Слава поэтов
Восприятие социумом
И Есенин, и Высоцкий познали прижизненную славу. Оба поэта были любимы до степени слепого обожания практически всеми слоями общества.
У обоих поэтов – мощнейшая харизма.
У обоих – очевидный поэтический и исполнительский таланты.
«Похабники и скандалисты»
При этом оба же, мягко говоря, слабо соответствовали «моральному облику строителя коммунизма»:
алкогольные загулы и пьяные дебоши, более чем свободные отношения с женщинами, общий флёр антисоциальных личностей, прославлявших «дарёную» жизнь и общей склонностью к блатной романтике.
Стоит отметить и «ответный» пиетет «лихих» к поэзии обоих.
Тайные завистники и враги
При этом и Есенина, и Высоцкого изрядно «выбивали из колеи» недоброжелатели и противники, завистники и враги.
Оба – оставили свой, неповторимый вклад в русскую культуру.
Отказ от диссидентства
К открытой борьбе против советской власти и диссидентству непричастны оба.
Но, оба, будучи свободными «художниками» по духу, умудрились и при тоталитаризме позволять себе критический и сатирический взгляд на современные реалии, сумев это выразить в своём творчестве.
Без каких-либо политических и, уж тем более, уголовных последствий для себя. Хотя соответствующую аналогию можно провести и с Маяком!
Больницы и «дурка»
На «ниве» алкоголизации оба поэта «посетили» лечебные заведения на ранних этапах формирования болезни: Есенин с пресловутым порезом руки об оконное стекло, Высоцкий – с горловым кровотечением.
На поздних этапах оба – клиенты дневных стационаров психической направленности.
Странно, но подобное поведение обоим «сходило с рук» и, что греха таить, даже прибавляло «бонусов» в общенародной любви и славе поэтов: мол, де, вон, как Есенин с Высоцким «зашибают» - «наши люди: графьё из себя не корчат!»
Творческие «самовыдвиженцы»
Оба поэта не были творческими «одиночками» и пришли к славе на гребне волны творческой «братии».
Есенин выделился на фоне всей «поэзии серебряного века» (достойно посоперничав с Маяком, кстати!).
Высоцкий – на гребне бардовской песни, которую очень скоро перерос, заметно обойдя таких корифеев, как Окуджава, Визбор и Галич, незаметно и неожиданно для других превратившись не только в самостоятельную творческую единицу, но и став, без сомнения, духовным лидером десятилетия, если не пары…
Заграничные турне
Как уже отмечалось, именно «сочувствие коммунистическим идеалам» Дункан и Влади позволили Есенину и Высоцкому соответственно «замыслить кругосветку».
Оба поэта посетили сначала Европу, затем – Америку (один курс).
Оба, воспринимаемые европейскими и американскими «аборигенами» поначалу как свита своих именитых жён, снискали славу на своём профессиональном поприще за рубежом.
Есенина «принимали восторженно»
Есенин, по свидетельству И.И. Шнейдера [31]:
«На следующий же день, 13 мая, Есенин пришел в «Кафе Леон» (Берлин – Ломов) один, без Дункан, и сразу же стал читать стихи. Принимали его восторженно».
И «В Берлине в честь Есенина был организован большой вечер в зале общества зубных врачей…
На первом вечере в Доме искусств он был в московском костюме, в парусиновых туфлях, простой, доброжелательно настроенный и полный сил.
А на этот раз пришел в смокинге, цилиндре и в черной пелерине на белой подкладке, нервничал и все время презрительно усмехался. Но когда стал читать, преобразился и читал потрясающе».
Не уступил и Высоцкий…
Высоцкий. У Перевозчикова в «Правде смертного часа» [64]:
«За неделю до смерти Высоцкий говорит И. Шевцову: «Меня хорошо принимали в Америке…
Там писали, что после Есенина больше никого из русских поэтов так не принимали».
Шевцов добавляет: «Видно было, что ему нравилось сравнение с Есениным».
Есенин и Высоцкий на французском!
Для обоих Париж стал «городом творческого счастья»:
Есенин в Париже издал «Исповедь хулигана» на французском языке, а Высоцкий там же – свои пластинки, где звучат песни и на французском языке.