Жёны поэтов
Здесь – о схожести и совпадениях в «мирской жизни» обоих Поэтов, событийном фоне: жёны и браки, внебрачные связи, дети, привычки, путешествия и прочее.
Низкий рост
Есенин – 168 см, Высоцкий – 170 см.
Жены и браки Есенина и Высоцкого
Первые жёны обоих поэтов практически незнакомы широкому кругу.
У Есенина – сожительница Анна Романовна Изряднова, старше Поэта на 4 года, с которой он познакомился во время работы в типографии «Товарищества И.Д. Сытина».
У Высоцкого – законная жена Изольда Константиновна Высоцкая (урождённая Мешкова, по первому браку – Жукова), старше Высоцкого на год.
Воспоминания первых жён
А.Р. Изряднова – автор воспоминаний о Есенине, опубликованных в 1965 году, через 40 лет после кончины Поэта.
И.К. Высоцкая – автор книги воспоминаний о Высоцком «Короткое счастье на всю жизнь», опубликованных в 2005 году, спустя 25 лет после кончины Поэта.
Воспоминания обеих жён поэтов широкому кругу читателей неизвестны. Вели замкнутый образ жизни.
Вторые жёны поэтов
Вторые жёны поэтов – профессиональные актрисы, до брака с Поэтами себя «узами Гименея» не связывавшими.
Вторая жена Есенина – Зинаида Николаевна Райх, старше мужа на год и три месяца.
Вторая жена Высоцкого – Людмила Владимировна Абрамова, младше мужа на полтора года.
Третьи жёны поэтов
Третьи жены поэтов – иностранки, к моменту брака не имеющие российского гражданства!
Третья жена Есенина – Айседора Дункан, американская танцовщица, новатор и один из основоположников т.н. «свободного танца», прадеда современной хореографии.
По приезде в Союз была чрезвычайно популярна. Старше Есенина на восемнадцать лет.
Третья жена Высоцкого – Марина Влади, профессиональная французская актриса и певица русского происхождения, ровесница Поэта.
Являлась «иконой стиля» после своей эпохальной роли в «Колдунье», за которую была особенно любима советским зрителем.
«Коммунизм – это молодость мира»
Дункан, по некоторым сведениям, состояла в компартии США, в России к ней прочно «прилипло» прозвище «Дунька-коммунистка».
Влади также «водила дружбу» с членами компартий Италии и Франции. Позже сама вступила в ФКП.
Иными словами, обе симпатизировали одиозному советскому строю своего времени, за что были радушно принимаемы советскими «верхами», что в дальнейшем позволило обоим Поэтам практически беспрепятственно совершить мировое турне в сопровождении именитых жён.
Однако оба поэта непонятным образом умудрились «затмить» жён своим талантом перед зарубежной публикой, куда, по большому счёту, были «вывезены» в качестве «свиты».
«Больны «Пугачёвым»
Показателен и тот факт, что к моменту знакомства с Дункан Есенин поглощён «Пугачёвым»:
с лета 1921 года он декламирует свою новую работу друзьям и слушателям.
Именно в период премьерных показов «Пугачёва» Театром на Таганке в 1967 году происходит встреча Высоцкого с Мариной Влади.
ОГПУ и КГБ «строили планы»
По мнению В.А. Мешкова [69], в обоих случаях небезосновательно полагают, что знакомства знаменитостей с поэтами не обошлись без помощи и надзора советских спецслужб.
Вероятно, власть полагала, что поэты станут более лояльны к «системе», станут более послушными и управляемыми, а их союз со «знатными иностранками» пойдет на пользу имиджу страны на Западе.
В обоих случаях эти надежды не оправдались, и полноправными членами советской элиты ни Есенин, ни Высоцкий не стали. Свобода для них была дороже.
«Четвёртые»
На стадии «четвёртых» жён у Поэтов расхождение.
Есенин за три месяца до гибели вступает в четвёртый брак – с внучкой Л.Н. Толстого Софьей Андреевной Толстой, младше Есенина на пять лет.
Высоцкий, не вступая в официальный брак, последние годы сожительствует с Оксаной Павловной Афанасьевой, младше Высоцкого на двадцать два года.
Оба всегда выступали инициатором разрывов супружеских связей: ни от Есенина, ни от Высоцкого сама, по своей воли, не ушла ни одна жена.