Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Премьеры балета «Светлый ручей» 

Премьера балета «Светлый ручей» состоялась в МАЛЕГОТе, он же Ленинградский Малый оперный театр, ныне – Михайловский театр, 04 апреля 1935 года [4]. 

Премьеры балета «Светлый ручей»Первые исполнители: Зина – Зинаида Васильева, Пётр – Пётр Гусев, Классическая танцовщица – Фея Балабина, Классический танцовщик – Николай Зубковский, Дачник – Михаил Ростовцев, Дачница – Евгения Лопухова. 

Ключевые вопросы – разница во времени Москвы и Гринвича в 1935 году и время премьеры.

Разница во времени Москвы и Гринвича

С первым особых сложностей не предвидится: согласно таблице изменения исчисления времени на территории СССР и РФ [5] 21 июня 1930 года в СССР был осуществлён ввод декретного времени, вследствие чего разница Москвы с Гринвичем аж до 01 апреля 1981 года составляла +3GMT.

Время начала спектаклей

Со вторым – сложнее: всё же действующее трудовое законодательство Советской России – тема кандидатской диссертации, как минимум. Только в поисках Кодекса Законов о Труде (КЗоТ) 1922 года можно «мозг поплавить».

А уж, учитывая множество подзаконных актов того периода («непрерывка», «шестидневная рабочая неделя» и т.д.), работа кажется «неподъёмной» в принципе.

Поэтому время начала спектаклей в 1935 году проще (как бы странно это ни звучало) искать эмпирическим путём, взяв за точку отсчёта сегодняшнюю реалию – 19:00, тем более что 04 апреля в 1935 году пришлось на четверг – будничный, не выходной день.

Гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе

Построим гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе по этим параметрам и оценим его валидность.

Премьеры балета «Светлый ручей»

В первую очередь в пользу валидности (истинности, аутентичности) гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе свидетельствует Асцендент в Весах – знаке, управляемым Венерой, общим сигнификатором искусства, эстетики и красоты, что полностью соответствует «подлунной картине» – премьера балетного спектакля.

Шедевр или халтура?

На истинную культурную ценность, без примеси критики и внешних оценок премьеры балета «Светлый ручей», а именно какого качества был представляемый почтенной публике продукт – балет «Светлый ручей» –   шедевр или халтура, может указать зодиакальный статус управителя Асцендента, Венеры.

Она, судя по гороскопу премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе, владыка генитуры (19 баллов)!

Так, она а) в собственной ночной обители, Тельце (5 баллов); б) в собственном триплицитете (3 балла); в) директная (4 балла); г) быстрая (2 балла); д) западная (2 балла); е) свободна от сожжения (5 баллов), но её портит единственная акцидентальная слабость – нахождение в 8 доме (-2 балла), к рассмотрению которой вернёмся позже.

Премьеры балета «Светлый ручей»Из аспектации Венеры отметим трин (!) к Нептуну, соуправителю Рыб, знака, отвечающего за «музыкальную составляющую» и частично имеющему отношение к балету, ибо Рыбы в медицинской астрологии проецируются на ступни.

Но что скажет зритель?

Далее. Как премьера балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе была воспринята «почтенной публикой»? Ответ даст рассмотрение Десцендента и его управителя. Сигнификатор зрителя – управитель Десцендента, Марс.

Он, хотя и обладает прескверным статусом (в изгнании, ретрограден, медленный, но восточный и не сожжённый), находится в «полной власти» балета «Светлый ручей», ибо расположен в Асценденте.

В синастрии (астрологии взаимоотношений) это указывает на комбинацию чрезмерной влюблённости… Кроме этого, Марс ещё и расположен в фасе Венеры.

«Браво! Бис!»

Дополняет позитива в оценку публики и экзальтирующее Солнце – управитель 11 дома («блага от  короля» – денежные премии, государственные награды и почёт у министров), также находящееся в Десценденте.

Опять же, 11 дом в числе прочего – сфера т.н. «коллективного творчества», каковым, в сущности, и является балетное действо. Таким образом, зодиакальный статус Солнца ещё раз (помимо Венеры) подтверждает, что балет «Светлый ручей» – не пустышка!

Иными словами, зритель полюбил балет «Светлый ручей» после премьеры в МАЛЕГОТе «окончательно и бесповоротно».

Венчает «позитивный блок» гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе большой «водный» тригон Плутон, Юпитер, Меркурий, «связывающий» 3 (пресса), 6 (слуги, критики), 9 (новаторский прорыв) и 12 (абсолютное служение) дома.

Рецензии на премьеру балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе

А что же произошло «по факту»? О культурном резонансе премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе и её оценке современниками однозначно свидетельствуют рецензии тех лет – балет «Светлый ручей» имел грандиозный успех, как у зрителей, так и у критики, отнесшей к его недостаткам «поверхностность сюжета».

Премьеры балета «Светлый ручей»

Рецензия Поляновского

Так, в частности (по тексту рецензий отметим обнаруженные гороскопические соответствия), «через всю сцену взлетают качели. Северный Кавказ, Кубань дают простор выдумке (Меркурий большого тригона управляющий 9 домом) композитора и постановщику.

Пляски горцев и кубанцев, русские хороводы, пляска стариков, не желающих отстать от молодёжи, эти танцы изобразительно (Венера, 9), звонко (Меркурий) и остроумно (Венера, Меркурий) звучат в оркестре (6).

Премьеры балета «Светлый ручей»В балете Шостаковича, благодаря умелой (9) постановке Лопухова, танец сам собой вытекает из музыки (9, 12).

Стремление постановщика сделать балетные сцены реальными, жизненными достигает своей цели (Плутон большого тригона в МС). <…>

Язык оркестра (6) Шостаковича, всегда заразительно юный (Меркурий), сочный (Юпитер), задорный (и Меркурий, и Юпитер), обрёл ряд красочных бытовых черт (6).

Танцевальность (12) отдельных номеров безудержна (Юпитер), она впитала в себя лучшие традиции классической танцевальной музыки от Штрауса до Глазунова.

Ясность и чёткость замысла (9), прекрасная мелодичность (Венера) огромная заслуга композитора. <…> Как много (Юпитер) блестящих (Солнце) страниц разбросано в партитуре!» (Поляновский Г. Новый балет Шостаковича. Правда, 06 июня, № 154, 1935).

Рецензия Соллертинского

Или «в «Светлом ручье» - два полюса: очень высокий профессиональный (9) уровень хореографии (Венера) и общий тонус советской жизнерадостности (Солнце).

И один минус – но зато очень существенный – драматургически беспомощное либретто, нечто вроде растянутого дачного водевиля с переодеваниями.

К тому же подобие сюжетной интриги существует только во втором акте: всё остальное – сплошной дивертисмент, где танцы безостановочно следуют один за другим» (Соллертинский И. «Светлый ручей». Советское искусство, М., 1935, 11 июня).

Рецензия Бродерсона

Премьеры балета «Светлый ручей»А также «на этом примитивном либретто балетмейстеру Ф.В. Лопухову всё же удалось построить весёлый (Юпитер) и бодрый (Юпитер, Меркурий) комедийный спектакль, имеющий большое принципиальное значение (9).

Если раньше поиски реалистического стиля в балете ограничивались главным образом «осмыслением» пантомимной части спектакля (так было и с «Бахчисарайским фонтаном», балетом больше пантомимным, нежели танцевальным),

то в «Светлом ручье» утверждение (9) реализма достигается, прежне всего, средствами самого танца (Венера, 12) и в частности классического»  (Бродерсон Ю. «Светлый ручей». Вечерняя Москва, 1935, 15 июня). 

 Итог премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе

Заметим, через два месяца после премьеры балет «Светлый ручей» встречает в своей основе положительные (тригон, Венера, Марс) рецензии прессы (Юпитер – 3) и критики (Юпитер – 6), хотя либретто уже тогда оценивается по заниженной оценке – см. формирующуюся оппозицию Венеры на Юпитер в гороскопе.

Но ни пресса, ни критики, ни сами создатели и артисты «Светлого ручья» по понятным причинам ещё не видят нависшей над балетом опасности, уже сложившейся «на небосклоне» в час премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе.

Крах как предчувствие: три причины нависшей трагедии

И опасность эта губительна.

Премьеры балета «Светлый ручей»

В первую очередь это расположение управителя Асцендента, Венеры, в 8 доме – сфера смерти (что бы ни говорили политкорректные астрологи о «трансформации» и «видоизменении»).

Управитель Асцендента в 8 доме указывает на травмоопасную и короткую продолжительность жизни, в принципе. Это – аксиома!

Вторая

Эту же негативную тенденцию продолжает анализ Луны и как управителя МС (цель, карьера), и как показатель «потока событий».

Премьеры балета «Светлый ручей»Она, как и Венера, также расположена в 8 доме, но в отличие от последней, стоит на самом куспиде 8 дома.

При этом она – «без курса» – до выхода из знака не формирует ни одного аспекта. Аксиомная трактовка такого «холостого хода» Луны гласит: «Ничего не получится!», без каких-либо оговорок и условий.

Третья

В-третьих, покидая Овен, Луна в первую очередь образует конъюнкцию с Ураном, сигнификатором внезапных потрясений, в своей основе разрушающего толка. Если ещё учесть и статус Урана (в падении), трактовка гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе приобретает воистину зловещий аспект: скоро всё закончится…

Однако пока успех премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе обуславливает перенос постановки в Москву на основную сцену страны.

Гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в ГАБТе

Гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в ГАБТе (Большом театре), состоявшейся 30 ноября 1935 года [4], выглядит так.

Премьеры балета «Светлый ручей»

Несмотря на то, что 30 ноября 1935 года пришлось на субботу, что не исключает начала премьеры балета «Светлый ручей» в Большом театре в утреннее или дневное время, целесообразно руководствоваться «стандартным» временем начала спектаклей – 19:00 по нижеследующим признакам валидности (истинности) гороскопа.

«Отзеркаливание» гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе

В первую очередь в вопросе оценки качества балета «Светлый ручей» как объекта искусства обращает внимание управитель 5 дома – Венера, расположенная на самом куспиде 5 дома: всё же, что бы там ни твердила «сталинская пропаганда», балет «Светлый ручей» – балет классный!

Во-вторых, Луна и как управитель Асцендента, и как указатель «потока событий», расположенная в 8 доме (что символично само по себе в контексте соотнесения гороскопов премьер балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе и ГАБТе) – то же зловещее указание на «скоротечность жизненного пути», см. гороскоп премьеры балета «Светлый ручей» в МАЛЕГОТе.

«Его яркие ясные очи до конца разглядели врага»

По ходу движения Луна секстилями передаёт свет от Меркурия, управителя IC (социальные низы в мунданной астрологии) и 12 дома (тайные враги) Юпитеру, управителю МС (вождь) и 6 (слуги).

Премьеры балета «Светлый ручей»Применимо к балету «Светлый ручей» в качестве обслуживающего персонала будут выступать непосредственно те, кто его и представляет «почтенной публике», начиная с осветителей, гримёров и костюмеров и заканчивая оркестрантами и танцовщиками.

Неплохое указание на вождя даёт и Солнце, сжигающее и Меркурий, и Юпитер; последние при этом, находясь «под его лучами»,

во-первых, находятся в его (Солнца, вождя) полной власти и,

во-вторых, в полной мере скрыты от посторонних глаз, ибо солнечный свет – лучшее средство сокрытия: в нём пока искомое отыщешь – ослепнешь!..

Дополним картину нахождением сей «триады», Солнца, Меркурия и Юпитера, вблизи куспида 6 дома (слуги, критика) вкупе с квадратурой к управителю MC – Сатурну в 9 (идеология) доме и, отметив, что Солнце в гороскопе управляет в числе прочего 3 (СМИ, печать) домом, завершим разбор гороскопа премьеры балета «Светлый ручей» в ГАБТе.

Балет – рабочим?!!

Обратимся к событиям «подлунного мира», последовавшим за премьерой балета «Светлый ручей» в ГАБТе, на предмет их соотносимости с «прогнозными показателями» по карте.

Премьеры балета «Светлый ручей»

Как свидетельствуют историографы и пресса, на генеральную репетицию были приглашены рабочие крупных московских заводов (вот и Меркурий, управляющий IC – социальные низы), принявшие участие в обсуждении спектакля: «В целом оформление (видимо, это для «эксперта от народа» краеугольный камень в хореографии – Ломов) оставляет хорошее впечатление.

Однако некоторые детали действительности не соответствуют. Например, на горе изображены посевы. На крутых склонах не сеют – первый ливень всё смоет (достойное культурологическое замечание «зрителя» – Ломов).

Костюмы слишком пестры и в то же время полного облика современности, национальности колхоза (это что? – Ломов) не отражают (туда же – Ломов)» (Вожаков. Отсутствие сюжета – основной недостаток постановки. Советский артист, 1935, № 38).

Или «в первой картине, отражающей праздник урожая, зажиточную жизнь, танцы хороши, в особенности мужчин-горцев, жаль, что женщины, показанные в танцах, не горянки, а скорее артистки – балетчицы. <…>

Показ живыми фигурами движения машины мне понравился (тоже достойная культурологическая реплика: что ещё в балете может привлечь рабочего завода? – Ломов)» (Варнаков, завод «Динамо». Мало национальных танцев. Советский артист, 1935, № 38).

Иными словами, «тревожные ветры подули». Но не рабочие же «крупных московских заводов» сыграли «первую скрипку» на похоронах балета «Светлый ручей» после премьеры в ГАБТе. Безусловно.

Истинные причины трагедии лежат в иной плоскости…

Премьеры балета «Светлый ручей»

«Любимый Сталин – счастье народное!»

В статье [6] музыкальный критик Иосиф Райскин, анализируя возможные причины внезапной опалы балета «Светлый ручей», предполагает: «Может быть, Сталин ревновал к славе, обрушившейся на молодого композитора?

Как раз в декабре 1935-го сложилась беспрецедентная ситуация, о которой сегодня пишут все биографы и исследователи творчества Шостаковича:

в Москве гастролировал Ленинградский Малый оперный, и в результате одновременно в одном городе на трёх сценах шла с огромным успехом «Леди Макбет Мценского уезда», а на двух сценах в эти же дни был показан «Светлый ручей».

Словно речь шла о «Пиковой даме» и «Лебедином озере»! Разумеется, это не осталось незамеченным «зрительской массой» и главным зрителем (вот и Солнце как сигнификатор вождя)…

Как яйца учат куриц…

Премьеры балета «Светлый ручей»Современники приводят и более прозаические мотивы: именно в «придворном» Большом театре (а не в экспериментальных, новаторских Малом оперном и Театре имени Немировича-Данченко) возникла оппозиция среди певцов, оркестрантов, артистов балета (а вот и «примкнувший к ним» Юпитер – управитель 6 дома).

Рутинёры пожаловались «куда надо» - на вокальные трудности в своих партиях, на «непонятность» музыки Шостаковича, на танцевальные «неудобства».

А жалобы фаворитов и в особенности фавориток Политбюро не оставляло без внимания. В самом деле, катастрофа разразилась после премьер «Леди Макбет» и «Светлого ручья» в Большом театре»…

«Могильщики» шедевра

Так «сыграли свои партии» Меркурий (рабочие заводов), Солнце (вождь) и Юпитер (оркестранты и артисты). Осталось проследить природу непосредственного «убийцы» балета «Светлый ручей».

Гороскоп, «отдав» Десцендент и куспид 8 дома Козерогу и Водолею соответственно, избавил нас от определения точного сигнификатора планетарного «могильщика».

Безусловно, это Сатурн и как управитель Десцендента, и как управитель 8 (убивающего) дома.

Он перегрин (в Рыбах, триплицитет Марса, терма Венеры, фас Луны), расположен в «идеологическом» 9 доме, коим и управляет, имеет квадратуры к «спайке» Меркурий – Юпитер – Солнце, но за счёт орбиса ближе к Солнцу, управителю 3 дома – СМИ.

Выражаясь «человеческим языком», сие указывает на идеологическую травлю балета «Светлый ручей» посредством печати (телевидения, к счастью, в тот момент не существовало). 

назад

далее