригона в МС). <…>
Язык оркестра (6) Шостаковича, всегда заразительно юный (Меркурий), сочный (Юпитер), задорный (и Меркурий, и Юпитер), обрёл ряд красочных бытовых черт (6).
Танцевальность (12) отдельных номеров безудержна (Юпитер), она впитала в себя лучшие традиции классической танцевальной музыки от Штрауса до Глазунова.
Ясность и чёткость замысла (9), прекрасная мелодичность (Венера) – огромная заслуга композитора. <…> Как много (Юпитер) блестящих (Солнце) страниц разбросано в партитуре!» (Поляновский Г. Новый балет Шостаковича. Правда, 06 июня, № 154, 1935).
Рецензия Соллертинского
Или «в «Светлом ручье» - два полюса: очень высокий профессиональный (9) уровень хореографии (Венера) и общий тонус советской жизнерадостности (Солнце).
И один минус – но зато очень существенный – драматургически беспомощное либретто, нечто вроде растянутого дачного водевиля с переодеваниями.
К тому же подобие сюжетной интриги существует только во втором акте: всё остальное – сплошной дивертисмент, где танцы безостановочно следуют один за другим» (Соллертинский И. «Светлый ручей». Советское искусство, М., 1935, 11 июня).
Рецензия Бродерсона
А также «на этом примитивном либретто балетмейстеру Ф.В. Лопухову всё же удалось построить весёлый (Юпитер) и бодрый (Юпитер, Меркурий) комедийный спектакль, имеющий большое принципиальное значение (9).
Если раньше поиски реалистического стиля в балете ограничивались главным образом «осмыслением» пантомимной части спектакля (так было и с «Бахчисарайским фонтаном», балетом больше пантомимным, нежели танцевальным),
то в «Светлом ручье» утверждение (9) реализма достигается, прежне всего, средствами самого танца (Венера, 12) и в частности классического» (Бродерсон Ю. «Светлый ручей». Вечерняя Москва, 1935, 15 июня).
Итог премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе
Заметим, через два месяца после премьеры балет «Светлый ручей» встречает в своей основе положительные (тригон, Венера, Марс) рецензии прессы (Юпитер – 3) и критики (Юпитер – 6), хотя либретто уже тогда оценивается по заниженной оценке – см. формирующуюся оппозицию Венеры на Юпитер в гороскопе.
Но ни пресса, ни критики, ни сами создатели и артисты «Светлого ручья» по понятным причинам ещё не видят нависшей над балетом опасности, уже сложившейся «на небосклоне» в час премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе.
Крах как предчувствие: три причины нависшей трагедии
И опасность эта губительна.
В первую очередь это расположение управителя Асцендента, Венеры, в 8 доме – сфера смерти (что бы ни говорили политкорректные астрологи о «трансформации» и «видоизменении»).
Управитель Асцендента в 8 доме указывает на травмоопасную и короткую продолжительность жизни, в принципе. Это – аксиома!
Вторая
Эту же негативную тенденцию продолжает анализ Луны и как управителя МС (цель, карьера), и как показатель «потока событий».
Она, как и Венера, также расположена в 8 доме, но в отличие от последней, стоит на самом куспиде 8 дома.
При этом она – «без курса» – до выхода из знака не формирует ни одного аспекта. Аксиомная трактовка такого «холостого хода» Луны гласит: «Ничего не получится!», без каких-либо оговорок и условий.
Третья
В-третьих, покидая Овен, Луна в первую очередь образует конъюнкцию с Ураном, сигнификатором внезапных потрясений, в своей основе разрушающего толка. Если ещё учесть и статус Урана (в падении), трактовка гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе приобретает воистину зловещий аспект: скоро всё закончится…
Однако пока успех премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе обуславливает перенос постановки в Москву на основную сцену страны.
Гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в ГАБТе
Гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в ГАБТе (Большом театре), состоявшейся 30 ноября 1935 года [4], выглядит так.
Несмотря на то, что 30 ноября 1935 года пришлось на субботу, что не исключает начала премьеры балета «Светлый ручей» в Большом театре в утреннее или дневное время, целесообразно руководствоваться «стандартным» временем начала спектаклей – 19:00 по нижеследующим признакам валидности (истинности) гороскопа.
«Отзеркаливание» гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе
В первую очередь в вопросе оценки качества балета «Светлый ручей» как объекта искусства обращает внимание управитель 5 дома – Венера, расположенная на самом куспиде 5 дома: всё же, что бы там ни твердила «сталинская пропаганда», балет «Светлый ручей» – балет классный!
Во-вторых, Луна и как управитель Асцендента, и как указатель «потока событий», расположенная в 8 доме (что символично само по себе в контексте соотнесения гороскопов премьер балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе и ГАБТе) – то же зловещее указание на «скоротечность жизненного пути», см. гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе.
«Его яркие ясные очи до конца разглядели врага»
По ходу движения Луна секстилями передаёт свет от Меркурия, управителя IC (социальные низы в мунданной астрологии) и 12 дома (тайные враги) Юпитеру, управителю МС (вождь) и 6 (слуги).
Применимо к балету «Светлый ручей» в качестве обслуживающего персонала будут выступать непосредственно те, кто его и представляет «почтенной публике», начиная с осветителей, гримёров и костюмеров и заканчивая оркестрантами и танцовщиками.
Неплохое указание на вождя даёт и Солнце, сжигающее и Меркурий, и Юпитер; последние при этом, находясь «под его лучами»,
во-первых, находятся в его (Солнца, вождя) полной власти и,
во-вторых, в полной мере скрыты от посторонних глаз, ибо солнечный свет – лучшее средство сокрытия: в нём пока искомое отыщешь – ослепнешь!..
Дополним картину нахождением сей «триады», Солнца, Меркурия и Юпитера, вблизи куспида 6 дома (слуги, критика) вкупе с квадратурой к управителю MC – Сатурну в 9 (идеология) доме и, отметив, что Солнце в гороскопе управляет в числе прочего 3 (СМИ, печать) домом, завершим разбор гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в ГАБТе.
Балет – рабочим?!!
Обратимся к событиям «подлунного мира», последовавшим за премьерой балета «Светлый ручей» в ГАБТе, на предмет их соотносимости с «прогнозными показателями» по карте.
Как свидетельствуют историографы и пресса, на генеральную репетицию были приглашены рабочие крупных московских заводов (вот и Меркурий, управляющий IC – социальные низы), принявшие участие в обсуждении спектакля: «В целом оформление (видимо, это для «эксперта от народа» краеугольный камень в хореографии – Ломов) оставляет хорошее впечатление.
Однако некоторые детали действительности не соответствуют. Например, на горе изображены посевы. На крутых склонах не сеют – первый ливень всё смоет (достойное культурологическое замечание «зрителя» – Ломов).
Костюмы слишком пестры и в то же время полного облика современности, национальности колхоза (это что? – Ломов) не отражают (туда же – Ломов)» (Вожаков. Отсутствие сюжета – основной недостаток постановки. Советский артист, 1935, № 38).
Или «в первой картине, отражающей праздник урожая, зажиточную жизнь, танцы хороши, в особенности мужчин-горцев, жаль, что женщины, показанные в танцах, не горянки, а скорее артистки – балетчицы. <…>
Показ живыми фигурами движения машины мне понравился (тоже достойная культурологическая реплика: что ещё в балете может привлечь рабочего завода? – Ломов)» (Варнаков, завод «Динамо». Мало национальных танцев. Советский артист, 1935, № 38).
Иными словами, «тревожные ветры подули». Но не рабочие же «крупных московских заводов» сыграли «первую скрипку» на похоронах балета «Светлый ручей» после премьеры в ГАБТе. Безусловно.
Истинные причины трагедии лежат в иной плоскости…
«Любимый Сталин – счастье народное!»
В статье [6] музыкальный критик Иосиф Райскин, анализируя возможные причины внезапной опалы балета «Светлый ручей», предполагает: «Может быть, Сталин ревновал к славе, обрушившейся на молодого композитора?
Как раз в декабре 1935-го сложилась беспрецедентная ситуация, о которой сегодня пишут все биографы и исследователи творчества Шостаковича:
в Москве гастролировал Ленинградский Малый оперный, и в результате одновременно в одном городе на трёх сценах шла с огромным успехом «Леди Макбет Мценского уезда», а на двух сценах в эти же дни был показан «Светлый ручей».
Словно речь шла о «Пиковой даме» и «Лебедином озере»! Разумеется, это не осталось незамеченным «зрительской массой» и главным зрителем (вот и Солнце как сигнификатор вождя)…
Как яйца учат куриц…
Современники приводят и более прозаические мотивы: именно в «придворном» Большом театре (а не в экспериментальных, новаторских Малом оперном и Театре имени Немировича-Данченко) возникла оппозиция среди певцов, оркестрантов, артистов балета (а вот и «примкнувший к ним» Юпитер – управитель 6 дома).
Рутинёры пожаловались «куда надо» - на вокальные трудности в своих партиях, на «непонятность» музыки Шостаковича, на танцевальные «неудобства».
А жалобы фаворитов и в особенности фавориток Политбюро не оставляло без внимания. В самом деле, катастрофа разразилась после премьер «Леди Макбет» и «Светлого ручья» в Большом театре»…
«Могильщики» шедевра
Так «сыграли свои партии» Меркурий (рабочие заводов), Солнце (вождь) и Юпитер (оркестранты и артисты). Осталось проследить природу непосредственного «убийцы» балета «Светлый ручей».
Гороскоп, «отдав» Десцендент и куспид 8 дома Козерогу и Водолею соответственно, избавил нас от определения точного сигнификатора планетарного «могильщика».
Безусловно, это Сатурн и как управитель Десцендента, и как управитель 8 (убивающего) дома.
Он перегрин (в Рыбах, триплицитет Марса, терма Венеры, фас Луны), расположен в «идеологическом» 9 доме, коим и управляет, имеет квадратуры к «спайке» Меркурий – Юпитер – Солнце, но за счёт орбиса ближе к Солнцу, управителю 3 дома – СМИ.
Выражаясь «человеческим языком», сие указывает на идеологическую травлю балета «Светлый ручей» посредством печати (телевидения, к счастью, в тот момент не существовало).