Маневры на дороге
Теперь моделируем ситуацию.
Ментальное моделирование
Автомобиль двигается в сторону встречной полосы, туда, где приближается автобус.
На привычный маневр рулём вправо, чтобы выровнять автомобиль, машина непривычно реагирует крайне активно и уходит намного правее, чем этого хотел бы водитель.
Именно этим объясняется маневр на дороге и движение вплотную к ограждению мостика, расстояние от которого, водитель автобуса Янис Фибикс, оценил в 20 см. Происходит этот маневр на дороге по нескольким причинам.
Сила привычки!
Любой человек, управляя одним и тем же автомобилем и проехав на нём хотя бы 100-200 км, на уровне инстинкта привыкает к тому, что на определённый маневр рулём, автомобиль реагирует соответствующим изменением направления.
И привычка эта формируется в процессе повседневного управления автомобилем.
Под повседневным управлением автомобилем понимается нахождение всех четырёх колёс на однородной поверхности, когда сцепление левых и правых колес с дорожным покрытием одинаково.
Разница сцепления
В данном же случае левое переднее колесо находится на асфальте. Оно имеет лучшее сцепление с дорогой, нежели правое.
Плюс к этому вес водителя дополнительно усиливает прижимную силу левого переднего колеса к дорожному покрытию.
Правое переднее двигается по обочине, состоящей из песка, мелкого гравия и частично поросшее травой. Соответственно сопротивление качению у правого переднего колеса намного выше, чем у левого.
Дополнительно этот эффект усиливает тот факт, что водитель не убирает ногу с педали газа: он поддерживает определённую скорость. Автомобиль не ускоряется и не замедляется.
К вопросу скорости
Судя по траектории автомобиля возле мостика, что указана в схеме ДТП, скорость эта вряд ли более 110 км/ч.
Выполнить маневр на дороге в виде двух зигзагов по обочине на протяжении 7,70 м на более высокой скорости похоже на фантастику, даже в условиях начинающегося заноса.
Скорость в 110 км/ч я бы назвал максимально возможной в данной ситуации. Но необязательно, что и она была достигнута.
Этимология заноса
Я неслучайно упомянул слово «занос». Траектория автомобиля при маневре на дороге через мостик действительно схожа с началом динамического заноса.
Машину как бы начинает разбалтывать. А происходит это по причине того, что задние колёса, по сути, летят над дорогой.
В передней части «Москвича-2141» находится всё самое тяжелое. В его задней части нет пассажиров, нет груза в багажнике и топливный бак, возможно, тоже полупустой.
Нет того веса, который бы надёжно прижимал задние колёса к дорожному полотну и соответственно они подпрыгивают на любой неровности, дестабилизируя автомобиль и доставляя определённые неудобства водителю. А на правой стороне таких неровностей хватает.
Место касательного столкновения
Если при маневрах на дороге и было касательное столкновение автомобиля о столбик ограждения, то оно могло произойти именно задней частью автомобиля и именно по этой причине.
Но даже после этого критического заноса не происходит. Автомобиль в принципе сохраняет прямолинейное движение именно потому, что водитель всё ещё держит ногу на педали газа.
Передние, ведущие колеса, тянут «Москвич-2141» вперёд, не давая уйти в занос его задней части, даже после касательного столкновения.