Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
+7 (903) 977-04-76
Услуги
×
☰ Меню

Дело Есенина

Казалось бы, был вставлен изнутри ключ в замочную скважину двери номера Есенина, не был вставлен – какая разница?

«Что автор так «рубится» за этот злосчастный ключ?» – удивится незнакомый с криминалистикой читатель. Поясним…

Дело Есенина

4 вопроса дела Есенина

В сущности, в «деле Есенина» профессионалов от правоведения должны интересовать исключительно 4 ключевых вопроса смерти Есенина:

1. Был или не был пятый номер «Англетера» заперт изнутри, со стороны постояльца?

2. Мог или нет низкорослый Есенин «смастырить петельку» под самым потолком?

3. Имеются ли на теле Есенина повреждения, нехарактерные для повешения?

4. Что исчезло, появилось, изменилось в номере, вызывает странности своим наличием либо отсутствием?

Мнение прокурора

Об этом же, кстати, говорит и Н.Н. Дедов в Заключении [41]:

«Авторы публикаций правильно отмечают низкое качество и неполноту акта осмотра места происшествия и трупа С.А. Есенина, проведённого участковым надзирателем милиции Горбовым без участия врача, в котором не отражены существенные обстоятельства (состояние номера, размеры веревки, высота ее привязывания и др.), с тем, чтобы убедительно подтвердить возможность для Есенина закрепить веревку высоко под потолком, а также невозможность проникновения посторонних лиц в запертый изнутри гостиничный номер.

Однако, как свидетельствует существующая и в настоящее время практика работы органов следствия и дознания, такие нарушения нередко допускаются при очевидности «ненасильственной» смерти.

Каких-либо объективных доказательств того, что версия о самоубийстве Есенина не была очевидна для его знакомых Устиновых, Эрлиха и других лиц, в том числе и присутствовавших при осмотре трупа, авторами публикаций не приводится» (жирный шрифт мой – Ломов).

Халтура

Однако… Впору только руками развести: заключение-то Генеральной прокуратуры РФ – халтура!!! Вот, вроде бы, и акценты-то расставлены верно (высота потолка, запертый изнутри номер), а всё равно – халтура…

Мнение Сварога о деле Есенина

«Начнём с конца».

Как это «каких-либо доказательств, что версия о самоубийстве не была очевидна для знакомых и других лиц, в том числе присутствовавших при осмотре трупа, авторами публикаций не приводится»?

А рисунки, сделанные 28 декабря 1925 года, и свидетельства Василия Сварога (В.С. Корочкина)?!!

Дело Есенина

Позднее Сварог, сделавший в номере Есенина в «Англетере» рисунки погибшего Есенина, рассказывал своему другу, журналисту И.С. Хейсину:

«Мне кажется, что этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина.

И домой он «спать» не ходил – с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря всё время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах.

Обстановка была нервозная, в Москве шёл съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому всё было так неуклюже, и осталось много следов.

Перепуганный дворник, который нёс дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову... А где теперь этот дворник?

Сначала была «удавка» – правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана.

Потом его закатали в ковёр и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде.

Пили, курили, вся эта грязь осталась… Почему я думаю, что закатали в ковер?

Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны…

Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и всё потом унесли… Очень спешили… «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке.

Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…

Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»… Очень странное стихотворение…» (Опубликовано в газете «Вечерний Ленинград», 28.12.1990 года).

Получается, как минимум, один «сомневающийся» в лице Сварога был!..

Дело Есенина

О путях отхода из закрытого изнутри номера

Вернёмся к закрытому изнутри номеру Есенина в «Англетере».

По Н.Н. Дедову, «невозможность проникновения посторонних лиц в закрытый изнутри гостиничный номер».

Что? Это полное моделирование возможных ситуаций, на которое способна мысль сотрудника Генеральной прокуратуры?!!

У лётчиков бытует мем: «Важно не взлететь, важно – приземлиться».

По аналогии дело не в проникновении, а в исчезновении из закрытого изнутри номера. Любой киллер всегда рассматривает варианты ликвидации жертвы с обязательным учётом оптимальных путей отхода.

Проникнуть к Есенину можно под каким угодно предлогом: Ушаковы шампанское передали, деньги от Наседкина согласились на почте выдать, тот же Эрлих за портфелем вернулся…

Варианты, при которых Есенин сам откроет номер либо не особо удивится вошедшему знакомцу, а потом закроет номер на ключ с внутренней стороны, безграничны.

Вопрос – как из закрытого изнутри номера Есенина в «Англетере» исчезнуть? В воздухе, как свита Воланда, раствориться?

А вот тут, при разработке путей отхода из закрытого изнутри номера Есенина в «Англетере», оказывается, «возможны варианты»…

Дело Есенина

Вариант № 1: спрыгнуть с окна

Для убийцы-одиночки либо участника убийства по выбору группы

После имитации самоубийства Есенина и выхода из номера Есенина через дверь соучастников (для группы) «фигурант» закрывает номер Есенина изнутри и спрыгивает с окна или балкона, «уходит» через них.

Незначительная высота расположения номера Есенина в «Англетере» (второй этаж) позволит без ущерба для здоровья покинуть номер Есенина, спрыгнув с окна или балкона на Вознесенский проспект глубокой ночью (при групповом преступлении время ухода может координироваться соучастниками).

Использование любого приспособления для спрыгивания с окна или балкона, например, верёвки, исключается, так как сопряжено с его креплением без возможности последующего демонтажа в дальнейшем.

Оптимальные действия следователя по делу Есенину при варианте № 1

Таким образом, любому «незаинтересованному» следователю в целях объективности расследования дела Есенина нужно было проверить, заперты ли изнутри балконная дверь и окна.

Если нет, исследовать подоконники и горизонтальные поверхности балкона на предмет обнаружения незаметённых снегом следов, а также специальных приспособлений для покидания номера Есенина (вдруг убийца «проколется» в такой мелочи).

Если окна и балконная дверь будут закрыты изнутри, и не будут иметь следов механических повреждений, имеются основания в пользу суицида Есенина…

Если бы не… вариант № 2!

Дело Есенина

Вариант № 2: отход через дверной проём в стене

Для убийцы-одиночки либо участника убийства по выбору группы

Перед имитацией самоубийства Есенина номер Есенина закрывается на ключ изнутри, дабы моделируемая картина случайно не стала достоянием «чужого глаза».

По её, имитации, окончании от правой стены отодвигается массивный шкаф, исследуется состояние:

- смежной комнаты (горит ли свет? различимы ли звуки, голоса постояльцев? заселён ли номер в принципе?) и

- межкомнатной двери, отделяющей от неё № 5 (имеет ли замок? закрыта ли, если имеет? возможно ли её отпирание номерным ключом? взлом замка?).

Если соседний с номером Есенина номер пуст, соучастники по выбору покидают номер Есенина через входную дверь № 5 либо дверной проём соседней комнаты.

Назначенный участник (для группы) либо основной фигурант закрывает № 5 изнутри (проверяет его закрытие с оставлением ключа в замочной скважине) и «уходит» через дверной проём соседнего номера, возможно, путём взлома двери (двери открываются в сторону коридора; см. журавлёвский «коридорный снимок» № 5).

Если соседний, смежный с номером Есенина, номер заселён, уход соотносим со степенью психической агрессии фигуранта либо группы.

Постояльцев соседнего с номером Есенина номера в контексте ситуации проще запугать и выйти в коридор из двери их номера даже без взлома последней.

Ситуация облегчается, если смежная комната не предназначена для проживания в принципе.

Так, ряд исследователей (в частности В. Кузнецов [42, глава I]) свидетельствует: «5-й номер до 1917 года использовался под аптеку, откуда «таинственная» дверь вела на склад (более 160 кв.м), где хранились лекарства.

Имеются и соответствующие пометки: «Пустует со времен революции»; «Под жилье не годится».

В этом случае проблема с покиданием номера Есенина облегчается предельно: и смежная с номером Есенина, и входная соседнего номера, коридорная, двери открываются либо «спецсредствами», либо путём механического повреждения замка / выбивания двери.

Оптимальные действия следователя по делу Есенину при варианте № 2

Опять же, «незаинтересованный» в деле Есенина сыщик был обязан проверить, закрыты ли означенные двери; имеются ли на них в любом случае механические повреждения замка либо последствия применения физической силы.

Не будет лишним потребовать у администрации осмотра смежного помещения на предмет его содержания и частоты посещения, например, с целью уборки.

Наконец, если обе двери не будут иметь признаков внешнего воздействия, а в смежном помещении наличествовать признаки его давнего посещения (уровень запылённости поверхностей, отсутствие следов несанкционированного посещения), имеются основания в пользу суицида Есенина…

Если бы не… вариант № 3!

Дело Есенина

Вариант № 3: согласованный отход с ведома администрации

Участие в убийстве представителей органов власти и гостиничной администрации

«Отход» непосредственных исполнителей облегчён максимально и осуществляется, вероятнее всего, по сценарию варианта № 2 – через смежную дверь номера Есенина и входную дверь соседнего номера.

С той разницей, что замки этих дверей отпираются «родными» ключами представителем администрации, например, управляющим Назаровым.

Этот вариант, кстати, хорошо объясняет значительное «выдвижение» правого угла шкафа внутрь номера Есенина на снимке Наппельбаума: в образовавшуюся «расщелину» между задней стеной шкафа и правой стеной номера «уходили» исполнители.

Задвижение шкафа обратно, в первоначальное состояние, было уже проблематичным и невозможным, видимо, за счёт массивности шкафа либо (или вкупе) если смежная дверь открывалась в сторону номера Есенина.

В противном случае, зачем Есенину перед повешением озадачиваться передвижением мебели, если это не сопряжено с подготовкой к суициду?.. Шкаф никак доступу к трубам не препятствует. Тогда зачем он так выдвинут и кем?

Оптимальные действия следователя по делу Есенину при варианте № 3

Таким образом, единственная возможность «отследить» покидание номера Есенина через смежную дверь – исследование смежного помещения на предмет наличия признаков его давнего посещения (уровень запылённости поверхностей, отсутствие следов несанкционированного посещения), как и в варианте № 2.

Однако если в соседнем с номером Есенина номере в ночь на 28 декабря 1925 года была предварительно проведена влажная уборка – «туши свет».

Наконец, если события развивались по варианту № 3, то даже так «заморачиваться» не стоило: исполнители покинули номер Есенина через входную дверь, Назаров закрыл её за ними со стороны коридора, а вскрывая номер Есенина утром, мог просто «констатировать» для присутствующих, что дверь была заперта изнутри. Всё!

Неужели Н.Н. Дедов «не видел» этого, когда работал над Заключением?

Дело Есенина

Резюме

Закрытие номера Есенина изнутри, со стороны жильца, в привязке к этажности номера, его планировки и возможности участия в «операции» органов власти в сговоре с гостиничной администрацией, никоим образом не является ключевым доказательством самоубийства Есенина (по Заключению Генеральной прокуратуры).

Равным образом, как и доказательством насильственного характера его смерти. Только факт. Обычный факт. Обстоятельство, которое так и не стало ключевым…

к началу

к разделу

назад

далее