Был ли Иисус?
Так, уже в 52 году (здесь и далее – летоисчисление по Рождеству Христову, нашей эре) некий историк, уроженец Самарии, Талл, по вопросу «был ли Иисус?» свидетельствует о Христе.
Талл и Флегон о тьме во время распятия
И хотя мы знаем о работах Талла по цитатам других авторов, одним из которых был Юлий Африкан, последний упоминает работу Талла в интересном отрывке:
«В третьем томе своей «Истории» Талл объясняет эту тьму затмением Солнца, что, по моему мнению, неразумно».
Под «этой тьмой» Африкан подразумевает наступление тьмы во время распятия, которую Талл, а также другой историк I века, Флегон в своих «Хрониках», считали солнечным затмением.
Иными словами, евангельский рассказ о наступлении тьмы «по всей земле» был хорошо известен историкам I века, и требовал от неверующих, которые были его свидетелями, объяснения естественными причинами.
Свидетельства Талла и Флегона по вопросу «был ли Иисус?» являются хотя и косвенными, но свидетельствам, что Иисус «был»…
Мара-Бар-Серапион об историчности Иисуса
Идём далее. В Британском музее хранится интересная рукопись, представляющая собой текст письма, написанного позднее 73 года.
Это письмо было отправлено сирийцем по имени Мара-Бар-Серапион своему сыну Серапиону.
Автор письма в то время находился в тюрьме, но писал сыну, чтобы ободрить его в поисках мудрости, и указывал, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей.
Сократ, Пифагор и… Иисус Христос!
В виде примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и… Иисуса Христа (!):
«Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление.
Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю.
А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство?
«Наказание Господа»
Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии.
Но Сократ не погиб навеки – он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки – он продолжал жить в статуе Геры.
Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём учении».
Как видим, не называя Иисуса по имени, автор письма считает Христа такой же существующей личностью, как Сократа и Пифагора; что действительно Иисус «был»…