Образ Иисуса Христа
Общее значение асцендента по Кеферу
«Асцендент – угловой дом, относящийся к телу, интеллектуальным способностям человека, информирующий о телосложении, характере, общем здоровье, уме.
Асцендент обозначает основные черты жизни, борьбу за существование. Символизирует голову и ум».
Куспид Асцендента гороскопа Иисуса Христа расположен в 04º32' Девы.
Асцендент в Деве по Кеферу
«Рост выше среднего. Стройная фигура. Хорошее телосложение, но не слишком привлекательная внешность, во многих случаях большая физическая сила.
Красноватая или смуглая кожа, круглое лицо, тёмные волосы и глаза.
Характер и образ Иисуса Христа
Остроумный, изобретательный, честолюбивый, быстрый в реакциях, активный.
Склонность к выступлениям, наукам и ко всему нестандартному, привлекательные речь и стиль, методичность, приветливость, доброта, нервозность, меланхолия, твёрдость, интерес к литературе, живой дух, умеренные, но искренние страсти, любовь к земледелию, огородничеству.
Человек внушает к себе доверие (!), популярен у другого пола, нелегко взрывается и быстро забывает обиды.
Хороший коммерсант, но как предприниматель слишком пассивен. Восхождение благодаря собственным заслугам, обычно в подчинённом положении, но в большинстве случаев лишь посредственный успех.
Чаще всего жители больших городов, подчинённые люди, служащие в учреждениях и торговле.
Врачебная деятельность Иисуса Христа!
В самостоятельных профессиях успех выпадает на долю врача (!), химика, физика, актёра, танцора. Занятость значительная. Склонность к молодым, брак не очень хорош, детей мало, если они есть, некоторые умирают, а с остальными много забот.
Друзья большей частью товарищи по профессии или из низших слоев общества (!). Знакомства, как правило, не удаются, возможность подарков и наследства невелика. Имущество приобретается собственными силами в условиях сильной конкуренции и враждебности.
Самое удачное время жизни между 35-45 годами. Критический период между 45-55. Заграница для существования выгодней, чем родной край. Чёрствое отношение к близким (!), плохое здоровье в молодости.
При ночном рождении влияние благоприятнее (!). Изучать отношение Меркурия, Солнца и Сатурна! Хорошо, если Солнце в Козероге (!) или в 5-м (!), или в 9-м доме.
Хорошее влияние Урана создаёт талантливых инженеров, Сатурна – глубоких и основательных людей. Меркурий в Стрельце или в 5-м доме предупреждают о туберкулёзе (?).
1º-5º Асцендента
Возможность финансового успеха, твёрдость характера, спокойствие и расчётливость».
Асцендент в Деве по Бонатти
«125. Сто двадцать пятое рассуждение – изучать в натальных картах и вопросах, какой знак восходит.
Ибо если это будет знак планеты, которая имеет два дома, упражнения или беспокойства натива или кверента в основном будут в тех вещах, которые обозначены другим домом названной планеты, которые легко случатся с ним, и по большей части по его собственной вине…
Если Дева в Асценденте, он будет упражняться в вещах, которые увеличат его почитание и власть, поскольку Близнецы, другой дом Меркурия, будут десятым…
и если при этом Жребий Фортуны и Луна будут также в десятом, он совершенно точно будет могущественным принцем (!)».
Кроме того, у Бонатти об Асценденте в Деве:
«128. Сто двадцать восьмое рассуждение – будет ли в натальных картах Асцендент в человеческом знаке или господин его в человеческом знаке?
Ибо это означает, что натив честный, дружелюбный и приветливый человек, тем более, если им обоим случится быть там.
Но если асцендент несет подобие каких-либо тварей, которых люди используют для работы, как-то Овен, Телец, последняя часть Стрельца и Козерог, натив весьма покорный и скромный, однако весьма дружелюбный».
В гороскопе Иисуса Христа Асцендент в Деве – человеческий знак, управитель – в Козероге.
Планеты в Асценденте отсутствуют.
Асцендент в Деве по Матерну
«16. Асцендент в Деве предсказывает много потерь и неприятностей, но также и дар пророчества через сны, познание судьбы или сообщения свыше.
Уроженец будет вовлечен в незаконную деятельность через агрессивное желание женщин, но до тех пор, пока не будет достигнуто повышение знака.
Он будет весел и нежен, с потребностью в истинной дружбе. Горе от некоторых потерь будет липнуть к нему.
Он будет учёным, всегда стремящимся постичь секреты всех учений, и сохранит закрытым в своём сердце, то, что он познал.
Он будет иметь репутацию простого человека, но приобретет большое благосостояние благодаря своим речам или от выполнения своих обязанностей, или от переезда в другое место, от деятельности, связанной с религией, или собственного достоинства.
МС в Близнецах
17. МС в Близнецах указывает на доход от общественных или священных занятий, но только в старости.
Уроженец будет культивировать веру в бога и религиозные обряды, которые господствуют среди большого количество граждан, ищущим скрытое, разбирающимся во многих учениях и системах.
В последний год жизни на него будет обращено внимание за его честную и правильную жизнь.
Десцендент в Рыбах
18. Десцендент в Рыбах делает уроженца популярным, умным, занимающимся различными видами деятельности, искусным в общении, и всегда родовитым.
Он будет путешествовать по многим странам (!), будет знаком со многими людьми, которые будут преклоняться перед ним.
IC в Стрельце
Если IС будет в Стрельце, то он будет удачлив, получать доход от своей собственности, и многие будут преклоняться перед ним.
Он будет благодарить богов за его удачу и ему будут поручены священные обязанности.
Его будет радовать процветание детей; горе от потери детей компенсируется счастьем иметь большое количество потомков. Он будет талантлив во всех видах искусства, учёным и известным своей удачливостью» (книга 5, глава 1, пункты 16-18).
Градус Асцендента – 04º32' Девы
Триплицитет Луны, терма Меркурия (!), фас Солнца.
Матерн об Асценденте в терме Меркурия
«15. Те, кто имеет градус Асцендента в термах Меркурия, будут связаны с литературой, учёными, правильными в суждении, теми, кто честно выполняет свои обязанности.
Они будут смотрителями или правителями территорий, ответственными администраторами или правителями сокровищниц…» (книга 5, глава 2, пункт 15).
Сабианский символ градуса Асцендента
Ирландец видит в своей фантазии гномов под деревом;
Описание: ум, концентрация мыслей, активность при хороших Уране, Марсе или при сильных знаках земли.
Характерны для учёных, писателей, философов. Даёт успех на военном поприще.
Матерн о градусе Асцендента
«1… Имеющие асцендент со 2-го по 6-й градус Девы будут священниками, проповедниками или гаруспиками (от этрусского harus – внутренности и латыни specio – наблюдаю, в Древнем Риме жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных животных и толковавшие явления природы (гром, молнию, иное)), заметными своим высоким положением»(книга 8, глава 24, пункт 1).
Соединение со звёздами: нет
Аспекты планет к Асценденту
1. Расходящийся трин с Солнцем (116º43') – указание на значительное осветление кожи и цвета волос Иисуса Христа, см. также управителя фаса Асцендента – также Солнце.
Таким образом, утверждение, что Иисус Христос был брюнетом и имел тёмный цвет лица, явно ошибочно. Цвет волос, скорее, тёмно-русый или светло-русый, глаза – карие.
Возможен нервный тик лица
2. Сходящаяся оппозиция с Ураном (177º59') позволяет предполагать наличие нервного тика или непроизвольного сокращения лицевых мышц Иисуса Христа как средства психического реагирования (Уран в Рыбах) на результат взаимодействия с социумом (Уран в 7-м доме).
Хотя этот дефект образ Иисуса Христа не портил, в обычной жизни отсутствовал и проявлялся исключительно в случаях явного, активного противостояния. Не исключаются также и внезапные головные боли психогенного характера. Поразительно отражение этого аспекта у Казандзакиса [1].
Желание прятать лицо
3. Сходящийся секстиль с Нептуном (64º18'). Любые аспекты Нептуна на градус Асцендента часто обуславливают подсознательное желание скрывать лицо (Нептун – сигнификатор секретов и тайн).
При благоприятных аспектах, как в конкретном случае, такая аспектация градуса Асцендента может привнести в образ Иисуса Христа наличие бороды и усов, а также достаточную длину волос.
Кроме того, в Талмуде (Вав Талм. Шаббат. 104б) можно найти и другое замечание: «Иисус вывез магию из Египта в царапинах на теле», что ряд исследователей относит к наличию на теле Иисуса Христа татуировок.
Очевидно, что татуировки в образе Иисуса Христа – суть не украшение тела, но некий магический смысл: опять же Нептун как сигнификатор секретов и тайн.
Управитель Асцендента Иисуса Христа – Меркурий
Описание Меркурия как планеты изложено здесь.
Достоинства и слабости по Вильяму Лилли с учётом расположения в доме [36]: сумма достоинств и слабостей Меркурия по космограмме = 8 баллам.
Учитывая местонахождение управителя Асцендента в 5-м доме, добавим к этому значению 3 балла. Итог: 11 баллов.
Расположение по секте
Здесь и далее при рассмотрении планет по расположению в секте используется [60]:
Меркурий – западный, так как он восходит и заходит после Солнца, следовательно, он, являясь по своей природе нейтральным, в данной карте – ночной; расположен в Козероге – ночном знаке.
Таким образом, ночной Меркурий, расположенный в ночном знаке, в ночной карте находится в Хайзе – максимальном достоинстве по секте; это очень сильный и благожелательный Меркурий.
Бонатти о Меркурии
«126. Сто двадцать шестое рассуждение – отметь в натальных картах и вопросах, будет ли Меркурий сигнификатором, полностью или отчасти счастливым и сильным, и в Козероге или Водолее?
Ибо тогда натив будет глубокого и острого ума и великого разумения; тем, кто проникнет в суть вещей, и будет от начала видеть, каков будет результат».
Соединение со звёздами: нет
Аспекты управителя Асцендента
Меркурий формирует единственный аспект: сходящийся квадрат с Юпитером (91º37') – управителем 4-го и 7-го домов.
Общее значение аспекта рассматривалось здесь.
Применительно к управлению домами аспект даёт негативное влияние, выражающееся в скрытом противостоянии Иисуса Христа (Асцендент) роду (4-й дом), а также партнёрам и открытым врагам (7-й дом).
На физическом уровне аспект может привносить проблемы (Асцендент) с пищеварением (4-й дом – символический Рак – проекция на желудок) и печенью (7-й дом – символические Весы – проекция на печень).
А также указывать на некоторую худобу тела Иисуса Христа (Юпитер – как показатель полноты, достаточности и избытка в негативном аспекте с показателем физического здоровья тела).
Местонахождение Меркурия
Фактическое – в 5-м доме, диспозитор – Сатурн, так как Меркурий расположен в Козероге, управляемым Сатурном;
символическое – опять же в 5-м доме, диспозитор – Солнце, так как в символическом гороскопе 5-й дом соответствует Льву, управляемым Солнцем;
производное – также в 5-м доме, так как 5-й дом от Асцендента является 5-м домом, диспозитор – Солнце, так как в символическом гороскопе 5-й дом опять же соответствует Льву, управляемым Солнцем.
К изложенному добавим, что описания такого местоположения управителя Асцендента, несмотря на «солнечный» посыл, подвергаются строгому, жёсткому и ответственному контролю, так как диспозитором Меркурия – управителя Асцендента Иисуса Христа всё-таки является Сатурн – планета жесточайшего контроля, дисциплины и ответственности.
Поэтому однозначно утверждать, что Иисус Христос был ловеласом, эдаким флибустьером и бесшабашным авантюристом, вряд ли разумно.
Сельченок…
Перед трактовками аспекта управителя Асцендента – несколько вводных.
Да не смутит читателя нахождение в одном ряду с Бонатти, Кардано, Лилли, Матерном, наконец, Хэндом, фамилии малоизвестного современного белорусского астролога, каковым является Сельченок. Его работа используется по следующим причинам.
Во-первых, это всё та же убеждённость в целесообразности, по возможности, максимального исключения авторских субъективных умозаключений в вопросах трактовки гороскопа Иисуса Христа.
Дабы потом не сказали скептики, мол, «подогнал автор свои вирши под всем уже итак известный ответ». Отсылка на конкретный труд нивелирует эти попытки.
Во-вторых, при трактовке местонахождения управителя дома в определённом доме облегчается задача, «не изобретается велосипед», а даются уже имеющиеся наработки иных астрологов.
Ну, и, в-третьих, на начальном этапе изучения астрологии именно книга Сельченка [61] оказала автору неоценимую помощь, дала, так сказать, «первые ключи» к пониманию. Поэтому упоминание труда Сельченка в работе – своеобразный авторский реверанс.
В любом случае, не нравится Сельченок, можно прибегнуть к работам иных астрологов – благо, книжные развалы сейчас не испытывают дефицита подобной литературы. Итак,
Аспект управителя Асцендента
«Негатив (рассматривается в отсутствие гармоничных аспектов):
оправдание собственных привычек, потворство эмоциональным слабостям, чрезмерная привязанность к удовольствиям, тенденция самоутверждаться за счёт детей, подавляя их.
Такие люди почти всегда оказываются весьма творческими натурами. Они стремятся к сильным переживаниям, полны пламенного энтузиазма и склонны к драматизму. Их привлекают все виды искусства, они открыты вплоть до театральности и показушности.
Их активность столь велика, что часто они оказывается в самом центре существенных перемен жизни.
Это авантюристы и любители приключений, бесстрашно принимающие опасности и охотно идущие навстречу любви и неожиданностям.
Если у них не будет собственных детей, к ним будут тянуться дети окружающих и любовь эта будет взаимной. Это заядлые любители спорта, склонные к соревновательности и соперничеству.
Они от рождения являются романтиками и тонко чувствуют всё, что связано с любовью.
Интимная жизнь обычно протекает мирно, хотя при неверном развитии возможны тяжёлые разочарования и шумные успехи. Про таких людей говорят, что они влюблены в саму любовь».
Образ Иисуса Христа
Учитывая, что основа анализа Асцендента – описание образа Иисуса Христа, на нём и остановимся.
За основу возьмём содержание главы 14 «Сына Человеческого» Руслана Хазарзара [24], как наиболее исчерпывающее повествование по вопросу образа Иисуса Христа.
Древние источники и ссылки на них приведены с сохранением авторской стилистики. Итак, у Хазарзара об образе Иисуса Христа читаем (приводятся тексты древних источников):
Образ Иисуса Христа неизвестен…
«Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» - апостол Павел (2 Кор. 5:16).
Ириней об образе Иисуса Христа: «Плотский образ Иисуса Христа нам неизвестен» (Iren.Haer.I.25:6).
Августин об образе Иисуса Христа: «Мы совершенно не знаем лица Его» (Augustinus. De trinitate.8:4-5).
Патриарх Фотий об образе Иисуса Христа: «Лик Христов у римлян, эллинов, индийцев, эфиопян различен, ибо каждый из этих народов утверждает, что в свойственном ему образе явился людям Господь» (ок. 820 – ок. 890).
Ориген об образе Иисуса Христа: «Будучи Самим Собой, как бы не Собой являлся людям [...]. Вида одного не имел, но менял его, сообразно с тем, как мог видеть Его каждый».
Образ Иисуса Христа безобразен?
Цельс в «Правдивом слове» в изложении Оригена об образе Иисуса Христа: «Если в теле [Иисуса] был дух Божий, то оно должно было бы резко отличаться ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать или убеждать;
ведь невозможно, чтобы нечто, в чем заключено больше божественного, ничем не отличался от другого;
а между тем [тело Иисуса] ничем не отличалось от других и, как говорят, было малорослым, безобразным и нестатным» (Цельс у Оригена. – Orig.CC.VI.75).
Тертуллиан об образе Иисуса Христа
«Но в Его земной плоти не было ничего примечательного; она лишь показывала, сколь достойны удивления прочие Его свойства, - ибо говорили: «Откуда у Него это учение и эти чудеса?» (Мф.13:54).
Это говорили даже те, кто с презрением взирал на Его облик, настолько тело Его было лишено человеческого величия, не говоря уже о небесном блеске.
Хотя и у нас пророки умалчивают о невзрачном Его облике, сами страсти и сами поношения говорят об этом: страсти, в частности, свидетельствуют о плоти человеческой, а поношения – о ее невзрачности.
Дерзнул бы кто-нибудь хоть кончиком ногтя поцарапать тело небесной красоты или оскорбить чело оплеванием, если бы оно не заслуживало этого?» (Tert.De carne Christi.9; ср. Tert.Adversus Iudaeos.14).
Исайя об образе Иисуса Христа
Ветхозаветные стихи Второисаии об образе Иисуса Христа: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2) и «был обезображен паче всякого человека лик Его» (Ис.52:14).
Таков один блок исследовательских позиций, но существует и второй. Церковь, например, утверждает, что образ Иисуса Христа – прекрасен.
Образ Иисуса Христа прекрасен?
Иероним об образе Иисуса Христа (Epist.LXV.8): «Если бы в Его облике и взоре не было чего-то небесного, никогда апостолы тут же не последовали бы за Ним, а те, которые пришли схватить Его, не поразились бы».
Интересно в контексте образа Иисуса Христа и опубликованное в 1474 году так называемое Послание Лентула, якобы представляющее собой отчет проконсула Палестины римскому сенату (ссылка Хазарзара на Хитров М. Подлинный лик Спасителя. – М., 1894, стр. 18):
«Вид его (Иисуса) выразителен, так что всякий, видящий его, любит его или страшится.
Тёмно-русые, почти гладкие до ушей, а ниже вьющиеся, на концах более светлые, с огненным блеском, по плечам развевающиеся волосы, с пробором посередине головы, согласно назорейскому обычаю (in morem Nazareorum).
Гладкое чело и безмятежно-ясное; линии носа и рта безукоризненны. Борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине.
Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые (сoerulei в поэтической речи – темно-синие, темно-зеленые, сизые, то есть цвета морских глубин), меняющиеся.
Страшен во гневе, ласков и тих в увещании; весел с достоинством. Как замечено, он иной раз плачет, но никогда не смеется.
Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества. В беседе возвышен и краток. Прекраснейший из сынов человеческих».
Иоанн Дамаскин об образе Иисуса Христа
Иоанн Дамаскин (ок. 675-749) в «Три слова против порицающих иконы» (730 год), описывая образ Иисуса Христа, отмечает тесно сближенные, как бы сросшиеся, брови, чёрную бороду, сильно загнутый нос, и прибавляет ещё одну черту: «Был похож на Матерь Свою».
Никифор Каллиста об образе Иисуса Христа
Никифор Каллиста об образе Иисуса Христа (XIV век): «Мягко вьющиеся, белокурые при тёмных бровях волосы; смуглый цвет лица; светлые, неизъяснимой благостью сияющие, глаза проницательны [...].
Немного согбен в плечах [...]. Тих, кроток и милостив [...]. Матери Своей Божественной подобен во всем».
Хазарзар об образе Иисуса Христа
Резюмируя, Хазарзар по образу Иисуса Христа отмечает:
«Нам, живущим в XX веке, трудно представить, что образ Иисуса Христа «был обезображен паче всякого человека».
Иначе разве могла ли воскликнуть, глядя на Него, простая из народа женщина: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11:27)? Или могло ли Его лицо в Преображении просиять, «как солнце» (Мф.17:2)?
«Нам, истинной красоты желающим, Он один прекрасен», - говорит о лике Христа за весь христианский мир Климент Александрийский…
Впрочем, все это – гипотезы, ибо, как мы в дальнейшем увидим, есть веские основания усомниться в историческом характере рассказов о Преображении, о поцелуе Иуды и о явлениях воскресшего Христа.
Так что, подводя итог, нам с прискорбием приходится констатировать, что о внешнем облике Иисуса мы практически ничего не знаем. Лик Христа – vultus ambiguus».
«Канонический» образ Иисуса Христа
Вот это да… Ничего себе – исследовательский подход. Стоило собирать такой богатый материал, исписать пять с половиной страниц ради такого вывода. Посему оставим пока скептицизм Руслана в стороне…
Во-первых, описания образа Иисуса Христа в «Послании Лентула» и трудах Никифора Каллисты отлично соотносятся с полученными данными по разделам 7-9 суждений Вильяма Лилли к 1-му дому.
Во-вторых, исследователи Туринской плащаницы среди прочего провели компьютерную реконструкцию человека, изображённого на этом артефакте.
Как выглядел Иисус Христос?
Вот как выглядит лицо Иисуса Христа (слева: образ Иисуса Христа, переснятый с плащаницы и проявившийся на фотопластинке, справа: компьютерная реконструкция лица человека, оставившего отпечаток на погребальном полотне, воспроизводится по [45]):
Не кажется ли оно знакомым? Не этот ли образ визуализируется нами, когда заходит речь об Иисусе Христе?
Образ Иисуса Христа идентифицируем!
В-третьих, мыслимо ли, что, по Хазарзару, «о внешнем облике Иисуса мы практически ничего не знаем», но никто и не скажет, что Иисус Христос был поразительно похож на… Кутузова, например… или Ясира Арафата?..
При этом если смотреть на пред- и посмертные фотографии Че Гевары, то, как ни странно, многие отметят его внешнее сходство с образом Иисуса Христа. Значит, что-то об образе Иисуса Христа мы всё-таки знаем…
Образ Иисуса Христа в кинематографе
Или всё о том же. В истории кинематографа было около 50 фильмов, в которых присутствовал персонаж Иисуса Христа, и по жанру они были очень разными – от эпических полотен эпохи немого кино до комической «Жизни Брайана».
В 1927 году продюсер Сесиль Демиль выпустил ленту «Царь царей», главную роль в которой сыграл Генри Уорнер. В 1961-м появилась новая версия «Царя царей», где Христа сыграл Джеффри Хантер.
В 1965 году вышел фильм «Величайшая история, когда-либо рассказанная» с Максом фон Зюдофф в главной роли, а в 1977 году Франко Дзеффирелли выпустил сериал «Иисус из Назарета».
В 1988-м Мартин Скорсезе и актер Уиллем Дэфо предложили образ терзаемого сомнениями Иисуса Христа в «Последнем искушении Христа». Нельзя ни вспомнить знаменитый мюзикл «Иисус Христос – Суперзвезда».
И, наконец, одна из последних экранизаций – фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы».
Все… похожи!
В этой связи отметим, что ни один режиссёр не взял на себя смелость предложить зрителю «неканонический» образ Иисуса Христа. Возникает риторический вопрос: значит, кем-то этот «канон» на образ Иисуса Христа был установлен?
Нет, можно, конечно, спорить на уровне субъективизма, что Уиллем Дэфо в «Последнем искушении Христа» менее похож на Иисуса Христа, нежели Джеймс Кэвизел в «Страстях Христовых», но это частности. Основа образа Иисуса Христа неизменна и Его внешний облик более чем известен…
Что это? Массовый психоз? Влияние коллективного бессознательного? Или всё-таки память о предродовом опыте, будто перед самым воплощением в этот лучший из миров именно Иисус Христос провожает каждого из нас?..