Осуждаемая лень
Осуждаемая лень – очень сходная эмоция с осуждаемой виной, рассмотренной ранее.
Сходная, как говорят патентные поверенные, «до степени смешения» и в детском возрасте за счёт слаборазвитого эмоционального интеллекта неосознаваемая.
У социального большинства, находящегося, в своей основе, на 2EQ, неосознаваемая даже в преклонном возрасте. Но попробуем…
Ситуация
Итак, ситуация. Опять же из детства. Вы также захвачены любым из своих детских увлечений: игрой в компе, наряжанием кукол, просмотром ТВ, нахождением на улице с друзьями и прочими чрезвычайно важными для Вас в детстве и отрочестве делами.
Как всегда, «вдруг» Ваш батя решает проверить уровень и качество сделанных уроков.
- Ну, давай сюда учебник по географии и дневник, поясняй, что задано, - с папашей, как правило, стратегия «щасканья» не работает в принципе. От слова «совсем».
- Ага, описание почв Центральной Африки, - с предвкушением от Вашего полного фиаско потирает руки «глава семьи». – Ну, давай. «Бомби»…
«Понятно»…
На второй минуте Вашего «вяканья», «мэканья» и «бэканья» папаша «отдупляет», что о свойствах и особенностях почв Центральной Африки вы не знаете ни хрена!
- Сиди, учи! – звучит окончательный «приговор». – Будешь готов – зови. Проверю. Пока мне не ответишь, ни телика тебе, ни компа. Спать не ляжешь!..
Кошмар и ужас
Вы – в шоке и панике! У «этого», в отличие от мамаши, не забалуешь: он своё слово держит.
И текст ещё тот, сука; будто иезуит нарочно «насочинял»: «суглинистые», «эрозия почв», «пониженные дренажные свойства», «исходя из параметров точки росы»…
Чувство – будто читаешь «вирши» Гегеля и Канта, с которыми Вы, конечно, пока незнакомы, но вскорости это «удовольствие» Вам гарантированно.
Пока же «тупая вычитка» даже двух строк повергает Вас в зевоту и сон, которого Вас как назло так хотят лишить сегодняшней ночью. Заканчиваешь читать предложение – не помнишь, с какого слова оно начиналось!.. Мрак!!!
Попытка…
Но батина угроза реальна настолько, что рано или поздно Вы «домучиваете» ненавистный текст, почти вызубрив (ибо ничего по факту не понимаете) его наизусть.
Боле-менее сносно пересказываете его домашнему «экзекутору» и с его величайшего соизволения отчаливаете на покой, потеряв от полутора до трёх часов «своего драгоценного времени».
Осуждаемая лень
Как бы парадоксально это ни казалось, но закончив сии процедуры, Вы осудили свою эмоцию… лени! Нет, не вины, но лени!
Чтобы осознать разницу между ними, нужно ознакомиться с излагаемой доктриной «Архитектуры Сознания», но пока для Вас сие Знание «закрыто».
Остаётся верить авторам на слово и читать дальше.
Но разница между ними есть! И она глобальна! Как различие между Тихим и Атлантическим, если уж мы «призвали в помощь» географию…
Кто виноват?
Субъективно же (вспоминаем, один из критериев 2EQ) вина за прожитую эмоцию осуждаемой лени возлагается на виновное в Ваших бедах лицо – «неадекватного» папашу и, возможно, «неадекватного» автора текста, «заплетшего извилины» своим «умничаньем».
Пути выхода
Если «папаша» планомерен и строг, и его «набеги» на школьные успехи отпрыска происходят не раз от разу, а приобретают систематический характер, «особо одарённые» индивиды однажды раздупляют, что так себе недолго и «моск поплавить».
Предпринимаются «пути выхода» из сложившейся ситуации. Стратегий множество. Остановимся на самых частых в использовании.
Зубрёж
Самый контрпродуктивный – банальная зубрёжка: времени тратится не меньше, чем на полноценное усвоение изученного материала, а по факту в башке не остается ни-че-го.
Если по малолетству отсутствие в голове изученной информации трагедией не воспринимается, то уж потеря «драгоценного времени», которое с большей пользой можно было «потратить» на компьютерные игры, к примеру – «ущерб» ощутимый…
Шпора!..
Так на «авансцену» выходит новый «сценарий» – шпора, банальная шпаргалка.
К слову, при подготовке качественной шпоры усваивается достаточный объём информации, гарантирующий результат не менее хорошей (а порой и отличной) оценки.
Большинство отцов это прекрасно знают на своём опыте, но от отпрысков сей факт тщательно скрывается… Проблема только в одном – на каждую отцовскую проверку домашнего задания шпору не напишешь…
Выборка
Есть ещё одна «стратегия» – выборное изучение. Её «постигают» ученики уже к окончанию начальной школы.
Суть всем известна: если вчера тебя вызвали к доске, и ты ответил на отлично, вероятность вызова к доске сегодня исчисляется до 10%.
Соответственно вывод: необходимо рассчитать и распределить свой учебный «график» так, чтобы отвечать по каждому предмету на отлично, например, раз в неделю.
Остальное время, свободное от бесконечной зубрёжки – в Вашем полном распоряжении…
Так формируются качества верхогляда.
«Имя?»
Учитывая же, что качество работы с эмоцией лени осталось неизменным, неизменным остаётся и имя социальной роли при осуждаемой лени – Лентяй.
Однако в целях разграничения архетипических ролей при неосознаваемой лени и осуждаемой лени присвоим имена социальным ролям при осуждаемой лени: Зубрила, Шпаргальщик (Шпорщик) и Верхогляд соответственно.
Резюме
Подведём итог, сведя результат авторских изысканий в следующую таблицу.